Социально-педагогическая характеристика семьи

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

Введение

Фундаментальным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Очевидно, что семьи бывают разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

В связи с кризисом семейного института в нашей стране, который связан с нестабильной социально-экономической обстановкой, даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения между родителями и детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Исходя из этого, возникает острая необходимость в помощи «извне», т.е. со стороны социального педагога. Сфера его деятельности – социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, психологические и психические моменты данных отношений, социально-культурные условия развития. Основной же объект его деятельности – семья и отношения в ней.

 

 

Актуальность темы данного курсового исследования состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций, «незримо» ощущая необходимость в помощи социального педагога.

Предварительный анализ современной литературы по проблеме исследования показал, что семья рассматривается как социальное (А.И. Антонов, Ю.В. Василькова, И.С.Кон и др.), психологическое (М.Р. Земская, Д.Б. Эльконин и др.), собственно педагогическое явление (В.Г.Бочарова, В.Н. Гуров и др.). В настоящее время раскрыто влияние семьи на становление личности ребенка (И.С. Кон, В.М. Медков и др.), охарактеризована значимость семьи как первичного института социализации (Н.В. Волкова, И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.); значительное внимание уделено изучению вопроса влияния семьи на социализацию подростка (И.С.Кон, Д.Б.Эльконин и др.).

Следует особо подчеркнуть, что среди множества наук, составляющих базовую основу социальной работы, важное место занимает социальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современной семьи. В тоже время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается чаще всего лишь в общем виде. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью психолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.

Объект исследования – семья как социальный институт.

Предмет – социально-педагогическаядеятельность с семьей.

Цель исследования – изучить теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьей.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие и определить социальную сущность семьи, дав ее классификацию в современной науке.

2) Проанализировать функции семьи.

3) Охарактеризовать семью как среду и фактор социализации.

4) Выявить социально-педагогические проблемы современной семьи.

5) Определить принципы эффективного взаимодействия социального педагога с семьей.

Основным методами исследования явились:

1) сравнение,

2) сопоставление,

3) обобщение теоретического материала.            

Поставленные цели и задачи обусловили структуру исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

Социально-педагогическая характеристика семьи

1.1. Понятие и социальная сущность семьи

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов, т.к. возникла  в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания [6, с. 12].

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. В современных условиях жизни – переменчивой, стремительной и нестабильной – понятие семьи еще более социализировалось. Обратимся к дефиниции и определению социальной сущности указанного понятия.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии и педагогики. Очевидно, что интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять «редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера» [6, с. 13-14].

 

 

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать свою дефиницию семьи.

Итак, с философской точки зрения, семья – это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода [18, с. 411].

С точки зрения психологического содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

1) гетеросексуальная связь,

2) система родственных отношений,

3) обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности,

4) осуществление определённой экономической деятельности [9, с. 12-33].

 

 

В рамках нашего исследования наиболее важна социальная сущность данного понятия. В целом семья, с позиции социологов, представляет собой «малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью» [5, с. 5]. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на её биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

Социальная сущность семью обусловлена своим двойственным характером. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как «санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений» [13, с. 11].

Очевидно, что семья, прежде всего, создаётся отношениями «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и основанную на правовом аспекте защиты.

В контексте социально-правовой сущности, на наш взгляд, необходимо указать на законодательные основы защиты прав ребенка в семье, к которым в нашей стране относят следующие документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон «Об образовании».

4. Ряд других законов и нормативно-правовых документов.

Вопросами социальной защиты и поддержки семьи занимаются различные Министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции [3; 4; 8; 10; 12 и др.].

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи на основе социально-правовых аспектов. Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Следует подчеркнуть, что социология и педагогика семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры семьи и ее типов, т.е. обращается к классификации семейного понятия.

 

 

1.2. Классификация семей в современной науке

Структурно-содержательная сторона семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов в конкретных социально-экономических условиях. Так, урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская, имеющая специфическое отношение к браку. Важно подчеркнуть, что структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

1. Моногамия – это брак между одной женщиной и одним мужчиной;

2. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами;

3. Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и женщинами.

В зависимости от предпочитаемого партнёра брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определённой социальной группой, например, внутри племени) (см. об этом [16; 17; 19 и др.]).

Данные группы коррелируют (связаны) с типологией семьи – наиболее важного аспекта данной части курсовой работы.

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу семьи:

1) нуклеарные,

2) расширенные [4].

Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

В современной науке существует множество других типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

1) Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.

2) Типология семьи по ее функциональной состоятельности.

3) Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями [4; 13].

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием « испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи» [13, с. 112].

Типология семьи по типу воспитательных ошибок включает в себя:

1. Семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания

2. Семьи с позицией круговой обороны воспитания

3. Семьи с демонстративным стилем воспитания

4. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания

5. Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания

6. Семьи с увещевательным стилем воспитания

7. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания

8. Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»

9. Семьи с непоследовательным стилем воспитания [13].

В контексте данной работы для нас наиболее интересны подходы М.А. Лалагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова (см. об этом [13]), которые в частности предусматривают выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Именно социально-адаптивный аспект и является основой определения функционального потенциала работы социального педагога. Представляется важным охарактеризовать каждый из указанных типов семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи – семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства [13, с. 55-62].

К сказанному о классификации семей по уровню социальной адаптации следует добавить, что для современной семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Отсюда и кризисные моменты в развитии семейного института, связанные с неуверенностью в будущем, в частности, с реальной оценкой невозможности выполнения целого ряда функций.

Наконец большинство семей можно классифицировать и по степени их воспитательного воздействия на детей [9]. Так, благоприятным для формирования личности семьи могут явиться полное взаимопонимание, демократический стиль общения. Материальное положение такой семьи, как правило, хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют и нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными» [19]. В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.

Исходя из освещенных в данном подразделе типов семейных отношений, становится очевидной необходимость дополнительного контакта с семьями – особенно с несостоятельными. Отсюда вытекает важность работы социального педагога как с родителями, так и с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: