Формирование детства как социального феномена (основная идея Ф.Арьеса о том, что детство в Средневековье не рассматривалось как важный период жизни)

 

Первой получившей известность книгой Арьеса стало исследование “Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке”. Главное достижение состоит в том, что автор впервые оценил восприятие детства в разные эпохи. И понятие «детство» стало предметом его исторического исследования. Автор привлек для этой цели чрезвычайно разнообразные источники: литературные тексты, иконографический материал и даже надгробные изваяния.

Детство, период от рождения до 11–12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер.

Сначала возраст игрушек: дети играют с деревянной лошадкой, в куклы, с вертушкой и птицей на привязи. Затем школьный возраст: мальчики учатся читать или держать в руках книгу и письменные принадлежности; девочки учатся прясть. После наступает черед возраста любви или куртуазных и рыцарских игр: прогуливающиеся вместе юноши и девушки, ухаживания, свадьбы или охота на картинках мая в календарях. Затем возраст войны и рыцарства: вооруженный мужчина. И, наконец, возраст домоседства — возраст ученого человека или законника: старый бородатый ученый, одетый по устаревшей моде, перед своим пюпитром у огня. Каждый возраст соответствует не только определенному биологическому этапу, но и определенной социальной функции. Мы можем привести немало примеров очень молодых законников, но знание — в распространенных представлениях - удел стариков [1, С.36]

Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых. Опыт этой зависимой жизни формирует наши чувства по отношению ко всему, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем. По мере того как уточняются представления о роли детского опыта, возрастает и наше желание узнать как можно больше о тех событиях и чувствах, которые определяют детство. 

Основные выводы Ф. Арьеса, вызвавшие бурную полемику в науке, заключаются в том, что «средневековье не знало детства» как особой возрастной и психологической категории:

· на ребенка смотрели как на маленького взрослого;

· не знало средневековье и семейных чувств;

· перемены становятся заметны с XIV в.

· в XVII в. происходит “открытие” детства, и ребенок становится центром “новой” семьи.

В свете исследований, появившихся уже после книги Ф. Арьеса, некоторые его тезисы (например, об отсутствии в средневековых семьях особого отношения к детям и вообще материнской и отцовской любви) уже не получают подтверждения и нуждаются в пересмотре[[xxvi]]. «В средневековом обществе, которое служит нам отправной точкой, детство не осознавалось как нечто особенное. Это не означает, что на детей не обращали никакого внимания и они были предоставлены сами себе. Не следует путать восприятие детства с любовью к детям: первое соответствует осознанию особенности этого периода жизни, того, что отличает детей от взрослых, пусть даже и молодых. Подобного осознания не существовало. Вот почему, как только ребенок выходил из-под постоянной опеки матери, кормилицы, няни, он оказывался в обществе взрослых людей и к нему относились столь же серьезно» [1, C. 136]. Ф. Арьес акцентирует наше внимание на проблемах средневековых детей: смертности, наследства, замужества для девочек, их положения в семье.

Справедлив и другой упрек, часто делаемый Ф. Арьесу: в игнорировании социальной структуры общества; привлекаемый им материал по большей части относится к жизни и быту аристократии, но выводы, тем не менее, распространяются на все общество. Например, именно это стало основой замечаний А.Я.Гуревича [[xxvii], [xxviii], [xxix]]

Однако при этом нельзя забывать о том, что именно Ф. Арьес “открыл” проблему детства для историков и проторил путь, по которому пошли его многочисленные последователи и критики в разных странах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: