Процесс перехода от родовой семьи к нуклеарной

 

Большинство литературных источников отмечает, семья, основанная на браке или кров­ном родстве. Это малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной мо­ральной ответственностью и взаимопо­мощью. В браке и семейных отношениях, обуслов­лены особенности семьи. Они характеризуются различием полов и половой по­требностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений духовными и эстетическими процессами.

Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием об­щества. В первобытном обществе преобладает – родовая (кровнородственная семья). Такие брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлеж­ность к разным поколениям. Групповая семья, возникла в результате за­прещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогам­ную   и экзогамную   разновидности.

С распадом первобытного общества, возникает парная семья, которая предполагала брач­ные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко растор­жимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.

На всех этих ступенях развития семьи – трудовой и бытовой общно­сти людей был род,имевший в зависи­мости от конкретно-исторических обстоя­тельств и, прежде всего характера разде­ления труда между мужчинами и женщи­нами матриархальную или патриархаль­ную организацию[2].

В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позд­него неолита с разложением родового строя и появлением частной собственно­сти, прибавочного продукта и классов. Семья патриархальная, то есть возглавляемая и управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепоще­нию женщин, происшедшему в резуль­тате уменьшения их экономического сосредоточения богатства в руках соб­ственников — мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и др. форм зависимости и гос­подства открыло новые возможности мно­гоженства.

Многоженство было возведено в ранг законной формы брака, даже в европейской патриархальной семье. Особенностями средневековой семьи было наличие как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. ч. наложниц.

Ф. Арьес отмечает, что распространение мировых религий, преж­де всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие семью. Владычество мужчин было освящено, покорность, и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей, особенно любимым был образ Девы-Марии. Это повлияло на «рыцарское отношение к жен­щине» и «рыцарскую любовь» [1, C. 318]. Но по­скольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне как его антиподы. Противоречие в семье между мужчиной и женщиной, было дополнено не менее острым конфликтом между эко­номическими целями и собственническими, избирательностью полового влечения.

В период позднего феодализма отпала необхо­димость в больших «неразделённых» семьях и их патриархальной структуре. Боль­шинство семей стало состоять лишь из су­пругов и их детей (нуклеарная семья).  Возможна так же форма семьи из одного родителя и детей. А семейные отношения приобрели иерархический и авторитарный характер.

В процессе перехода от родовой семи к нуклеaрной человек перестает отождествлять себя с животным, поскольку он причастен к роду. Поколения людей образу ют единую нить, через перевоплощения предков. Это вызывало чувство единства жизни и смерти[5].

Выдающийся исследователь средневековой культуры

М. М. Бахтин всю иерархичность пространственно-временных отношений средневековья выразил как вертикаль, на которой жизнь человека и человечества лишь миг: в первом случае - от момента рождения к смерти. Во втором - между актом божьего творения и страшным судом. Отведенное человеку время ее земного существования – заблуждение. Человек не мог постигнуть ни сути своей судьбы, ни судьбы окружающего мира, ведь все это продукт божьей воли, понять которую человек несостоятелен[[xxv]].

Ф. Арьес высказывает подобные суждения, например, описывая сохранившиеся портреты средневековой семьи. На таких полотнах зафиксированы все члены семьи, как живые, так и умершие. Указанные идеи были мировоззренческим эквивалентом социальной иерархии феодального общества. Они отразились в миропонимании, в иерархии сфер мироздания и, если доминантой социальной жизни было служение вассала сеньору, то доминантою духовного служение человека Богу. Такая направленность человеческой жизни придавала характер напряженного преодоления несовершенства, «греховности» земного бытия[1, C. 53].

Своего совершенства «средневековая картина мира» достигла в X-XII ст.Правда, человеческая мысль в настоящее время лишь начинала фиксировать динамику мира. Отсутствие логичных доказательств компенсировалось ссылками на авторитеты, да и самое воображение о мире носила описательный и во многом фантастический характер. Примером может служить трактат Гонория Августодунського «Об образе мира» (первая половина XII ст.). Его раздумья о миру сводились к описанию тех вещей, которые он знал, или к тем, в которые верил.

· В целом мир для средневекового человека ограничивался, в центре которого был отчий дом.

· Все, что было за ее пределами семьи, воспринималось как «чужое» и «враждебно».

· Постоянство в просторные (этот монашеский идеал) стал своеобразной нормой человеческой жизни.

· Человек должен был жить там, где он родился.

Все, что поднимало или не вписывалось в этот идеал (бродяги, кочевники и т.п.), воспринималось как антисоциальное. Такие жизненные нормы оказывали содействие укоренению в сознании средневекового человека недоверия ко всему чужого и непонятного.

Тем не менее, средневековье не было таким «недвижимым», как это иногда кажется на первый взгляд. Наемники и ремесленники, пилигримы и крестьяне, которые убегали от своего сеньора, постоянно поднимали постоянство пространства, а вместе с тем и страх перед ним. Особая роль в этом процессе принадлежала купцам. Все это расширяло средневековое мировоззрение, его горизонт. В значительной мере воздействие на формирование представлений крестовые походи. Формируя представления о семейных добродетелях, о христианском свете в целом. Это способствовало формированию новых семейных отношений, где достойное место отводилось детям. Сохранилось большое количество документов. «Разнообразные доверенности, чеки, договоры и завещания. Однако все они были придуманы достаточно давно — еще до вхождения в норму строгих требований современного паспортного режима. Священники заполняют приходские книги с той точностью и пунктуальностью, которые требуются в современном государстве от служащих, регистрирующих гражданское состояние»[1, C.27]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: