Религиозная основа семьи в Средневековье

 

Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, галлов, готов, саксов, англов и других племен Европы [12].

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры и соответственно формированию семьи. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

Проблема соотношения культуры и религии всегда вызвала большую заинтересованность среди ученых разных научных школ и мировоззренческих ориентаций. Эту проблему освещали: П. Флоренский, М. Бердяев, Б. Рыбаков, Э. Тайлор, Д. Фрезер и др.

Единой мысли относительно соотношения культуры и религии не существует. Одна из культурологических концепций - богословская, или религиозная; почти все ее представители исходят из того, что религия является основой культуры.

Другая культурологическая мысль - атеистическая - и вообще исключает религию из понятие культуры, считая культуру и религию явлениями разными. Как видим, эти точки зрения есть прямо противоположными и, соответственно, исключают одна одну. Кроме них, конечно, существуют другие религиозно-философские взгляды.

Религия и семья имеют общие истоки и корни. Источником развития взаимоотношений между членами семьи, общества содержатся в человеческой работе. Именно это позволяет проявлять человеческую инициативу. Благодаря творчеству человек создает орудия работы, развивает общение с подобный себе, эстетично осваивает мир. Источники религии лежат в человеческой практике, которая выражает зависимость человека от окружающего мира [4, C. 354 - 357].

Одной из ранних форм религии был фетишизм (от фр. - идол, талисман), который одушествлял материальные предметы, наделял их таинственными свойствами.

Среди других ранних форм религии существовали анимизм (от лат. - душа), т.е. вера в существования души. В предков, прародителей.

Тотемизм (от слова "тотем", что означает "его род") - фатальная вера в сверхъестественную связь между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытнообщинного порядка и входили в состав той культуры, которая отвечала данной стадии развития.

Эти верования сохраняются и в эпоху средневековья. С дальнейшим развитием семьи и общества возникли политеизм, народно-национальные религии. Религии представляют собой специфические системы религиозной культуры. Им присущий детальная ритуализация повседневного человеческого поведения, начиная с поведения в семье: потребление пищи, соблюдение правил гигиены, суровая система религиозных правил и табу. Наличие моральных норм и ценностных ориентаций, принятых в родовом круге. Таким образом, в меру осложнения общественного организма, его материальной и духовной культуры более весомыми становятся и самые религиозные системы, образовывая своеобразную подсистему ценностей. Ф.Арьес акцентирует внимание на обряде крещения, который сохраняет у крещеного ребенка бессмертную душу[1, C.51].

Европейское средневековой общество было очень религиозно. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. Это негативно обозначилось на развитии семейных отношений. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Изучение истории религии базируется, в значительной мере, на изучении религиозных памяток, которые являются убедительными примерами связи между религией и культурой. Под религиозными памятниками мы понимаем, прежде всего, культовые сооружения, памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры. К таким культурным артефактам относятся культовые здания: храмы, церкви, костелы, монастыри, мечети, синагоги. Живопись: иконы, фрески, миниатюры. Музыка. Обряды [13].

Имея функциональный характер, много религиозных артефактов одновременно являются выдающимися достижениями мировой культуры. В их создании принимали участие гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописце, композиторы. Тем самым религия осуществила большое влияние на развитие всех видов искусства, а соответственно - культуры вообще. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: