Ведущих стран Европы и Северной Америки

Основная задача урока: показать общие изменения, происходившие в странах Европы и Северной Америки в начале XX в., и их последствия.

Новые явления в экономике

Работа                                       с историческими                                      понятиями:

1. Вспомните, что такое монополия (монополия — исключительное, монопольное
право в какой-либо сфере деятельности государства; крупное хозяйственное объединение,
сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо
товара, тем самым устанавливая свое господство в определенной отрасли хозяйства).

Назовите четыре вида монополистических объединений (картель, концерн, синдикат, трест).

2. При помощи материала учебника дайте определения монополистическим объединениям трест и картель (трест — одна из форм монополистических объединений, при которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность; картель — форма монополистического объединения, при которой участники вместе регулируют объем производства, условия сбыта продукции и найма рабочей силы, но сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность). Определите        их сходство                                           и различие.

3. Попытайтесь доказать, что такие понятия, как «промышленно-финансовая группа», «трест», «картель», «биржа», связаны с капиталистическим способом производства.

4. Отличается ли сельскохозяйственная аренда от частнокрестьянского хозяйства? Если «да», то в чем заключается отличие? Как с этими понятиями соотносится фермерство? Можно ли говорить об изменении характера аренды, частнокрестьянского хозяйства                      и фермерства    на рубеже                         XIX—XXвв.?

5. На материале учебника объясните, чем был вызван территориальный раздел мира к началу XX в.

Вопросы и задания:

1. Перечислите новые явления в экономическом развитии стран Европы и Северной Америки. Чем, по-вашему, они были вызваны и каков их характер?

2. Какую        роль        в развитии        экономики        играла        биржа?

3. В какой области экономики — промышленности или сельском хозяйстве — изменения шли     быстрее?         Объясните     почему.

4. Подумайте, почему в разных странах Европы и Северной Америки происходили аналогичные     явления                     в развитии                  экономики.

5. Выскажите ваше мнение, является ли развитие экономики ведущим звеном в развитии всего     общества.                   Почему?

6. Продолжите                                   следующие                                   высказывания:

 

1) В начале XX в. в странах Европы и Северной Америки наблюдались качественные изменения      в…

2) Преобразования в промышленности шли более быстрыми темпами, чем в сельском хозяйстве,      потому                                                что…

3) Территориальный раздел мира привел к…

Изменения социальной структуры общества

11

Работа                                       с историческими                                      понятиями:

Как вы понимаете термин «социальная дифференциация» (усиливающееся различие

положения в обществе разных групп населения)? Объясните, в чем она проявилась

в начале XX в. Каковы ее последствия?

Вопросы и задания:

1. Вспомните, из каких социальных слоев населения состояло общество в XIX в. Какие из них     занимали                          привилегированное         положение          и почему?

2. Перечислите изменения, происходившие в социальной структуре общества на рубеже XIX—XX вв.                     С чем                             они                    связаны?

3. Определите   верные и неверные высказывания и обоснуйте свой выбор.

 

1) Из-за быстрого развития промышленности росло число наемных рабочих.

2) Аристократия в новых исторических условиях не сумела удержать свои привилегированные      позиции                            и влияние               в обществе.

3) Социальная структура общества стран Европы и Северной Америки в начале XX в. отличалась стабильностью.

Основные системы политической власти

Работа                                       с историческими                                      понятиями:

Составьте несколько высказываний с употреблением терминов «политические партии» и «реформизм».

Вопросы и задания:

1. Какие формы политической власти существовали в странах Европы и Северной Америки     в начале                                           XX в.?

2. Какую роль играли в новых исторических условиях политические партии?

3. На какие изменения прежде всего направлены реформы, проводимые правительствами     европейских          стран                         в начале        XX в.?

4. Подумайте, почему старые формы правления не устраивали общество европейских стран.

5. В какой степени при старых формах правления власти могли идти на реформирование «сверху»? Какие реформы, требуемые обществом, были для них возможны, а какие нет? Свой ответ обоснуйте.

Основные идеологические течения

Вопросы и задания:

1. Определите, к какому из трех идеологических течений (консерватизму, либерализму или социал-демократизму) относятся следующие положения, и обоснуйте свой выбор.

1) Сохранение                    сословных                    институтов                    власти.

2) Расширение участия широких слоев населения в решении экономических и политических      вопросов                                          государства.

3) Осуждение      колониальной      экспансии      и захватнических      войн.

4) Расширение         демократических         прав         и свобод         человека.

5) Сохранение большой роли государства в решении экономических и политических вопросов.

6) Более равномерное распределение доходов между различными социальными слоями населения.

7) Усиление                                         социальных                                         гарантий.

12

8) Введение ограничений на участие широких слоев населения в работе парламентов.

2. Подумайте, какие из перечисленных требований могут относиться сразу к нескольким     направлениям.

3. Возможен ли компромисс между представителями этих идеологических направлений? Почему?

Развитие науки и культуры

Работа с историческими понятиями (проверка знания их определений):

1. Авангардизм (направление в художественной культуре XX в., порывающее с существовавшими     ранее                                  нормами             и традициями).

2. Массовая культура (тип культуры, адресованной самым широким слоям населения).

Вопросы и задания:

1. Назовите фамилию изобретателя или деятеля культуры.

1) Кто изобрел первый автомобиль? (Форд)

2) Кто открыл структуру атома? (Бор)

3) Кто изобрел беспроволочный телеграф? (Попов и Маркони)

4) Кто создал теорию относительности? (Эйнштейн)

5) Кто изобрел кинематограф? (братья Люмьер)

6) Кто был основателем олимпийского движения в XX в.? (де Кубертен)

2. Назовите область творчества или изобретение.

1) Что изобрели братья Райт? (аэроплан)

2) Что открыл Резерфорд? (явление радиоактивности)

3) Над чем работал Циолковский? (полеты человека в космос)

4) Чем известен Пикассо? (авангардная живопись)

5) Чем известен Корбюзье? (авангардная архитектура)

6) Чем знаменит Чарли Чаплин? (артист немого кино)

 

3. Подумайте, закономерно ли появление таких явлений, как авангардизм и массовая культура, именно в начале XX в. Какие процессы в развитии общества могли привести к этим явлениям в культуре?

4. Проведите дискуссию на тему «Роль массовой культуры в обществе».

5. Выполните творческую работу «Письмо горожанина начала XX в. другу

или родственнику, проживающему в сельской местности, с описанием новшеств быта и культуры и их оценкой».

Урок 2 (§ 1—2, часть вторая). РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ




В НАЧАЛЕ XX в.

Основная задача урока: раскрыть специфические проблемы внутренней и внешней политики ведущих стран Европы и США и пути их решения.

Урок проводится в форме лабораторно-практического занятия.

Учащиеся разбиваются на шесть групп. Каждая группа должна получить задание по анализу положения одной из стран Западной Европы и США к началу XX в. и за 15— 20 мин подготовить выступление перед классом. Задание состоит из двух частей: 1) заполнить «визитную карточку» страны (см. ниже примерную форму таблицы). «Визитная карточка» делается на листке бумаги и при выступлении группы ее содержание переносится на доску; 2) ответить на вопросы, выполнить задания (ответы проговариваются устно).

Страна   Форма правления, политические   Внутренняя политика         Внешняя политика

13

партии

1-я          группа —          работа         с материалами         по Великобритании.

Заполнить «визитную карточку» Великобритании.

Вопросы и задания:

1. Определите внутреннее и внешнее положение Великобритании к началу XX в.

2. С чем связано развитие массовых демократических движений и к каким последствиям для страны                         эти                           движения  приводят?

3. Как бы  вы  могли  оценить  проводимые     в стране  реформы?

4. Какие наиболее продуктивные способы удержания своих многочисленных колониальных     владений       могла              использовать Великобритания?

5. Объясните понятия: доминионы, консерваторы, либералы, суфражистки, пацифисты.

2-я             группа —            работа             с материалами            по Германии.

Заполнить «визитную карточку» Германии.

Вопросы и задания:

1. Определите основную причину, приведшую Германию к требованию перераспределения     колоний                               в начале                       XX в.

2. На каких главных идеях основывалась теория пангерманизма? Подумайте, какие слои   населения   и по каким   причинам   могли   ее   поддерживать.

3. Возможно ли было совместить интересы Германии во внешней политике с интересами других     государств?                Почему?

4. Объясните термины: канцлер, рейхстаг, католическая партия, социал-демократия, аграрная партия, пангерманизм.

3-я             группа —             работа             с материалами             по Франции.

Заполнить «визитную карточку» Франции.

Вопросы и задания:

1. Почему во Франции происходила быстрая смена правительств? Назовите положительные и отрицательные последствия такой смены для развития страны. Какие, по вашему мнению,     превалируют?

2. Почему возврат Эльзаса и Лотарингии являлся для Франции одной из наиболее актуальных     проблем?

3. На какие факторы своей экономики делало ставку французское правительство в предстоящей войне с Германией? Кажутся ли они вам достаточными для достижения победы? Почему?

4. Объясните понятия: префектура, унитарное государство, умеренные республиканцы, радикальные республиканцы, метрополия.

4-я              группа —              работа              с материалами              по США.

Заполнить «визитную карточку» США.

Вопросы и задания:

1. Определите факторы быстрого  развития США в начале XX в.

2. Какую роль играло государство в регулировании развития экономики? Как можно оценить     позиции                                     государства?

3. Назовите общие и особенные черты внешней политики США. Можно ли считать внешнюю     политику страны             в начале      XX в.             успешной?

14

4. Можно ли говорить об особом, американском пути развития?

5. Объясните понятия: иммиграция, политический компромисс, политика «большой дубинки», «дипломатия доллара».

5-я          группа —          работа          с материалами          по Австро-Венгрии.

Заполнить «визитную карточку» Австро-Венгрии.

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему возникло и в чем заключалось своеобразие Австро-Венгрии.

2. Как многонациональный состав населения империи влиял на ее развитие и какие проблемы     создавал                                       для властей?

3. Объясните термины: дуалистическая монархия, национальный гнет.

6-я              группа —              работа              с материалами             по Италии.

Заполнить «визитную карточку» Италии.

Вопросы и задания:

1. Подумайте, какие черты — национальные или общие — больше определяли развитие     страны                       в начале                            XX в.

2. Можно ли назвать реформы, проводимые в Италии в начале XX в., радикальными и почему?

3. Как могут, на ваш взгляд, сочетаться устойчивая королевская власть и демократические                                                                                                        реформы?

4. Объясните термины: модернизация, «эра Джолитти».

Урок 3 (§ 3). СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В НАЧАЛЕ XX в.

Основная задача урока: проследить роль и место стран Азии, Африки и Латинской Америки в мире в начале XX в.

Вопросы и задания:

1. В чем выражалось отставание стран Азии, Африки и Латинской Америки от европейских                                                                                                                      стран?

2. Назовите основные социально-экономические изменения в этих странах в начале XX в.

3. Какие формы сопротивления колониальным властям существовали в начале XX в.?

4. Соотнесите государства и события или процессы, происходившие в них.

Япония              Восстание ихэтуаней

Турция               Создание парламента (меджлиса) и введение новой конституции

в результате общих народных волнений
Индостан           Создание общества «Единение и прогресс», выступающего

за обновление страны
Иран                  Установление в стране идеологии пантюркизма и панисламизма

Страны

Национально-освободительное движение под лозунгами национализма, Латинской

демократии и народного благоденствия Америки

Китай                 Захватническая внешняя политика под лозунгом объединения желтой

расы

Политика бойкота колониальных товаров и развития собственной

промышленности под руководством Тилака

15

Программа соединения технических достижений Запада с традициями

и религией синтоизма

Вхождение в Панамериканский союз

5. Найдите                     ошибки                      в приведенных                     фразах.

1) Процесс вовлечения афро-азиатско-латиноамериканских стран в общемировую систему экономических и политических связей проходил для них быстро и легко благодаря длительным и разноплановым контактам с развитыми странами мира.

2) В начале XX в. в Японии власть императора пошатнулась из-за быстрых темпов развития      страны.

3) Концессиями в Китае в начале XX в. назывались территории страны, где были созданы различные промышленные компании европейских стран, но территории тем не менее   входили   в состав   Китая   и подчинялись   его   законам.

4) В результате многочисленных вооруженных выступлений в Индостане британская колониальная администрация вынуждена была пойти на частичные уступки.

5) Из-за своего стратегического положения Иран стал ареной столкновений интересов России,      Австро-Венгрии                   и США.

6) К началу XX в. Османская империя все еще сохраняла свое могущество благодаря обширным      подвластным                          территориям.

7) В странах Африки постоянно вспыхивали кровавые восстания против наиболее жестких форм эксплуатации, но эти восстания ничего не могли изменить в положении африканского населения.

8) К началу XX в. большинство латиноамериканских стран находилось в полной колониальной      зависимости от ведущих           европейских       держав.

6. Проанализируйте взаимоотношения развитых стран и афро-азиатско-
латиноамериканских стран, заполнив таблицу о деятельности колониальных властей
в странах Азии и Африки.

 

Положительное влияние Отрицательное влияние
Вовлечение в общемировую систему экономических, политических и культурных связей. Развитие экономики. Прогрессивное изменение быта населения. Просвещение неевропейских народов. Создание национальной интеллигенции в результате обучения в Европе и Америке Замедление темпов развития из-за постоянной эксплуатации. Развитие негативных явлений экономики (культивирование одной тропической культуры, вредное производство). Разрушение самобытной культуры. Политическая зависимость

7. Проведите работу с документом «Нация без идеала 1900 г.» Д. Котоку:

1) О каких               явлениях               говорит               автор               статьи?

2) В чем конкретно Д. Котоку видит деградацию японской нации?

3) Как вы думаете, являются ли его выводы обоснованными и почему?

4) С какими событиями и процессами в жизни Японии к началу XX в. может быть связана      эта                                                       статья?

5) Как вы думаете, является ли проблема, затронутая автором, характерной только
для Японии начала века или она может считаться общей для других стран мира?

8. Обсудите                                            в классе                                            проблемы:

1) Правомерно ли говорить, исходя из общего тезиса об отставании стран Азии, Африки и Латинской Америки от европейских стран, об отставании этих стран в области культуры,      религии?

2) Какое место в мире занимали страны Азии, Африки и Латинской Америки к началу XX в. и в чем заключалась их роль в мировом развитии?

Урок 4 (§ 4). МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1900—1914 гг.

Основная задача урока: раскрыть причины Первой мировой войны и ее неизбежность.

Вопросы и задания:

16

1. Назовите военно-политические союзы, сформировавшиеся в Европе в начале XX в., и время     их образования.

2. Какие цели преследовали в будущей войне ведущие европейские страны?

3. Перечислите основные локальные войны рубежа XIX—XX вв. и назовите их цели.

4. К каким          последствиям          привели          Балканские          войны?

5. В чем выражалась подготовка к войне европейских держав? Какой из держав удалось     подготовиться   лучше                                       и быстрее?

6. Во многих странах Европы в начале XX в. развернулось антивоенное движение. Один из известных борцов за мир француз Жан Жорес, выступавший против колониализма, милитаризма и гонки вооружения, был убит своим соотечественником, националистом, 31 июля 1914 г., в канун Первой мировой войны. Его убийца заявил суду, что наказал Жореса за измену Родине, и был оправдан судом.

Прокомментируйте                                             этот                                             факт.

Подумайте, какие претензии могли бы предъявить Жоресу сторонники войны во Франции.

Выскажите ваше мнение, не является ли борьба за мир в условиях, когда все остальные державы активно готовятся к войне и планируют усилить свое политическое и экономическое влияние в итоге военной победы, предательством по отношению к своему отечеству.

7. Известно, что с 1905 по 1914 г. расходная часть бюджетов ведущих европейских
стран, предназначенная на военные нужды, возросла в среднем на 73%.

Подумайте, выгодно ли правительствам, затратившим огромные суммы на вооружение, придерживаться мирной политики.

Какие доводы могли бы в этой ситуации остановить правительства от вступления в войну?

Проверочные тесты:

1. Пацифисты в начале XX в. выступали за:

а) мирное урегулирование всех спорных вопросов;

б) ускоренное вооружение в целях защиты страны от нападения;

в) расширение колониальных владений своих стран.

2. Арбитражем в мировой политике называли:

а) выяснение спорных вопросов между двумя государствами без вмешательства
других стран;

б) посредничество и разбирательство конфликтных ситуаций третьими странами
или Международным судом;

в) военную помощь государству в случае конфликта от союзных стран.

3. В Тройственный союз входили к началу войны:

а) Германия, Турция, Италия;

б) Англия, Франция, Россия;

в) Германия, Австро-Венгрия, Италия.

4. Специальное соглашение между Великобританией и Францией было заключено в:

а) 1904 г.;

б) 1907 г.;

в) 1912 г.

5. Локальные войны на рубеже веков велись с целью:

а) передела колониальных владений;

б) усиления военного авторитета;

в) распространения своей религии на захваченных землях.

17

6. Под Восточным вопросом в мировой политике XIX — начала XX в.
подразумеваются:

а) конфликты в развитии двух цивилизаций — западной и восточной;

б) противостояние Российской империи и стран Западной Европы;

в) проблемы, связанные с ликвидацией господства Турции на Балканах.

7. «Пороховым погребом» Европы в начале XX в. называли:

а) страны Пиренейского полуострова;

б) страны Балканского полуострова;

в) страны Средней Азии.

8. К 1914 г. лучше других стран сумела подготовиться к войне:

а) Россия;

б) Великобритания;

в) Германия.

Работа с картами:

Рассмотрите карты и подумайте над вопросами и заданиями.

• Карта                             «Мир                             в начале                             XX в.».

1. Какие основные метрополии существовали в мире к началу XX в.? Назовите их колонии.

2. Определите роль колоний в экономическом развитии монополий.

3. Анализируя карту, выясните, какие европейские страны нуждались в увеличении колониальных владений. Каким способом они могли этого достичь?

• Карта         «Европа        накануне        Первой        мировой        войны».

1. Какие стратегические достоинства и недостатки имел Тройственный союз, исходя из географического                                                                                                     положения?

2. В чем заключались стратегические достоинства и недостатки положения стран Антанты?

3. Попробуйте определить будущую военную тактику Тройственного союза и Антанты, исходя из географического расположения.

Работа со статистическими данными:

Изучите таблицы «Военный флот ведущих европейских держав в 1913 г.» и «Общая численность вооруженных сил держав» и ответьте на вопросы.

1. Какие страны имеют большее количество кораблей различных типов и наиболее многочисленные                                                                                                             армии?

2. Сравните общие силы флота и армии Тройственного союза и Антанты. Какой из союзов находился, по вашему мнению, в более выгодном положении?

3. Какую военную тактику могли взять на вооружение страны обоих союзов, исходя из численного     соотношения                                     сил?

4. Достаточно ли приведенных данных для оценки реальных шансов на победу Тройственного союза или Антанты? Каких сведений не хватает, чтобы дать оценку военной мощи союзов?

Урок 5 (§ 5). ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Основная задача урока: анализ и оценка форм и методов ведения войны основными
воюющими                                                                                                        группировками.

Урок проводится в форме ролевой игры.

18

Учащиеся разделяются на две группы. Первая группа выступает от имени Антанты, а вторая группа — от имени Тройственного союза. Группы получают поэтапно несколько заданий и время на обсуждение (5—7 мин).

Задание 1. Составить краткое сообщение о своих военных планах (настоящих или ложных).

Это сообщение группа представляет противной стороне и отстаивает свои планы (объясняя их). Задача группы, представившей план, — аргументированно доказывать его выгодность. Задача противоположной стороны — разгадать, что было предоставлено (настоящая информация или дезинформация). Свое мнение необходимо обосновать.

Оценивается само сообщение и умение разгадать и объяснить планы противника.

Задание 2. «Перестрелка» групп.

Группы по очереди задают короткие вопросы по ведению войны и отвечают на полученные вопросы. Отвечать и задавать вопросы должны все члены групп по очереди. Главное условие — спрашивать и быстро отвечать.

Оценивается уровень вопроса (легкий, сложный), значимость его содержания, четкость и полнота ответа.

Задание 3. «Дипломатические переговоры» Антанты и Тройственного союза.

По условиям игры переговоры ведутся летом 1918 г. Каждая из групп должна выдвинуть как можно больше аргументов в доказательство преимущества своего военного положения к этому периоду.

Оценивается      качество,      историческая      достоверность      аргументов

и их «дипломатическое» изложение.

После окончания игры учитель подводит итоги, отмечая верные и удачные ответы групп.

Урок 6 (§ 6). ВОЙНА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ

Основная задача урока: выявить и проанализировать изменения в экономике, политике и общественных настроениях во время войны; определить основные итоги и уроки войны.

Вопросы и задания:

1. В чем заключалась суть политики нейтралитета, проводимой отдельными странами во время Первой мировой войны, и реальное положение этих стран в ходе войны?

2. Укажите общее и особенное в перестройке политики и экономики воюющих стран. Назовите     причины,  вызвавшие           такую                     перестройку.

3. Дайте характеристику общественным настроениям во время войны, как они изменялись в соответствии с происходившими событиями.

Проверочные тесты:

1. Политика «гражданского мира» во время войны выражалась в:

а) отказе оппозиционных сил от выступлений против правительства на время
военных действий;

б) выработке общей программы действий всех политических партий;

19

в) объявлении временных перемирий между военными противниками по требованию Красного Креста.

2. Большинство социал-демократических партий II Интернационала:

а) выступили с развернутой антивоенной программой;

б) поддержали свои правительства в войне;

в) заняли нейтральную позицию.

3. Во время войны государственная власть в воюющих державах:

а) усилилась;

б) уменьшилась;

в) осталась неизменной.

4. Одной из основных проблем военной экономики для всех воюющих стран являлась:

а) нехватка специалистов в военной промышленности;

б) промышленно-военный шпионаж;

в) нехватка продуктов первой необходимости для гражданского населения.

5. Целью революционных социал-демократов к 1915 г. являлось:

а) свержение существующих политических режимов;

б) поиски компромисса с властями в интересах Отечества;

в) преодоление внутренних разногласий в движении.

6. Во время Первой мировой войны были убиты:

а) 5 миллионов человек;

б) 10 миллионов человек;

в) 20 миллионов человек.

7. Войну 1914—1918 гг. называют тотальной, потому что:

а) она продолжалась длительный период;

б) она потребовала напряжения всех сил стран-участниц;

в) страны-участницы ставили цель достигнуть мирового господства.

8. В итоге Первой мировой войны:

а) границы государств остались прежними, но их политическое и экономическое
влияние в мире перераспределилось;

б) в Европе возникли новые государства и разрушились старые империи;

в) была разрушена мировая колониальная система.

Урок 7 (§ 7). ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ

Основная задача урока: определить изменения на политической карте Европы после Первой мировой войны, причины и факторы, способствовавшие образованию национальных государств, процесс их становления и политического развития; обозначить причины создания Коммунистического Интернационала и его основную задачу.

Формы проведения урока — групповая игра или составление и анализ содержания таблицы.

Вариант 1 — групповая игра.

Учащиеся разделяются на несколько групп (примерно по 4—5 человек в группе). Каждая группа получает поочередно несколько заданий и время на обсуждение (от 5 до 10 мин по усмотрению учителя). После обсуждения каждая группа выдвигает свой вариант выполненного задания. Учитель вместе с классом заслушивает все выступления, подводит промежуточные итоги, отмечая сильные и слабые стороны ответов, и начисляет очки каждой команде.

Задание 1. Расположить в хронологическом порядке события. Создание Коммунистического Интернационала. Ликвидация Австро-Венгерской империи. Образование независимой Финляндии.

20

Большевистский переворот в России.

Создание Чехословакии.

Образование Австрийской республики.

Образование Югославии.

Провозглашение Веймарской республики в Германии.

Распад Германской империи.

Задание 2. Работа с картой «Мир после Первой мировой войны». Определите, какие проблемы международных отношений исчезли, а какие появились в результате образования новых государств.

Задание 3. Известно, что в Германии в 1918 г. произошла революция, в ходе которой
по примеру советской России стали образовываться Советы рабочих и солдат. Однако
советская власть в стране не утвердилась. Были попытки образовать советские республики
в Венгрии,                                       прибалтийских                                       государствах.

Подумайте, почему нигде, кроме России, советская власть не сумела утвердиться.

Задание 4. Составить воззвание Коммунистического Интернационала с определением целей и методов борьбы. (При оценке воззвания учитывается пропагандистский стиль и правильность содержания.)

В заключение урока учитель суммирует баллы, полученные командами, и выставляет оценки.

Вариант 2 — составление и анализ таблицы.

На доске и в тетрадях учащихся заполняется таблица «Выбор пути новыми государствами» (см. задание № 3 к § 7).

После заполнения таблицы проводится беседа по вопросам и заданиям.

1. Объясните, от каких факторов зависел способ установления власти в новых государствах.

2. Определите, какая форма правления была наиболее популярной в новых государствах. Чем вы можете объяснить такой выбор государств?

3. Определите, какой режим установился в большинстве образовавшихся государств. Предположите, каких преобразований ожидало общество от этого режима.

4. Можно ли найти общие основы политики властей образовавшихся государств? Если да, то считаете ли вы, что схожесть политики закономерна? Попробуйте объяснить, чем была вызвана     данная             закономерность.

5. Пользуясь составленной таблицей и картой «Территориальные изменения в Европе в 1918—1923 гг.», постарайтесь определить, какие международные (территориальные) проблемы оказались решены и какие остались нерешенными в ходе Первой мировой войны. К каким последствиям, на ваш взгляд, мог привести такой территориальный передел?

Урок 8 (§ 9). ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ

Основная задача урока: рассмотреть модели послевоенного развития, выбранные странами Европы и США, и результаты произошедших перемен к концу 20-х гг.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: