Долгосрочная стратегия развития в Российской Федерации предусматривает федеральный охват. Компания должна быть представлена во всех городах РФ с населением более 100 тыс. человек. Число магазинов в РФ должно составлять не менее 200. В качестве одного из направлений и способов реализации интенсивного роста сети было решено развивать программу партнерских программ в форме франчайзинга.
Согласно стратегии развития в РФ компания планирует открывать магазины собственной розничной сети в городах с населением от 500 тыс. человек и более при условии, что в городе оправдано открытие двух и более магазинов. Дело в том, что при существующей системе управления собственной розничной сетью управление одним магазином в городе (регионе) нерентабельно.
В городах с населением менее 500 тыс. жителей компания планирует открывать франчайзинговые магазины.
В течение двух лет, начиная с 2007 года, компании удавалось ежегодное удвоение размера и оборота франчайзинговой сети магазинов CARLO PAZOLINI.
Диаграмма 4. Динамика роста франчайзинговой сети 2006-2009 гг.
Сущность проблемы
Во второй половине 2008 года наметилось серьезное замедление темпов роста в РФ.
Снижение темпов развития собственной розницы было обусловлено рядом объективных причин:
- отсутствие качественных торговых площадей в необходимом количестве;
- галопирующий рост стоимости аренды торговых помещений – одна из основных расходный статей розничного магазина;
- снижение покупательской способности населения РФ вследствие начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса;
- постепенное насыщение территории обувными магазинами и рост конкуренции в отрасли.
Однако, по мнению автора, в целом нет серьезных угроз срыва стратегии развития в части собственной розницы. По мере выхода страны из кризиса компания в состоянии обеспечить прежние темпы роста. Более того, у компании будут хорошие возможности упрочить свое положение на рынке, так как снизится давление конкурентов.
Не так очевидно решение проблемы развития партнерских программ. По мнению автора далеко не во всех городах с населением более 100 тыс. жителей экономически целесообразно открытие концептуального магазина CARLO PAZOLINI. К потенциальному партнеру предъявляются очень жесткие требования, связанные с форматом торговой точки. Как следствие, цена входа в бизнес для франчайзи довольно высока.
Таблица 2. Основные требования к формату франчайзингового магазина CARLO PAZOLINI.
Формат торговой точки | Монобренд |
Размер общей площади магазина | Не менее 100 кв.м. |
Формат торгового центра (площадь) | Не менее 15 тыс. кв.м. |
Длина фасада отдельно стоящего магазина | Не менее 8 кв.м. |
Минимальное количество артикулов коллекции | Не менее 250 ед. |
Минимальный размер инвестиций | 250-400 тыс. долл. |
(по состоянию на конец 2008 года)
Во второй половине 2008 г. Наметилось резкое замедление темпов роста числа франчайзинговых магазинов и замедление роста выручки по указанному направлению. Мировой финансовый кризис не мог не сказаться на ключевых показателях деятельности франчайзингового направления, как и всей компании в целом. Впервые за последние несколько лет ожидается отрицательная динамика прироста как по числу магазинов (несколько магазинов будет закрыто в 2009 году), так и по выручке в долларовом эквиваленте.
Диаграмма 5. Динамика выручки по направлению франчайзинг, 2006-2009 гг.
Компания очень хорошо известна и представлена в европейской части РФ.
В тоже время, в виду ряда объективных причин, компания менее известна в ряде округов РФ.