Особенности реализации денежно-кредитной политики в России при переходе к рынку

4.2.1. Начальный этап реформирования денежно-кредитной системы и становления механизма денежно-кредитного регулирования экономики

Со второй половины 80-х годов был взят курс на коренную перестройку экономики. Выделялись три главных, тесно взаимосвязанных направления обновления: ускорение научно-технического прогресса; экономическая реформа и решительный разворот производства к нуждам человека; демократизация политической и государственной системы.

Проведенная в 1987 г. банковская реформа привела к возникновению двухуровневой системы. Во всех прочих отношениях функции Госбанка остались неизменными до 1992 г. В механизме распределения кредитов не было привнесено рыночных элементов. Процентные ставки были низкими и нередко еще больше снижались при выдаче льготных кредитов. Госбанк был официально ликвидирован 25 декабря 1991 г. и его функции перешли к Центральному банку России (ЦБР). Однако вначале ЦБР играл пассивную роль и его основной задачей было финансирование бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит начал расти еще в 1986 г. - отчасти из-за падения мировых цен на нефть, отчасти в результате осуществления капиталовложений в рамках политики «ускорения» - серии реформ, направленных на возобновление экономического роста. В 1985 - 1989 гг. дефицит возрос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом процессе принятый в 1987 г. «Закон о государственном предприятии», по существу, предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения заработной платы работникам. В результате в 1990 г. средняя реальная заработная плата в стране на 27% превышала уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался при помощи льготных банковских кредитов и дотаций из госбюджета.

До 1990 г. правительство было в состоянии удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, предоставлявшихся иностранными государствами (увеличение объема внешних кредитов, предоставлявшихся Советскому Союзу во времена М. Горбачева, отражало хорошую кредитную историю страны, особенно на фоне долгового кризиса, который в тот момент переживали латиноамериканские страны). Однако такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд дол. в 1985 г. до 67 млрд дол. к концу 1991 г.

В 1V квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг примерно 30% ВВП. Это произошло вследствие роста объемов государственных дотаций с целью поддержания уровня административно регулируемых цен (то же самое относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в результате распада СССР и резкого уменьшения суммы налоговых платежей, перечисляемых республиками в центр. В глазах западных кредиторов страна полностью утратила свою кредитоспособность. И для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - стремительное наращивание денежной массы (табл. 4.1).

 

 

Таблица 4.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: