Основная задача урока: подвести итоги развития человечества в XX в.
Урок проводится в форме семинарского занятия.
Вопросы к семинару следует предложить заранее. Класс можно разделить на шесть групп, предложив каждой группе один из вопросов. При ответе учащиеся должны назвать литературу, которую они использовали в ходе подготовки. В процессе урока желательно поощрять столкновение мнений и позиций, предоставив учащимся возможность проявить и умение вести полемику, и способность с пониманием относиться к иной точке зрения.
* Постановка вопроса возможна только после просмотра учащимися репродукции картины П. Пикассо «Герника»
54
Темы рефератов
По новейшей истории
Зарубежных стран
1. Модернизация основных сфер жизни стран и народов на рубеже XIX и XX в.: развитие, противоречия, последствия.
2. Научно-технический прогресс XX в.: тревога или надежда?
3. Традиционализм и модернизация в странах Востока в начале XX в. (на примере одной из стран).
|
|
4. Путь к Первой мировой войне: военно-политические блоки и международные конфликты.
5. Восточный фронт в Первой мировой войне.
6. Главные события Первой мировой войны.
7. Создание Версальско-Вашингтонской системы.
8. Проблемы и противоречия послевоенного мира (20—30-е гг. XX в.).
9. Внешняя политика СССР и ведущих стран Запада в 20—30-е гг. XX в.
55 |
10. Мировая экономика в 20—30-е гг. XX в. в зеркале теории «длинных волн» (больших циклов конъюнктуры) Н. Д. Кондратьева.
11. Роль кризиса 1929—1933 гг. в жизни общества (на примере одной из стран Запада).
12. «Новый курс» Рузвельта: современный взгляд.
13. Судьба республики в Испании.
14. Италия при Муссолини.
15. Особенности фашистской диктатуры в Германии.
16. Отношения между СССР и Германией в 1939—1941 гг.
17. Причины Второй мировой войны.
18. Антифашистская коалиция: формирование, значение, реализованные и нереализованные возможности.
|
|
19. Роль Восточного фронта во Второй мировой войне.
20. «Новый порядок» в Европе и СССР в период фашистской оккупации.
21. Холокост.
22. Главные события Второй мировой войны.
23. Наука и техника на службе войне.
24. Создание ООН. Место и роль ООН в современном мире.
25. Истоки «холодной войны»: «холодная война» в жизни общества (на примере одной страны).
26. Роль НАТО вчера и сегодня.
27. Зарождение информационного общества.
28. Мировая система социализма: формирование, развитие, крах.
29. Организация Варшавского договора и интересы СССР.
30. СССР и Югославия: проблемы международных отношений.
31. «Русский с китайцем братья навек»?
32. Первые уроки посткоммунистического развития (на примере одной из европейских стран).
33. Причины кризиса и распада Югославии.
34. Лидеры национально-освободительного движения XX в. (политический портрет).
35. Опыт китайской модернизации.
36. Афганистан во второй половине XX — начале XXI в.
37. Арабские страны и Израиль: проблемы взаимоотношений.
38. Страны Латинской Америки в современном мире.
39. Массовая и элитарная культура в XX в.
40. Роль мировых религий в современном мире (на примере одной-двух из них).
41. Вклад России в решение проблем современного мира.
42. Международный терроризм как глобальная проблема.
56
Список рекомендуемой литературы
1. Алексашкина Л. Н. Люди, события, факты: История зарубежных стран. 1945— 1996. — М., 1997.
2. История Европы / Ж. Альдебер, Й. Бендер, И. Груша и др. — М., 1996.
3. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. — М., 1997.
4. Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. — М., 1993.
5. Волков В. К. Революционные преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы // Вопросы истории. — 1990. — № 6. — C. 21—35.
6. Мировое политическое развитие, XX век / Н. В. Загладин, В. Н. Дахин, X. Т. Загладина и др. — М., 1995.
7. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985.
8. Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. — М., 1993.
9. История новейшего времени Европы и Америки: 1945—1990 / Под ред. Е. Ф. Язькова. — М., 1993.
10. Карсон Е. Ф. Что знают экономисты. — М., 1993.
11. Лидеры современной социал-демократии. — М., 1991.
12. Мировое сообщество после Второй мировой войны // Документы и материалы. — М., 1991.
13. Новопашин Ю. С. Восточная Европа после 30-х: тенденции и проблемы // Вопросы истории. — 1995. — № 4. — C. 129—136.
14. Новые документы по новейшей истории: Хрестоматия для учащихся / Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М., 1996.
15. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. — М., 1961.
|
|
16. О них говорят: Политические портреты зарубежных деятелей. — М., 1991.
17. Открывая новые страницы. — М., 1989.
18. Пантелеев М. М., Саватеев А. Д. Современный мир. — М., 1999.
19. Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. — М., 1996.
20. Политические портреты. — М., 1991.
21. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. — М., 1993.
22. Роббинс К. Черчилль. — М., 1997.
23. Родионова И. А. Политическая карта мира. — М., 1996.
24. Россия, которую мы не знали: 1939—1993: Хрестоматия / Под ред. М. Е. Главацкого. — Челябинск, 1995.
25. Сергеев Ю. В. Новейшая история: Подробности: 1945—1999. — М., 2000.
26. Советская внешняя политика в годы «холодной войны». — М., 1995.
27. Страны мира. — М., 1998.
28. Строганов Л. И. Новейшая история стран Латинской Америки. — М., 1995.
29. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.
30. Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2 т. — М., 1991.
31. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1993.
32. Энциклопедия третьего рейха. — М., 1996.
57