На рубеже 80—90-х ГГ

Основная задача урока: показать эволюцию политических режимов в странах Восточной Европы и закономерность их краха.

В начале урока определяются этапы эволюции коммунистических режимов. Это:

1944—1945 гг. — 1948—1949 гг. — создание основ тоталитарных режимов;

до 1956 г. — развитие сталинской модели социализма;

конец 50-х — 60-е гг. — трансформация сталинской модели, попытки реформирования режима;

70-е — конец 80-х гг. — отказ от реформ, нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни общества;

конец 80-х — начало 90-х гг. — демократические революции в Восточной Европе, крах тоталитарных режимов.

Для изучения первого и второго вопросов урока организуется работа в группах. Класс делится на семь групп (в соответствии с числом социалистических государств — Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Югославия), каждая из которых должна на основании текста учебника заполнить таблицу.

 

Страна Особенности Особенности Выступления Причины краха
  социалистической внешнеполитического граждан против тоталитарных
  модели курса коммунистического режима в 50—70-е гг. режимов

46

На выполнение работы отводится до 10 мин, используется классная доска или большие листы бумаги, чтобы текст можно было представить для общего обозрения. При подведении итогов групповой работы учитель обращает внимание на общие черты кризиса политических режимов.

Третий вопрос урока помогает раскрыть таблица на с. 66.

При рассмотрении четвертого вопроса урока можно привести противоположные оценки достижений посткоммунистических стран и предложить учащимся объяснить причины существования полярных точек зрения.

«За последние пять лет даже самые отсталые страны сделали гигантский шаг вперед. В самом деле, в Центральной и Юго-Восточной Европе наблюдаются сенсационные успехи, которые не в состоянии оценить ни Запад, ни те, кто живет здесь…» — мнение социолога Э. Ханкиша, Венгрия, 1994 г.

«Переворот в ноябре 1989 г. глубоко затронул жизнь всего общества. Массы обмануты «нежной» революцией с ее абстрактными лозунгами о демократии, свободе, плюрализме, приватизации, рыночной экономике. Люди убедились, что приватизация означает бессовестный грабеж тех ценностей, что созданы за сорок лет при социализме. Рыночная экономика — это безработица, снижение жизненного уровня народа, а демократия и свобода — только для богатых» — мнение представителя бывшей КП Словакии, 1994 г. (См.: Новопашин Ю. С. Восточная Европа после 30-х: тенденции и проблемы // Вопросы истории. — 1995. — № 4. — C. 135.)

Урок 23 (§ 29). ПРОЦЕСС ДЕКОЛОНИЗАЦИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Основная задача урока: показать ход, особенности и значение ликвидации колониальной системы.

В начале урока учителю рекомендуется раскрыть причины процесса деколонизации после Второй мировой войны.

Изучение темы проходит на основании «Рабочего листа урока», в котором представлены вопросы и задания.

1. Соотнесите понятие и его определение.

Апартеид                   Освобождение от колониального гнета

Метрополия              Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

Некапиталистический Сохранение экономической зависимости государства несмотря

путь развития            на провозглашение его суверенитета

Косвенная                 Страна или территория, находящаяся под властью иностранного

зависимость              государства, лишенная суверенитета

Деколонизация         Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов

по расовому признаку
Год Африки              Ориентация независимого государства на построение социализма

и использование помощи со стороны социалистического лагеря
Колония                     Государство, владеющее колонией

2. В приведенном ниже документе пропущен термин, характеризующий политику
правящих кругов. Прочитайте источник, вставьте необходимое понятие. Когда этой
политике был положен конец?

47

Из программы Южноафриканской коммунистической партии «Путь к свободе Южной Африки» (1962 г.):

«Наша родина, Южная Африка, известна всему миру как страна, где существует система господства белых расистов, представляющая собой особую разновидность

колониализма, доведенного до крайности в результате политики...............  , проводимой

националистической партией. Одиннадцать миллионов африканцев, составляющих две трети населения страны, страдают от жестокого национального гнета. Они согнаны с земли их предков. Лишь 13% земельного фонда отведено для поселения африканцев. Для этих так называемых резерваций характерна чрезвычайная перенаселенность и истощение почвы. Голод, сложная система законов о пропусках и особые налоги вынуждают африканцев идти на работу в шахты, на заводы и фермы, где за гроши они подвергаются нещадной эксплуатации. К африканским языкам относятся с презрением, для их развития ничего не делается. Прогресс национальной культуры африканцев невозможен: африканцы с детства обречены на невежество, на положение «дровосеков и водоносов» и в лучшем случае могут получить лишь начальное образование.

Положение других групп небелого населения (полтора миллиона цветных и полмиллиона южноафриканских индийцев) не лучше; преимущества, которыми они когда-то пользовались по сравнению с африканцами, постепенно исчезают. Они лишены избирательного права и участия в законодательстве ………. означает высшую степень национального гнета для всех людей с небелым цветом кожи». (Хрестоматия по новейшей истории. Ч. 2 / Сост. М. Е. Сучков. — М., 1966. — C. 130.)

3. Проследите по картам «Деколонизация Африки» и «Деколонизация Азии», какие
страны добились национальной независимости во второй половине 40-х гг.; в 50-е гг.;
в 1960 г.; в 1961—1969 гг.; 70-е и 80-е гг.

Сделайте                                                                                                                   выводы:

а) о времени вовлечения различных регионов в борьбу за независимость (обратите
внимание на такие регионы, как Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия,
Северная       Африка,       Центральная       Африка,       Южная        Африка);

б) о преобладании тех или иных форм деколонизации на разных этапах и в различных
регионах                                                    Азии                                                    и Африки;

в) почему на разных этапах борьбы за национальную независимость преобладают
различные формы деколонизации.

4. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии.

Мохандас Ганди       В 1921 г. был одним из создателей партии, лидером которой станет

через десятилетие. Руководитель правящей партии и государства после окончания гражданской войны в своей стране. Считал, что необходимо бороться против «советского гегемонизма» и «американского империализма»

Джомо Кениата        Один из руководителей движения против колониализма в Африке.

После освобождения своей страны от национального гнета был премьер-министром, сторонником социалистической ориентации. Свергнут и убит в результате государственного переворота

Патрис Лумумба      Лидер  национально-освободительного  движения,  один

из руководителей старейшей в стране политической партии. Основоположник идеологии ненасильственного сопротивления колонизаторам. После провозглашения независимости и раздела государства по религиозному принципу был убит членом националистической организации

48

Кваме Нкрума          Деятель африканского национально-освободительного движения.

Возглавил национальную партию, борющуюся за независимость. После начала партизанского движения против английских колонизаторов был арестован, приговорен к семи годам каторжных работ. После освобождения продолжил борьбу за равноправие африканцев в своей стране, за провозглашение независимости. В 1963 г. возглавил первое африканское правительство своей страны

Хо Ши Мин              Родился в Африке, но высшее образование и степень доктора

экономики и философии получил в США. Стал лидером национальной партии своей страны, находившейся под колониальным гнетом Великобритании. После провозглашения независимости в 1957 г. стремился к построению «африканского социализма». Был свергнут с поста президента в ходе государственного переворота 1966 г., до конца жизни жил в Гвинее

Мао Цзэдун               Вступил в ряды KП во Франции в 1920 г., один из руководителей

коммунистического движения в своей стране. Участник антияпонской борьбы в годы Второй мировой войны. Лидер Национального комитета освобождения государства, созданного в 1945 г. Участник борьбы за независимость государства в 1946— 1954 гг. В его честь был назван главный город южной части страны

5. Проведите работу с текстом Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 14 ноября
1960 г. (документ                   представлен                   в учебнике,                   с. 285):

1) Каково         значение         ликвидации         колониальной         системы?

2) Какие принципы взаимоотношений между государствами провозглашает Декларация?

Урок 24 (§ 30, 31). ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Основная задача урока: выяснить причины и возможные способы сокращения отставания стран третьего мира от развитых стран.

1. Первый и второй вопросы урока коротко раскрываются во вступительном слове учителя, который, используя типологию развивающихся стран, дает краткую характеристику  их общих     и специфических     проблем.

2. Далее организуется деловая игра. Игровая ситуация: класс преобразуется в «проблемную лабораторию», состоящую из трех групп с «ведущим специалистом» во главе: «экономисты», «политологи», «системные аналитики». Задача первой и второй групп — проанализировать со своих «профессиональных» позиций различные варианты развития стран третьего мира, третья группа должна выработать общие рекомендации для достижения успехов в модернизации.

Задание для «экономистов». Проанализировать факты, связанные с развитием экономики стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, арабских стран; выделить преобразования, способствующие модернизации.

Задание для «политологов». Проанализировать факты политической истории стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, арабских стран. Выделить общие факторы, определяющие внутриполитическую стабильность и нестабильность.

Задание для «системных аналитиков». Проанализировать выступления ваших коллег и определить, как связаны между собой успехи и неудачи экономической и политической модернизации; предложите оптимальный вариант модернизации развивающихся стран.

49

«Экономисты» и «политологи» работают, используя материалы учебника (§ 30, 31). «Аналитики» знакомятся с материалами учебника, но выводы им предстоит сделать после выступления «ведущих специалистов» первой и второй групп. На выполнение подготовительной работы желательно отвести до 15 мин, на выступления «экономистов» и «политологов» — по 5—7 мин. Далее после пятиминутного перерыва, необходимого для подготовки, выступает «ведущий специалист» третьей группы.

Урок 25 (§ 31). СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Основная задача урока: показать специфику и результаты развития стран Латинской Америки во второй половине XX в.

Урок проводится в форме лекции.

Основное содержание лекции.

1. Латинская Америка после Второй мировой войны: особенности и противоречия.

Особенности развития государств Латинской Америки.

— Государства латиноамериканского региона раньше других развивающихся стран добились национальной независимости, поэтому имеют сходные черты и с высокоразвитыми      государствами,        и со слаборазвитыми странами.

— Для экономики региона было характерно развитие экспортного агросырьевого хозяйства,   подчиненность   внешнему   рынку   в ущерб   внутреннему.

— В сельском хозяйстве преобладали помещичьи латифундии. 47% хозяйств занимали 1% сельскохозяйственных угодий, 100 000 крупных помещиков владели 62,5% земельного фонда.

— Бурно идет процесс роста городов и городского населения, но урбанизация латиноамериканского типа характеризуется как ложная (мало связана с развитием промышленности,   происходит   за счет    роста   маргинальных   слоев).

— Низкий           уровень            жизни            большинства            населения.

— Латинская Америка — средоточие самых разнообразных противоречий во всех сферах жизни      общества.

— Политическая нестабильность, преобладание насилия в политической жизни, большое влияние армии в политике, сохранение традиций авторитаризма (каудильистских, от слова «каудильо» — вождь). Самыми политически стабильными государствами можно                считать Уругвай      и Мексику.

— Влияние католической церкви (90% латиноамериканцев — католики, это почти половина      католиков                 всего                                     мира).

— Типология стран Латинской Америки по уровню социально-экономического развития в середине                                                   XX в.

— Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия — самые развитые в социально-экономическом отношении государства, значительно продвинувшиеся по пути модернизации. Их население составляло около 75% всего населения региона, на их долю приходилось 80—85% валового национального продукта.

— Перу, Эквадор, Боливия, небольшие государства Центральной Америки — страны с преобладанием аграрного сектора в экономике и добывающей промышленности.

— Парагвай, Гаити и государства Карибского бассейна — наиболее отсталые государства с традиционной экономикой, низким уровнем жизни населения.

Послевоенная история Латинской Америки связана с непрекращающейся борьбой реформистской и революционной альтернатив развития, с поиском такой модели

50

общества, которая поможет преодолеть экономические и социальные проблемы и противоречия.

2. Латинская Америка в конце 40-х — 80-е гг.

 

Период Развитие экономики Важнейшие политические события
Конец 40-х — 50-е гг.

Государственный курс на замещающую 1948 г. — создание ОАГ (поддержка мира импорт                    индустриализацию. в западном      полушарии,      борьба Рост промышленного производства в три с коммунистической           опасностью). раза по сравнению с довоенным. Рост В целом —      тенденция      борьбы инвестиций США, европейских стран        с диктаторскими режимами. Авторитарный

национал-реформистский режим Перона в Аргентине  (развитие  собственной экономики, социальные программы) — «хустисиализм» — «объединение нации для построения справедливого общества» как особый, «аргентинский путь» развития. 1959 г. — социалистическая революция на Кубе (Ф. Кастро)

60-е — 70-е гг.

Неблагоприятная конъюнктура (снижение Диктаторские режимы существовали цен на сельскохозяйственную продукцию, в Парагвае (Стресснер, 1954—1989 гг.), рост цен на машины и оборудование). Никарагуа (семейство Сомоса, 1936— Инфляция.   Обострение   проблемы 1979 гг.), Сальвадоре, Гватемале, Гаити безработицы и бедности. Рост финансовой (семейство Дювалье, 1957—1990 гг.), будут задолженности развивающихся стран. восстановлены  в Гондурасе, утвердятся Аграрные преобразования — уничтожение в Бразилии (с 1964 г.), Аргентине (с 1976 г.), и сокращение латифундий в Мексике, Боливии, Уругвае. Конституционные Боливии, Венесуэле, Чили, Колумбии, правительства — в Мексике, Венесуэле, Эквадоре, Перу. С 1961 г. программа США Колумбии.

«Союз ради прогресса» — экономическая 1970—1973 гг. — правительство Народного помощь 19 государствам, после смерти Дж. единства в Чили (президент С. Альенде), Кеннеди через нее осуществлялось оказание после его свержения — диктатура помощи диктаторским режимам                А. Пиночета.

1969 г. — Андский пакт (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, позже присоединится Венесуэла)

80-е — 90-е гг. Изменение   экономического   курса: модернизация через ослабление роли государства, сокращение социальных расходов, развитие свободной рыночной экономики. Резкий приток инвестиций, внешних займов и кредитов (доля внешних источников финансирования растет с 8,2% в 1970 г. до 26,3% в 1980 г.). Рост внешнего долга (до 420 млрд долл. в 1989 г., из них Бразилия — 115 млрд долл., Мексика — 107 млрд долл., Аргентина — 56 млрд долл.). Инфляция Неоконсервативный вариант модернизации особенно проявил себя в условиях диктаторских   режимов   в Бразилии, Аргентине, Чили. В Мексике и Венесуэле сохраняется   либерально-реформистский подход. Рост демократической политической тенденции: победа народной революции в Никарагуа  (1979 г.),  установление конституционного  правления  в Перу (1980 г.), Боливии (1982 г.), Аргентине (1983 г.), Бразилии и Уругвае (1985 г.), Гватемале, Гондурасе, на Гаити (1986 г.), в Парагвае (1989 г.), пришло к власти гражданское правительство в Чили (1990 г.)

3. Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в.

К концу XX в. государства Латинской Америки накопили значительный экономический и политический опыт решения проблем. Мы видим существование различных подходов к модернизации (национал-реформистский, либерально-реформистский, неоконсервативный), борьбу за утверждение различных социально-политических моделей (военные диктатуры, авторитарные режимы, демократические формы правления, социалистическое государство тоталитарного образца), революционные и реформистские пути развития общества.

51

В конце XX в. выросла дифференциация по уровню развития латиноамериканских стран. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили вошли в число новых индустриальных государств, ряд стран региона превратились в аграрно-индустриальные. Этому.способствовал курс на модернизацию, развитие интеграции, значительный приток инвестиций стран Запада. Преобразования в аграрном секторе позволили развиваться мелким и средним крестьянским хозяйствам, улучшили положение крестьянства. Но часть государств, особенно страны Карибского бассейна, по-прежнему относятся к числу беднейших в регионе. Бурное экономическое развитие создало новые противоречия в обществе, не разрешило проблему государственной задолженности, не сняло острых социальных контрастов.

В политическом отношении в конце XX в. восторжествовала тенденция демократизации политических режимов. Но сохраняется напряженность в обществе, следовательно, нельзя утверждать, что демократические режимы будут развиваться стабильно. Один из главных политических уроков заключается в необходимости поддерживать общественное согласие, добиваться мирного диалога всех заинтересованных в развитии общества сил.

Урок 26 (§ 32, 33). НАУКА И КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Основная задача урока: углубить и систематизировать знания учащихся по теме.

Для изучения первого вопроса урока учитель организует работу с таблицей.












Две волны НТР

 

 

Этапы НТР Основные направления развития науки Выдающиеся достижения и открытия Социальные последствия НТР
50—60-е гг.    

 

80—90-е гг.    

Вопросы к таблице:

1. Какие направления НТР представляются вам наиболее значимыми для человечества?

2. Какие нравственные проблемы, по вашему мнению, порождает бурное развитие науки и техники?

Переходя к изучению второго вопроса темы, следует обратить внимание на термины, объяснение которых дано в учебнике (§ 33). Многообразие стилей и жанров искусства второй половины XX в. нагляднее всего прослеживается в рамках изобразительного искусства. Здесь особенно ярко проявилось сосуществование и соперничество двух направлений: развивающего традиционные реалистические принципы и авангардистского. Нельзя противопоставлять эти тенденции, как уничтожающие друг друга: в творчестве многих современных художников прослеживаются оба направления, поиск новых средств воздействия на зрителя, новых способов самовыражения, новых форм отражения мира присущ обоим направлениям. Для демонстрации на уроке можно рекомендовать работы С. Дали, Р. Раушенберга, Д. Джонса, П. Пикассо, М. Шагала.

Вопросы для обсуждения:

1. * Какие художественные приемы использовал Пикассо в картине «Герника»? Какое впечатление             производит             на вас             это              произведение?

2. Как раскрывается в творчестве Дали основной метод сюрреалистов — разрыв логических связей, «соединение несоединимого»? Выскажите свое мнение о силе

52

художественного                 воздействия                 полотен                 сюрреалистов.

3. В чем вы видите взаимосвязь концептуализма и сюрреализма? В чем особенности концептуализма?

4. Какие особенности поп-арта подчеркивает высказывание Раушенберга: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст»? Какой смысл вы вкладываете в понятие «поп» — «популярное» из названия «поп-арт»?

При обсуждении массовой культуры можно предложить вопросы и задания.

1. Приведите определение массовой культуры. С какими оценочными характеристиками вы согласны? Аргументируйте свою позицию. Какие характеристики вызвали      ваше несогласие?     Почему?

2. Объясните, почему   столь противоречивы оценки этого явления.

 

— Массовая культура выполняет функцию идейного воздействия на общество, воздействия на сознание и поведение населения через средства массовой информации.

— Массовая культура способствует приобщению к достижениям культуры широких слоев      населения.

— Массовая культура приобщает не к высотам духовного творчества, а к примитивным проявлениям культуры; это способ развлечения людей.

— Массовая культура — феномен, рассчитанный на вкусы и стереотипы массового сознания, в рамках которого производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на поток, превратились в источник доходов и эффективное                                средство      воздействия               на массы.

— Массовая культура используется для отвлечения людей от серьезных общественных проблем.

— Протест против массовой культуры проявился в молодежных движениях битников и хиппи.

— С появлением массовой культуры духовное потребление приравняли к материальному и стали подстраиваться под вкусы толпы, для того чтобы скорее продать «культурную продукцию» и получить                           прибыль.

— Массовая культура создает подделку, дешевку, китч — произведения дурного вкуса и невысокой      нравственности.

— Массовая культура — подлинно демократическая, так как выражает вкусы и ценности      большинства                                людей.

— Массовая культура рекламирует ценности, далекие от настоящей духовной жизни.

— Массовая культура обращается к традиционным ценностям, которые можно считать основой человеческой жизни, — семье, любви, победе добра над злом.

— Появление массовой культуры — проявление процесса коммерциализации искусства.

— Массовую культуру можно и нужно запретить.

При характеристике особенностей развития культуры в конце XX в. к материалу учебника можно добавить такие понятия, как приобщение к культуре, к творчеству множества людей, стремящихся к самовыражению; влияние НТР на развитие культуры; разнообразие проявлений духовной жизни; множество направлений, стилей, школ; соединение элитарной и массовой культуры; значительная коммерциализация искусства; развитие экранной культуры; сочетание тенденций глобализации культуры и культурной идентификации.

В завершение урока можно предложить учащимся закончить высказывание: «Культура в конце XX в. переживает…»

53

(Варианты ответа: расцвет, связанный с появлением новых форм художественного творчества, новых авторов, новых возможностей и т. д.; кризис, связанный с противоречиями, проявляющимися в современной духовной жизни, и т. д.; застой, связанный с отсутствием выдающихся произведений, новых форм самовыражения, засильем массовой культуры и т. д.; упадок, связанный с коммерциализацией искусства, невозможностью участвовать в разрешении противоречий, стоящих перед обществом, и т. д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: