Большинство литературных источников отмечает, семья, основанная на браке или кровном родстве. Это малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семейных отношениях, обусловлены особенности семьи. Они характеризуются различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений духовными и эстетическими процессами.
Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием общества. В первобытном обществе преобладает – родовая (кровнородственная семья). Такие брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям. Групповая семья, возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности.
С распадом первобытного общества, возникает парная семья, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
|
|
На всех этих ступенях развития семьи – трудовой и бытовой общности людей был род,имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и, прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию[2].
В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Семья патриархальная, то есть возглавляемая и управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономического сосредоточения богатства в руках собственников — мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства.
Многоженство было возведено в ранг законной формы брака, даже в европейской патриархальной семье. Особенностями средневековой семьи было наличие как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. ч. наложниц.
Ф. Арьес отмечает, что распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие семью. Владычество мужчин было освящено, покорность, и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей, особенно любимым был образ Девы-Марии. Это повлияло на «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарскую любовь» [1, C. 318]. Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне как его антиподы. Противоречие в семье между мужчиной и женщиной, было дополнено не менее острым конфликтом между экономическими целями и собственническими, избирательностью полового влечения.
|
|
В период позднего феодализма отпала необходимость в больших «неразделённых» семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья). Возможна так же форма семьи из одного родителя и детей. А семейные отношения приобрели иерархический и авторитарный характер.
В процессе перехода от родовой семи к нуклеaрной человек перестает отождествлять себя с животным, поскольку он причастен к роду. Поколения людей образу ют единую нить, через перевоплощения предков. Это вызывало чувство единства жизни и смерти[5].
Выдающийся исследователь средневековой культуры
М. М. Бахтин всю иерархичность пространственно-временных отношений средневековья выразил как вертикаль, на которой жизнь человека и человечества лишь миг: в первом случае - от момента рождения к смерти. Во втором - между актом божьего творения и страшным судом. Отведенное человеку время ее земного существования – заблуждение. Человек не мог постигнуть ни сути своей судьбы, ни судьбы окружающего мира, ведь все это продукт божьей воли, понять которую человек несостоятелен[[xxv]].
Ф. Арьес высказывает подобные суждения, например, описывая сохранившиеся портреты средневековой семьи. На таких полотнах зафиксированы все члены семьи, как живые, так и умершие. Указанные идеи были мировоззренческим эквивалентом социальной иерархии феодального общества. Они отразились в миропонимании, в иерархии сфер мироздания и, если доминантой социальной жизни было служение вассала сеньору, то доминантою духовного служение человека Богу. Такая направленность человеческой жизни придавала характер напряженного преодоления несовершенства, «греховности» земного бытия[1, C. 53].
Своего совершенства «средневековая картина мира» достигла в X-XII ст.Правда, человеческая мысль в настоящее время лишь начинала фиксировать динамику мира. Отсутствие логичных доказательств компенсировалось ссылками на авторитеты, да и самое воображение о мире носила описательный и во многом фантастический характер. Примером может служить трактат Гонория Августодунського «Об образе мира» (первая половина XII ст.). Его раздумья о миру сводились к описанию тех вещей, которые он знал, или к тем, в которые верил.
· В целом мир для средневекового человека ограничивался, в центре которого был отчий дом.
· Все, что было за ее пределами семьи, воспринималось как «чужое» и «враждебно».
· Постоянство в просторные (этот монашеский идеал) стал своеобразной нормой человеческой жизни.
· Человек должен был жить там, где он родился.
Все, что поднимало или не вписывалось в этот идеал (бродяги, кочевники и т.п.), воспринималось как антисоциальное. Такие жизненные нормы оказывали содействие укоренению в сознании средневекового человека недоверия ко всему чужого и непонятного.
Тем не менее, средневековье не было таким «недвижимым», как это иногда кажется на первый взгляд. Наемники и ремесленники, пилигримы и крестьяне, которые убегали от своего сеньора, постоянно поднимали постоянство пространства, а вместе с тем и страх перед ним. Особая роль в этом процессе принадлежала купцам. Все это расширяло средневековое мировоззрение, его горизонт. В значительной мере воздействие на формирование представлений крестовые походи. Формируя представления о семейных добродетелях, о христианском свете в целом. Это способствовало формированию новых семейных отношений, где достойное место отводилось детям. Сохранилось большое количество документов. «Разнообразные доверенности, чеки, договоры и завещания. Однако все они были придуманы достаточно давно — еще до вхождения в норму строгих требований современного паспортного режима. Священники заполняют приходские книги с той точностью и пунктуальностью, которые требуются в современном государстве от служащих, регистрирующих гражданское состояние»[1, C.27]
|
|