Т. В. КОВАЛЬ, И. С. ХРОМОВА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к учебнику А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева
«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН»
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Введение
Таблица 1. Примерное блочно-тематическое планирование курса
Таблица 2. Примерное поурочное планирование курса
Поурочные разработки
Темы рефератов по новейшей истории зарубежных стран
Список рекомендуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость модернизации современного образования заставила по-новому
взглянуть на проблему исторического образования, в связи с чем исключительно остро
встал вопрос о современном учебнике истории XX в. и технологиях преподавания
предмета. Среди насущных проблем преподавания, связанных с его содержанием,
главными являются мировоззренческие (научные) и научно-методические проблемы.
Именно они призваны решить вопросы о месте и роли всеобщей истории и истории
Отечества в процессе обучения, о характере, объеме и отборе необходимой исторической
информации. Множество современных учебников реализует различные
мировоззренческие и методологические подходы — цивилизационный,
культурологический, западно-ориентированный, патриотически-ориентированный и т. д.
Настоящее пособие «Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева «Новейшая история зарубежных стран»: Эксперимент» основано на полифакторном, интеграционном подходах к историческому процессу, его преподаванию в школе. История XX в. на каждом этапе своего развития рассматривается в тесной взаимосвязи политических, социально-экономических и культурных аспектов. Методическое пособие позволяет изучать исторические процессы как единое целое, проследить место и роль Российской империи — СССР — России в мире на каждом этапе новейшей истории. В содержание пособия включены задания на сопоставление тенденций и процессов в России и в мире, использование материалов, связанных с историей Отечества и анализом событий и фактов мировой истории.
Учебник А. А. Улуняна и Е. Ю. Сергеева продолжает традиции информационно насыщенных изданий, при работе с которыми одной из главных задач учителя является требование научить старшеклассников ориентироваться в представленном материале. Учитель должен четко обозначить историческую проблему, выделить главные факты в ее изложении, максимально используя при этом методический аппарат учебника (исторический словарь в начале каждого параграфа, карты, иллюстрации, вопросы и задания, дополнительные сведения).
Сходный подход сохраняется и в представленном методическом пособии.
В современной учебной литературе можно выделить две основные модели изучения истории: констатирующую и рассуждающую. Авторы настоящего пособия — сторонники второй. Теоретические концепции выстраиваются на основании фактического материала: изложение фактов либо сопровождается выводами, либо нацеливает на анализ, сравнение, обобщение пройденного, способствуя формированию у учащихся умения рассуждать, а также изучению истории как единого, целостного процесса. Множество творческих заданий, требующих привлечения дополнительной информации, способствует разносторонней самостоятельной работе старшеклассников как индивидуального, так и группового характера, развивая навыки исследовательской практики. Несмотря на небольшой объем, пособие содержит необходимый минимум источников и дополнительных материалов, предложенных авторами в первую очередь для анализа, а не заучивания.
Методические рекомендации по курсу новейшей истории зарубежных стран способствуют утверждению демократических ценностей, помогают формированию патриотического сознания и уважительного отношения к истории других стран, народов, культур, а также к эстетическим вкусам и пристрастиям. В разработках уроков нет «лобового» подхода к проблемам воспитания, формирование ценностей гуманизма, патриотизма и нравственности во многом зависит от профессиональных достоинств
2
учителя. Но в каждом случае ученик получает возможность самостоятельно оценить факт или явление, высказать мнение, сделать свой выбор. Предложенные формы уроков дают возможность организовать дифференцированное обучение. В целом пособие нацелено на то, чтобы каждый учитель при подготовке к уроку, руководствуясь личностно ориентированным подходом, сумел выбрать формы работы и задания, максимально отвечающие уровню подготовки учащихся, их склонностям, создавая возможность для применения не только предметной, но и коммуникативной и социальной компетентности.
Структура пособия соответствует сложившейся практике преподавания всеобщей истории и включает в себя примерное блочно-тематическое планирование курса (табл. 1). При этом количество уроков, выделенных для изучения курса, составляет примерно 30% от числа часов, предусмотренных учебным планом на изучение истории. Тема каждого урока, форма его проведения, план изучения нового материала, дидактические средства и задания зафиксированы в примерном поурочном планировании курса (табл. 2). Содержание занятий раскрывается в поурочных разработках, которые включают дополнительный материал для изучения на уроке и организации проверки знаний учащихся. В конце пособия имеются темы рефератов по новейшей истории зарубежных стран и список рекомендуемой литературы.
3
Таблица 1
ПРИМЕРНОЕ БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Тематический блок | Требования минимума содержания | Основное содержание курса |
Война и революции — начало истории XX в. (мир в 1900—1918 гг.) | Изменения на карте мира в XX в. | Перераспределение колониальных владений в начале XX в. Балканские войны. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе после Первой мировой войны |
Развитие производства, техники и технологии в мире | Новые явления в экономике стран Европы и Северной Америки. Экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки | |
Неравномерность экономического и социального развития основных регионов мира | Уровень развития экономики и социальных структур в странах Европы, Северной Америки и в странах Азии, Африки, Латинской Америки | |
Реформы и революции в XX в. | Реформы в странах мира в начале XX в. Революционно-освободительные движения в странах Азии, Латинской Америки. Революции в европейских странах в период завершения Первой мировой войны | |
Политические системы и режимы в новейшее время | Политические системы стран мира в начале XX в. Изменения политических систем и режимов в итоге войны и революций | |
Международные отношения. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в. Первая мировая война | Международные отношения в 1900—1914 гг. Локальные военные конфликты. Создание Тройственного союза и Антанты. Первая мировая война. Послевоенная система международных договоров | |
Развитие культуры в XX в., изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре | Развитие науки и культуры в начале XX в. Массовая культура. Появление авангардизма | |
Мир между двумя мировыми войнами | Развитие производства, техники и технологии | Основные экономические процессы, происходившие в мире в 20-е гг. Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. Особенности экономического развития стран Европы и Северной Америки в 30-е гг. Экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки в период между войнами |
Политические системы и режимы. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм | Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов | |
Международные отношения. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны. Деятельность международных организаций | Международные отношения в 20-е гг. Образование и деятельность Лиги Наций. Развитие международных отношений в 30-е гг. Распад Версальско-Вашингтонской системы. Создание «оси» Берлин — Рим и Антикоминтерновского пакта. Локальные вооруженные конфликты и войны в мире в 30-е гг. | |
Развитие культуры в XX в. | Наука и культура в 20—30-е гг. Изменения в образе жизни людей в 20—30-е гг. | |
Вторая мировая война | Изменения на карте мира в XX в. | Планы агрессоров по разделу мира. Территориальные изменения в ходе военных действий |
Развитие производства, техники и технологии в мире в XX в. | Появление новых видов вооружения в годы Второй мировой войны. Ядерное оружие | |
Международные отношения в XX в. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и ее последствия. Первая и Вторая мировые войны | Вторая мировая война: причины, основные этапы, события, результаты и историческое значение. Антифашистская коалиция | |
Мир во второй половине XX в. | Изменения на карте мира в XX в. | Изменения на политической карте мира в результате Второй мировой войны, в процессе развития стран Восточной Европы и деколонизации стран Азии и Африки во второй половине XX в. |
4
| Развитие производства, техники и технологии в мире в XX в. Научно-техническая и технологическая революция. Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса. Неравномерность экономического и социального развития основных регионов мира | Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. Компьютерная революция. Основные тенденции экономического развития стран Запада и Востока во второй половине XX в. Постиндустриальное, информационное общество. Характеристика экономического развития ведущих стран мира. Глобализация хозяйственных связей. Кейнсианство. Монетаризм. Директивная экономика. Основные черты социально-экономической трансформации в государствах третьего мира. Характеристика экономики ведущих развивающихся стран |
Эволюция социальных групп и слоев в XX в. Социальные и национальные движения в XX в. | Основные тенденции социального развития стран Запада и Востока во второй половине XX в. Средний класс. Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах. Религиозно-этнические группы в развивающихся странах. Этнорегиональные противоречия. Апартеид. Многорасовое общество | |
Реформы и революции в XX в. | Структурные реформы в странах Запада в 70-е гг. XX в. Рейганомика. Тэтчеризм. Установление и эволюция коммунистических режимов в 40-е — начале 90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма. Демократические революции в Восточной Европе на рубеже 80—90-х гг. | |
Политические системы и режимы в новейшее время. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм | Политическое развитие стран Запада и Востока: основные тенденции и характеристика отдельных государств. Государство «всеобщего благоденствия». Демократические преобразования в посткоммунистической Европе. Политические трансформации в странах Азии, Африки и Латинской Америки | |
Международные отношения в XX в. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и ее последствия | Послевоенное мирное урегулирование. Международные отношения во второй половине XX в.: этапы, основные события, результаты. «Холодная война». НАТО и другие военно-политические блоки стран Запада, ОВД. Двухполюсный (биполярный) мир. Движение борцов за мир. Движение неприсоединения | |
Деятельность международных организаций. Мировое сообщество | Наднациональные организации. ООН. Интеграция европейских стран. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения | |
Развитие культуры в XX в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре | Искусство во второй половине XX в.: направления, стили, жанровые особенности. Массовая культура во второй половине XX в. Роль религии в обществе во второй половине XX в. Образ жизни людей. Спорт |
5
Таблица 2
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ урока | Тема урока | Основные термины Материалы Основные вопросы Форма занятий Форма кон и понятия учебника | ||||
1 | Общие тенденции в экономическом, политическом и культурном развитии ведущих стран Европы и Северной Америки | 1. Новые явления в экономике в начале XX в. 2. Изменения социальной структуры общества. 3. Основные системы политической власти. 4. Основные идеологические течения. 5. Развитие науки и культуры | Промышленно-финансовые группы. Тресты. Картели. Биржа. Фермерство. Территориальный раздел мира. Политические партии. Реформизм. Индустриальное общество. Стандартизация производства. Либерализм. Социал-демократизм. Авангардизм | § 1—2 (первая часть), документы к § 1—2 | Урок с элементами практической работы | Ответы на во по тексту параграфа, выполнение аналитическ заданий |
2 | Развитие стран Европы и Северной Америки в начале XX в. | Развитие Англии, Пангерманизм. Политика Германии, Франции, «большой дубинки» США, Австро-Венгрии, США. Италии «Дипломатия доллара» США. Дуалистическая монархия | § 1—2 (вторая часть), документы к § 1—2 | Лабораторно-практическое занятие | Заполнение карточек, та по странам, объяснение понятий, отв на вопросы | |
3 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XX в. | 1. Общая характеристика стран. 2. Социально- экономические изменения в странах Азии, Африки, Латинской Америки. 3. Национально- освободительная борьба и ее последствия | Миссионеры. Синтоизм. Восстание ихэтуаней. Синхайская революция. Касты. Индийский национальный конгресс. Младотурки. Панисламизм | § 3, документы к § 3, историческая карта | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, выполнение заданий на з материала, в заполнение таблицы |
4 | Международные отношения в 1900—1914 гг. | 1. Складывание военных союзов. 2. Локальные войны и их значение. 3. Балканские войны. 4. Подготовка ведущих стран Европы к войне | Пацифизм. Арбитраж. Шовинизм. Тройственный союз. Антанта. Империалистическая политика | § 4, документы к § 4, исторические карты | Комбинированный урок | Тест, ответы на вопросы по работе с к фактологиче материалом, статистическ данными |
5 | Военные действия на фронтах Первой мировой войны | 1. Повод и причины войны. 2. Основные военные кампании и их итоги. 3. Компьенское перемирие | Убийство в Сараево. Первая мировая война. Молниеносная война. «Чудо на Марне». Окопная война. Верденская мясорубка. Брусиловский прорыв. Четверной союз. Компьенское перемирие | § 5, документы к § 5, исторические карты | Ролевая игра | Ответы по х ролевой игры |
6 | Война и социально-экономическое развитие государств | 1. Патриотический подъем в начальный период войны. 2. Проблемы нейтральных стран в годы войны. 3. Политика и экономика воюющих держав. 4. Антивоенные, демократические и национальные движения в воюющих странах. 5. Итоги Первой мировой войны | Политика «гражданского мира». «Военные кабинеты». Антивоенное движение | § 6, документы к § 6 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, выполнение заданий на з материала, т |
7 | Образование 1. Причины и процесс | Проблема национальной | § 7, документы | Групповая игра | Ответы во вр |
6
национальных государств в Европе | крушения империй. 2. Образование Чехословакии. 3. Образование Югославии. 4. Образование польского государства. 5. Образование Австрийской республики. 6. Образование венгерского государства. 7. Установление Веймарской республики в Германии. 8. Образование Литвы, Латвии, Эстонии. 9. Образование Финляндии. 10. Создание Коммунистического Интернационала | государственной независимости. Триалистическая федерация. Королевство СХC. Веймарская республика. Коммунистический Интернационал | к § 7, исторические карты | (или составление и анализ таблицы) | игры (или заполне таблицы — в № 3 к § 7) | |
8 | Основные социально- экономические и политические процессы послевоенного развития | 1. Общая характеристика развития стран в 20-е гг. 2. Политическое и экономическое развитие Англии. 3. Политическое и экономическое развитие Франции. 4. «Эра процветания» в США. 5. Веймарская республика в Германии. 6. Фашизм в Италии. 7. Общие черты развития стран Восточной Европы | Стабилизация капитализма. Лейбористская партия Англии. Рурский кризис 1923 г. Теория твердого индивидуализма в США. Изоляционизм США. Фашизм. Корпоративное общество в Италии. Малая Антанта | § 9, документы к § 9 | Письменная работа по карточкам | Ответы на за по карточкам |
9 | Международные отношения в 20-е гг. | 1. Цели стран в послевоенном мирном урегулировании. 2. Версальско- Вашингтонская система и ее особенности. 3. Проблема разоружения. 4. Территориальный вопрос. 5. Вопрос о репарациях и долгах. 6. Итоги развития международных отношений к концу 20- х гг. | Аннексия. Контрибуция. Репарация. Мандатная система. Лига Наций. Версальско-Вашингтонская система. Эра пацифизма. Пакт Бриана — Келлога. Рейнский гарантийный пакт. План Дауэса. План Юнга. Генуэзская конференция 1922 г. Дипломатическое признание СССР | § 8, документы к § 8 и 10 | Групповая работа с использованием текста учебника | Ответы на вопросы, заполнение таблицы, объяснение понятий |
10 | Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. | 1. Причины и начало кризиса. 2. Проявление кризиса в США и других странах. 3. Возможные пути выхода из кризиса. 4. Последствия кризиса | Цикличность развития капиталистического производства. Великая депрессия. Лихорадка на Нью-Йоркской бирже 1929 г. Теория Кейнса. Государственное регулирование экономики | § 11, документы к § 11 | Урок с элементами практической работы | Ответы на вопросы, фактологиче материала, заполнение таблицы |
11 | Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных | 1. Характеристика тоталитарных, авторитарных, либеральных режимов. 2. Фашизм в Италии и Германии. 3. Гражданская война в Испании. | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Либеральный режим. НСДАП. Расовая теория. Народный фронт. Режим Франко. «Новый курс» в США. Ядерная эра | § 12—13, документы к § 12—13 | Семинарское занятие | Ответы по вопросам семинара |
7
режимов | 4. «Новый курс» Рузвельта в США | |||||
12 | Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами | 1. Влияние Первой мировой войны на страны Востока. 2. Развитие Японии, Китая, Индии, Турции, стран Африки | Милитаризм Японии. Курс Чан Кайши. Учение «ненасильственного сопротивления» Ганди. Основные принципы Кемаля | § 14, документы к § 14, историческая карта | Итоговое тестирование | Тесты |
13 | Международные отношения в 30-е гг. | 1. Кризис Версальско- «Треугольник» Рим — 2. Возникновение очагов безопасности». Аншлюс 3. Политика соглашение. Политика и ее итоги. Молотова — 4. Поворот Риббентропа отношениях в 1939 г. | § 15, документы к § 15 | Лабораторное занятие с источниками | Анализ документов | |
14 | Начало Второй мировой войны. Военные действия до июня 1941 г. | 1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны. 2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши. 3. «Странная война». Разгром Франции. 4. Военные действия против Великобритании. 5. «Новый порядок» на оккупированных территориях | Характер Второй мировой войны. Особенности военных действий Германии и ее союзников. Третий рейх. «Зимняя война». «Странная война». «Новый порядок» | § 16, 17, документ к § 16, историческая карта | Групповая работа с использованием текста учебника и документа | Ответы на во к § 16 |
15 | Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941—1945 гг. | 1. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 2. Военные действия Германии, Италии и Японии на других фронтах войны. Нападение Японии на США. Основные итоги первого периода войны. 3. Перелом в ходе войны. 4. Четвертый период войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. 5. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны | Этапы Второй мировой войны. «План Барбаросса». Коренной перелом. Стратегическая инициатива. Второй фронт. Движение Сопротивления. Безоговорочная капитуляция | § 17, документы к § 17, историческая карта | Урок с элементами практической работы | Тест, ответы на вопросы к |
16 | Дипломатия в годы войны | 1. Формирование фашистской коалиции. Дипломатия Германии, Италии, Японии в годы войны. 2. Формирование антифашистской коалиции. 3. Международные конференции стран антифашистской (антигитлеровской) коалиции в годы войны | Антифашистская (антигитлеровская) коалиция. «Большая тройка». Ленд-лиз. Объединенные нации | § 18, документы к § 18 | Лабораторная работа с источниками | Вопросы № и 3 к § 18 |
17 | Итоги | 1. Территориальные | Интересы стран | Глава 8 | Практическое | Глава 8, вопр |
8
и политические последствия Второй мировой войны | изменения после Второй мировой войны. 2. Сравнительная характеристика Первой и Второй мировых войн. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Углубление противоречий между бывшими союзниками | антифашистской коалиции. Двухполюсный (биполярный) мир | занятие с элементами повторения и обобщения | к § 19 | ||
18 | Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны». Международные отношения в 50— 90-е гг. | 1. Общая характеристика «холодной войны». 2. Создание системы блоков НАТО и ОВД. 3. Международные отношения периода «холодной войны». 4. Международные отношения в конце XX в. | «Холодная война». Железный занавес. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. План Маршалла. Военно-стратегический паритет. Разрядка (детант). Хельсинкский акт. СОИ | § 20, 21, документы к § 20, 21, исторические карты | Лабораторно-практическая работа | Тесты |
19 | Общая характеристика развития стран Запада во второй половине XX в. | 1. Послевоенные трудности и способы их преодоления. 2. От индустриального к постиндустриальному обществу. 3. Общая характеристика стран Запада на современном этапе | Постиндустриальное (информационное) общество. ВПК. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейнсианство. Государство «всеобщего благоденствия». ТНК. Стагфляция | § 22, статистический материал | Комбинированный урок | § 22, вопрос № 2, 4, 5 к § |
20 | Крупнейшие западные страны во второй половине XX в. | 1. США. 2. Великобритания. 3. Франция. 4. Италия. 5. Германия. 6. Япония | Маккартизм. Политика «новых рубежей». «Уотергейт». Рейганомика. Британское содружество наций. ИРА. Тэтчеризм. Временный режим. Пятая республика. Голлизм. Майский кризис. Еврокоммунизм. «Экономическое чудо». Северные территории. Локхид | § 23—24 | Групповая работа с использованием текста учебника и документов | Тесты |
21 | Установление коммунистических режимов в государствах Восточной Европы | 1. Страны Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. 2. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий. 3. Общие черты развития стран народной демократии | Народная демократия. Отечественный (народный, национальный) фронт. Сталинская модель социализма. Директивная экономика | § 26, раздел 1 и заключение § 27 | Комбинированный урок | Вопросы № к § 26; № 1 к |
22 | Страны Восточной Европы в 50—80-е гг. Демократические революции на рубеже 80—90-х гг. | 1. Эволюция коммунистических режимов в 50-е — первой половине 80-х гг. 2. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. 3. Особенности демократических революций. 4. Демократические преобразования и особенности | Реальный социализм. Опора на собственные силы. «Система самоуправления». «Кадаровский социализм» Национальный коммунизм. Пражская весна. «Социализм с человеческим лицом». «Польская коллективизация». Берлинская стена. «Бархатная революция». | § 27, документ к § 27; § 28, документ к § 28, историческая карта | Комбинированный урок с элементами лабораторно-практической работы в группах | Вопросы к § |
9
посттоталитарного общества в Восточной Европе | Реституция | |||||
23 | Процесс деколонизации после Второй мировой войны | 1. Политическая ситуация во второй половине 40-х гг. 2. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны» | Деколонизация. Год Африки. Апартеид. Косвенная зависимость. Некапиталистический путь развития. Религиозно-этнические группы | § 29, документ к § 29, историческая карта | Лабораторно-практическая работа | § 29, вопрос к § 29 |
24 | Достижения и проблемы развивающихся стран | 1. Типология развивающихся стран. 2. Проблемы развития стран третьего мира. 3. Этапы социально- экономических трансформаций развивающихся стран. 4. Развитие отдельных государств Азии и Африки | Развивающиеся страны (страны третьего мира). Отсталость и отставание. Государства-гиганты. Беднейшие страны. Нефтедобывающие страны. Новые индустриальные страны. Движение неприсоединения. Трайбализм. ОАЕ | § 30, 31 (разделы 1—6), исторические карты | Игра | Вопрос № 3 к § 31 (по вы учащегося) |
25 | Страны Латинской Америки во второй половине XX в. | 1. Латинская Америка после Второй мировой войны. 2. Латиноамериканские государства в 50—80- е гг. 3. Итоги социально- экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в. | Военные диктатуры. Реформистские движения. Латиноамериканский общий рынок. Андский пакт. Меркосур | § 31, раздел 7, историческая карта | Школьная лекция | Вопрос № 6 |
26 | Наука и культура во второй половине XX в. | 1. Две волны НТР. 2. Направления и жанровые особенности искусства 50—80-х гг. 3. Массовая культура. 4. Особенности духовной жизни общества в конце XX в. | НТР. Компьютерная революция. Виртуальная реальность. Абстракционизм. Гиперреализм. Концептуализм. Неореализм. Поп-арт. Постмодернизм. Массовая культура | § 32, 33, иллюстративный материал учебника | Комбинированный ypoк с элементами дискуссии | § 32, 33, воп № 2—4 к § 3 (по выбору учащегося) |
27—28 | Мир в начале XXI в. Глобальные проблемы человечества | 1. Ключевые события в истории XX в. 2. Уроки мировых войн и военных конфликтов. 3. Основные достижения научно-технического прогресса к концу XX в. 4. Как и почему изменилась роль науки в XX в. 5. Искусство на рубеже XX—XXI вв. — мои предпочтения. 6. Герои и антигерои XX в. | Глобальные проблемы человечества | Заключение | Семинар |
10
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Урок 1 (§ 1—2, часть первая).
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ,