Общие тенденции в экономическом

Т. В. КОВАЛЬ, И. С. ХРОМОВА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к учебнику А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева

«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН»

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Введение

Таблица 1. Примерное блочно-тематическое планирование курса

Таблица 2. Примерное поурочное планирование курса

Поурочные разработки

Темы рефератов по новейшей истории зарубежных стран

Список рекомендуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость модернизации современного образования заставила по-новому
взглянуть на проблему исторического образования, в связи с чем исключительно остро
встал вопрос о современном учебнике истории XX в. и технологиях преподавания
предмета. Среди насущных проблем преподавания, связанных с его содержанием,
главными являются мировоззренческие (научные) и научно-методические проблемы.
Именно они призваны решить вопросы о месте и роли всеобщей истории и истории
Отечества в процессе обучения, о характере, объеме и отборе необходимой исторической
информации. Множество современных учебников реализует различные
мировоззренческие       и методологические       подходы —       цивилизационный,

культурологический, западно-ориентированный, патриотически-ориентированный и т. д.

Настоящее пособие «Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева «Новейшая история зарубежных стран»: Эксперимент» основано на полифакторном, интеграционном подходах к историческому процессу, его преподаванию в школе. История XX в. на каждом этапе своего развития рассматривается в тесной взаимосвязи политических, социально-экономических и культурных аспектов. Методическое пособие позволяет изучать исторические процессы как единое целое, проследить место и роль Российской империи — СССР — России в мире на каждом этапе новейшей истории. В содержание пособия включены задания на сопоставление тенденций и процессов в России и в мире, использование материалов, связанных с историей Отечества и анализом событий и фактов мировой истории.

Учебник А. А. Улуняна и Е. Ю. Сергеева продолжает традиции информационно насыщенных изданий, при работе с которыми одной из главных задач учителя является требование научить старшеклассников ориентироваться в представленном материале. Учитель должен четко обозначить историческую проблему, выделить главные факты в ее изложении, максимально используя при этом методический аппарат учебника (исторический словарь в начале каждого параграфа, карты, иллюстрации, вопросы и задания, дополнительные сведения).

Сходный подход сохраняется и в представленном методическом пособии.

В современной учебной литературе можно выделить две основные модели изучения истории: констатирующую и рассуждающую. Авторы настоящего пособия — сторонники второй. Теоретические концепции выстраиваются на основании фактического материала: изложение фактов либо сопровождается выводами, либо нацеливает на анализ, сравнение, обобщение пройденного, способствуя формированию у учащихся умения рассуждать, а также изучению истории как единого, целостного процесса. Множество творческих заданий, требующих привлечения дополнительной информации, способствует разносторонней самостоятельной работе старшеклассников как индивидуального, так и группового характера, развивая навыки исследовательской практики. Несмотря на небольшой объем, пособие содержит необходимый минимум источников и дополнительных материалов, предложенных авторами в первую очередь для анализа, а не заучивания.

Методические рекомендации по курсу новейшей истории зарубежных стран способствуют утверждению демократических ценностей, помогают формированию патриотического сознания и уважительного отношения к истории других стран, народов, культур, а также к эстетическим вкусам и пристрастиям. В разработках уроков нет «лобового» подхода к проблемам воспитания, формирование ценностей гуманизма, патриотизма и нравственности во многом зависит от профессиональных достоинств

2

учителя. Но в каждом случае ученик получает возможность самостоятельно оценить факт или явление, высказать мнение, сделать свой выбор. Предложенные формы уроков дают возможность организовать дифференцированное обучение. В целом пособие нацелено на то, чтобы каждый учитель при подготовке к уроку, руководствуясь личностно ориентированным подходом, сумел выбрать формы работы и задания, максимально отвечающие уровню подготовки учащихся, их склонностям, создавая возможность для применения не только предметной, но и коммуникативной и социальной компетентности.

Структура пособия соответствует сложившейся практике преподавания всеобщей истории и включает в себя примерное блочно-тематическое планирование курса (табл. 1). При этом количество уроков, выделенных для изучения курса, составляет примерно 30% от числа часов, предусмотренных учебным планом на изучение истории. Тема каждого урока, форма его проведения, план изучения нового материала, дидактические средства и задания зафиксированы в примерном поурочном планировании курса (табл. 2). Содержание занятий раскрывается в поурочных разработках, которые включают дополнительный материал для изучения на уроке и организации проверки знаний учащихся. В конце пособия имеются темы рефератов по новейшей истории зарубежных стран и список рекомендуемой литературы.

3

Таблица 1









ПРИМЕРНОЕ БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический блок Требования минимума содержания Основное содержание курса

Война и революции — начало истории XX в. (мир в 1900—1918 гг.)

Изменения на карте мира в XX в. Перераспределение колониальных владений в начале XX в. Балканские войны. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе после Первой мировой войны
Развитие    производства,    техники и технологии в мире Новые явления в экономике стран Европы и Северной Америки. Экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки
Неравномерность          экономического и социального развития основных регионов мира Уровень развития экономики и социальных структур в странах Европы, Северной Америки и в странах Азии, Африки, Латинской Америки
Реформы и революции в XX в. Реформы в странах мира в начале XX в. Революционно-освободительные движения в странах Азии, Латинской Америки. Революции в европейских странах в период завершения Первой мировой войны
Политические   системы   и режимы в новейшее время Политические системы стран мира в начале XX в. Изменения политических систем и режимов в итоге войны и революций
Международные отношения. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в. Первая мировая война Международные отношения в 1900—1914 гг. Локальные военные конфликты. Создание Тройственного союза и Антанты. Первая мировая война. Послевоенная система международных договоров
Развитие культуры в XX в., изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре Развитие науки и культуры в начале XX в. Массовая культура. Появление авангардизма

Мир     между двумя мировыми войнами

Развитие    производства,    техники и технологии Основные экономические процессы, происходившие в мире в 20-е гг. Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. Особенности экономического развития стран Европы и Северной Америки в 30-е гг. Экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки в период между войнами
Политические  системы  и режимы. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов
Международные отношения. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны. Деятельность международных организаций Международные отношения в 20-е гг. Образование и деятельность Лиги Наций. Развитие международных отношений в 30-е гг. Распад Версальско-Вашингтонской системы. Создание «оси» Берлин — Рим и Антикоминтерновского пакта. Локальные вооруженные конфликты и войны в мире в 30-е гг.
Развитие культуры в XX в. Наука и культура в 20—30-е гг. Изменения в образе жизни людей в 20—30-е гг.

Вторая мировая война

Изменения на карте мира в XX в. Планы агрессоров по разделу мира. Территориальные изменения в ходе военных действий
Развитие    производства,    техники и технологии в мире в XX в. Появление новых видов вооружения в годы Второй мировой войны. Ядерное оружие
Международные отношения в XX в. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и ее последствия. Первая и Вторая мировые войны Вторая мировая война: причины, основные этапы, события, результаты и историческое значение. Антифашистская коалиция
Мир   во   второй половине XX в. Изменения на карте мира в XX в. Изменения на политической карте мира в результате Второй мировой войны, в процессе развития стран Восточной Европы и деколонизации стран Азии и Африки во второй половине XX в.

4

 

 

 

 

 

 

 

Развитие    производства,    техники и технологии в мире в XX в. Научно-техническая и технологическая революция. Социальные и экологические последствия научно-технического             прогресса. Неравномерность          экономического и социального развития основных регионов мира Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. Компьютерная революция. Основные тенденции экономического развития стран Запада и Востока во второй половине XX в. Постиндустриальное, информационное общество. Характеристика экономического развития ведущих стран мира. Глобализация хозяйственных связей. Кейнсианство. Монетаризм. Директивная экономика. Основные черты социально-экономической трансформации в государствах третьего мира. Характеристика экономики ведущих развивающихся стран
Эволюция социальных групп и слоев в XX в. Социальные и национальные движения в XX в. Основные тенденции социального развития стран Запада и Востока во второй половине XX в. Средний класс. Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах. Религиозно-этнические группы в развивающихся странах. Этнорегиональные противоречия. Апартеид. Многорасовое общество
Реформы и революции в XX в. Структурные реформы в странах Запада в 70-е гг. XX в. Рейганомика. Тэтчеризм. Установление и эволюция коммунистических режимов в 40-е — начале 90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма. Демократические революции в Восточной Европе на рубеже 80—90-х гг.
Политические   системы   и режимы в новейшее    время.     Демократия, авторитаризм, тоталитаризм Политическое развитие стран Запада и Востока: основные тенденции и характеристика отдельных государств. Государство «всеобщего благоденствия». Демократические преобразования в посткоммунистической Европе. Политические трансформации в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Международные отношения в XX в. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и ее последствия Послевоенное мирное урегулирование. Международные отношения во второй половине XX в.: этапы, основные события, результаты. «Холодная война». НАТО и другие военно-политические блоки стран Запада, ОВД. Двухполюсный (биполярный) мир. Движение борцов за мир. Движение неприсоединения
Деятельность               международных организаций. Мировое сообщество Наднациональные организации. ООН. Интеграция европейских стран. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения
Развитие культуры в XX в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная                революция. Многообразие    стилей    и течений в художественной культуре Искусство во второй половине XX в.: направления, стили, жанровые особенности. Массовая культура во второй половине XX в. Роль религии в обществе во второй половине XX в. Образ жизни людей. Спорт

5

Таблица 2

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

№ урока Тема урока

Основные термины        Материалы Основные вопросы                                                                             Форма занятий   Форма кон

и понятия                учебника

1 Общие тенденции в экономическом, политическом и культурном развитии ведущих стран Европы и Северной Америки 1. Новые явления в экономике в начале XX в. 2. Изменения социальной структуры общества. 3. Основные системы политической власти. 4. Основные идеологические течения. 5. Развитие науки и культуры Промышленно-финансовые группы. Тресты. Картели. Биржа. Фермерство. Территориальный раздел мира. Политические партии. Реформизм. Индустриальное общество. Стандартизация производства. Либерализм. Социал-демократизм. Авангардизм § 1—2 (первая часть), документы к § 1—2 Урок с элементами практической работы Ответы на во по тексту параграфа, выполнение аналитическ заданий
2 Развитие стран Европы и Северной Америки в начале XX в.

Развитие Англии,        Пангерманизм. Политика Германии, Франции,    «большой дубинки» США, Австро-Венгрии, США. Италии                        «Дипломатия доллара»

США.

Дуалистическая монархия

§ 1—2 (вторая часть), документы к § 1—2 Лабораторно-практическое занятие Заполнение карточек, та по странам, объяснение понятий, отв на вопросы
3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале XX в. 1. Общая характеристика стран. 2. Социально- экономические изменения в странах Азии, Африки, Латинской Америки. 3. Национально- освободительная борьба и ее последствия Миссионеры. Синтоизм. Восстание ихэтуаней. Синхайская революция. Касты. Индийский национальный конгресс. Младотурки. Панисламизм § 3, документы к § 3, историческая карта Комбинированный урок Ответы на вопросы, выполнение заданий на з материала, в заполнение таблицы
4 Международные отношения в 1900—1914 гг. 1. Складывание военных союзов. 2. Локальные войны и их значение. 3. Балканские войны. 4. Подготовка ведущих стран Европы к войне Пацифизм. Арбитраж. Шовинизм. Тройственный союз. Антанта. Империалистическая политика § 4, документы к § 4, исторические карты Комбинированный урок Тест, ответы на вопросы по работе с к фактологиче материалом, статистическ данными
5 Военные действия на фронтах Первой мировой войны 1. Повод и причины войны. 2. Основные военные кампании и их итоги. 3. Компьенское перемирие Убийство в Сараево. Первая мировая война. Молниеносная война. «Чудо на Марне». Окопная война. Верденская мясорубка. Брусиловский прорыв. Четверной союз. Компьенское перемирие § 5, документы к § 5, исторические карты Ролевая игра Ответы по х ролевой игры
6 Война и социально-экономическое развитие государств 1. Патриотический подъем в начальный период войны. 2. Проблемы нейтральных стран в годы войны. 3. Политика и экономика воюющих держав. 4. Антивоенные, демократические и национальные движения в воюющих странах. 5. Итоги Первой мировой войны Политика «гражданского мира». «Военные кабинеты». Антивоенное движение § 6, документы к § 6 Комбинированный урок Ответы на вопросы, выполнение заданий на з материала, т
7

Образование        1. Причины и процесс

Проблема национальной § 7, документы Групповая игра Ответы во вр

6

  национальных государств в Европе крушения империй. 2. Образование Чехословакии. 3. Образование Югославии. 4. Образование польского государства. 5. Образование Австрийской республики. 6. Образование венгерского государства. 7. Установление Веймарской республики в Германии. 8. Образование Литвы, Латвии, Эстонии. 9. Образование Финляндии. 10. Создание Коммунистического Интернационала государственной независимости. Триалистическая федерация. Королевство СХC. Веймарская республика. Коммунистический Интернационал к § 7, исторические карты (или составление и анализ таблицы) игры (или заполне таблицы — в № 3 к § 7)
8 Основные социально- экономические и политические процессы послевоенного развития 1. Общая характеристика развития стран в 20-е гг. 2. Политическое и экономическое развитие Англии. 3. Политическое и экономическое развитие Франции. 4. «Эра процветания» в США. 5. Веймарская республика в Германии. 6. Фашизм в Италии. 7. Общие черты развития стран Восточной Европы Стабилизация капитализма. Лейбористская партия Англии. Рурский кризис 1923 г. Теория твердого индивидуализма в США. Изоляционизм США. Фашизм. Корпоративное общество в Италии. Малая Антанта § 9, документы к § 9 Письменная работа по карточкам Ответы на за по карточкам
9 Международные отношения в 20-е гг. 1. Цели стран в послевоенном мирном урегулировании. 2. Версальско- Вашингтонская система и ее особенности. 3. Проблема разоружения. 4. Территориальный вопрос. 5. Вопрос о репарациях и долгах. 6. Итоги развития международных отношений к концу 20- х гг. Аннексия. Контрибуция. Репарация. Мандатная система. Лига Наций. Версальско-Вашингтонская система. Эра пацифизма. Пакт Бриана — Келлога. Рейнский гарантийный пакт. План Дауэса. План Юнга. Генуэзская конференция 1922 г. Дипломатическое признание СССР § 8, документы к § 8 и 10 Групповая работа с использованием текста учебника Ответы на вопросы, заполнение таблицы, объяснение понятий
10 Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. 1. Причины и начало кризиса. 2. Проявление кризиса в США и других странах. 3. Возможные пути выхода из кризиса. 4. Последствия кризиса Цикличность развития капиталистического производства. Великая депрессия. Лихорадка на Нью-Йоркской бирже 1929 г. Теория Кейнса. Государственное регулирование экономики § 11, документы к § 11 Урок с элементами практической работы Ответы на вопросы, фактологиче материала, заполнение таблицы
11 Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных 1. Характеристика тоталитарных, авторитарных, либеральных режимов. 2. Фашизм в Италии и Германии. 3. Гражданская война в Испании. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Либеральный режим. НСДАП. Расовая теория. Народный фронт. Режим Франко. «Новый курс» в США. Ядерная эра § 12—13, документы к § 12—13 Семинарское занятие Ответы по вопросам семинара

7

  режимов 4. «Новый курс» Рузвельта в США        
12 Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами 1. Влияние Первой мировой войны на страны Востока. 2. Развитие Японии, Китая, Индии, Турции, стран Африки Милитаризм Японии. Курс Чан Кайши. Учение «ненасильственного сопротивления» Ганди. Основные принципы Кемаля § 14, документы к § 14, историческая карта Итоговое тестирование Тесты
13 Международные отношения в 30-е гг.

1. Кризис Версальско- «Треугольник» Рим —
Вашингтонской           Токио — Берлин.
системы.                     Политика «коллективной

2. Возникновение очагов безопасности». Аншлюс
Второй мировой войны. Австрии. Мюнхенское

3. Политика                 соглашение. Политика
«коллективной            «умиротворения
безопасности» в Европе агрессора». Пакт

и ее итоги.                   Молотова —

4. Поворот                   Риббентропа
в международных

отношениях в 1939 г.

§ 15, документы к § 15 Лабораторное занятие с источниками Анализ документов
14 Начало Второй мировой войны. Военные действия до июня 1941 г. 1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны. 2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши. 3. «Странная война». Разгром Франции. 4. Военные действия против Великобритании. 5. «Новый порядок» на оккупированных территориях Характер Второй мировой войны. Особенности военных действий Германии и ее союзников. Третий рейх. «Зимняя война». «Странная война». «Новый порядок» § 16, 17, документ к § 16, историческая карта Групповая работа с использованием текста учебника и документа Ответы на во к § 16
15 Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941—1945 гг. 1. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 2. Военные действия Германии, Италии и Японии на других фронтах войны. Нападение Японии на США. Основные итоги первого периода войны. 3. Перелом в ходе войны. 4. Четвертый период войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. 5. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны Этапы Второй мировой войны. «План Барбаросса». Коренной перелом. Стратегическая инициатива. Второй фронт. Движение Сопротивления. Безоговорочная капитуляция § 17, документы к § 17, историческая карта Урок с элементами практической работы Тест, ответы на вопросы к
16 Дипломатия в годы войны 1. Формирование фашистской коалиции. Дипломатия Германии, Италии, Японии в годы войны. 2. Формирование антифашистской коалиции. 3. Международные конференции стран антифашистской (антигитлеровской) коалиции в годы войны Антифашистская (антигитлеровская) коалиция. «Большая тройка». Ленд-лиз. Объединенные нации § 18, документы к § 18 Лабораторная работа с источниками Вопросы № и 3 к § 18
17 Итоги 1. Территориальные Интересы стран Глава 8 Практическое Глава 8, вопр

8

  и политические последствия Второй мировой войны изменения после Второй мировой войны. 2. Сравнительная характеристика Первой и Второй мировых войн. 3. Итоги и политические последствия войны. 4. Углубление противоречий между бывшими союзниками антифашистской коалиции. Двухполюсный (биполярный) мир   занятие с элементами повторения и обобщения к § 19
18 Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны». Международные отношения в 50— 90-е гг. 1. Общая характеристика «холодной войны». 2. Создание системы блоков НАТО и ОВД. 3. Международные отношения периода «холодной войны». 4. Международные отношения в конце XX в. «Холодная война». Железный занавес. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. План Маршалла. Военно-стратегический паритет. Разрядка (детант). Хельсинкский акт. СОИ § 20, 21, документы к § 20, 21, исторические карты Лабораторно-практическая работа Тесты
19 Общая характеристика развития стран Запада во второй половине XX в. 1. Послевоенные трудности и способы их преодоления. 2. От индустриального к постиндустриальному обществу. 3. Общая характеристика стран Запада на современном этапе Постиндустриальное (информационное) общество. ВПК. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейнсианство. Государство «всеобщего благоденствия». ТНК. Стагфляция § 22, статистический материал Комбинированный урок § 22, вопрос № 2, 4, 5 к §
20 Крупнейшие западные страны во второй половине XX в. 1. США. 2. Великобритания. 3. Франция. 4. Италия. 5. Германия. 6. Япония Маккартизм. Политика «новых рубежей». «Уотергейт». Рейганомика. Британское содружество наций. ИРА. Тэтчеризм. Временный режим. Пятая республика. Голлизм. Майский кризис. Еврокоммунизм. «Экономическое чудо». Северные территории. Локхид § 23—24 Групповая работа с использованием текста учебника и документов Тесты
21 Установление коммунистических режимов в государствах Восточной Европы 1. Страны Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. 2. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий. 3. Общие черты развития стран народной демократии Народная демократия. Отечественный (народный, национальный) фронт. Сталинская модель социализма. Директивная экономика § 26, раздел 1 и заключение § 27 Комбинированный урок Вопросы № к § 26; № 1 к
22 Страны Восточной Европы в 50—80-е гг. Демократические революции на рубеже 80—90-х гг. 1. Эволюция коммунистических режимов в 50-е — первой половине 80-х гг. 2. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. 3. Особенности демократических революций. 4. Демократические преобразования и особенности Реальный социализм. Опора на собственные силы. «Система самоуправления». «Кадаровский социализм» Национальный коммунизм. Пражская весна. «Социализм с человеческим лицом». «Польская коллективизация». Берлинская стена. «Бархатная революция». § 27, документ к § 27; § 28, документ к § 28, историческая карта Комбинированный урок с элементами лабораторно-практической работы в группах Вопросы к §

9

 

посттоталитарного общества в Восточной Европе

Реституция      
23 Процесс деколонизации после Второй мировой войны 1. Политическая ситуация во второй половине 40-х гг. 2. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны» Деколонизация. Год Африки. Апартеид. Косвенная зависимость. Некапиталистический путь развития. Религиозно-этнические группы § 29, документ к § 29, историческая карта Лабораторно-практическая работа § 29, вопрос к § 29
24 Достижения и проблемы развивающихся стран 1. Типология развивающихся стран. 2. Проблемы развития стран третьего мира. 3. Этапы социально- экономических трансформаций развивающихся стран. 4. Развитие отдельных государств Азии и Африки Развивающиеся страны (страны третьего мира). Отсталость и отставание. Государства-гиганты. Беднейшие страны. Нефтедобывающие страны. Новые индустриальные страны. Движение неприсоединения. Трайбализм. ОАЕ § 30, 31 (разделы 1—6), исторические карты Игра Вопрос № 3 к § 31 (по вы учащегося)
25 Страны Латинской Америки во второй половине XX в. 1. Латинская Америка после Второй мировой войны. 2. Латиноамериканские государства в 50—80- е гг. 3. Итоги социально- экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в. Военные диктатуры. Реформистские движения. Латиноамериканский общий рынок. Андский пакт. Меркосур § 31, раздел 7, историческая карта Школьная лекция Вопрос № 6
26 Наука и культура во второй половине XX в. 1. Две волны НТР. 2. Направления и жанровые особенности искусства 50—80-х гг. 3. Массовая культура. 4. Особенности духовной жизни общества в конце XX в. НТР. Компьютерная революция. Виртуальная реальность. Абстракционизм. Гиперреализм. Концептуализм. Неореализм. Поп-арт. Постмодернизм. Массовая культура § 32, 33, иллюстративный материал учебника Комбинированный ypoк с элементами дискуссии § 32, 33, воп № 2—4 к § 3 (по выбору учащегося)
27—28 Мир в начале XXI в. Глобальные проблемы человечества 1. Ключевые события в истории XX в. 2. Уроки мировых войн и военных конфликтов. 3. Основные достижения научно-технического прогресса к концу XX в. 4. Как и почему изменилась роль науки в XX в. 5. Искусство на рубеже XX—XXI вв. — мои предпочтения. 6. Герои и антигерои XX в. Глобальные проблемы человечества Заключение Семинар  

10







ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Урок 1 (§ 1—2, часть первая).

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: