Глава 1. Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»

Введение

Актуальность. Тема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна. Интерес к ее изучению продиктован уровнем развития культурологи и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения в поколение, способы их передачи зафиксированы в историко-культурных источниках. Развиваясь на протяжении столетий опыт семейных отношений, отразился не только в существовавших формах брака и семьи, но и особенности семейных отношений.

В данной работе анализируются основные принципы истории семейных отношений Средних веков и Нового Времени. Социальная история семьи не может рассматриваться обособленно от культуры и вообще духовной жизни. Семейные отношения понимаются, как обнаружение социальной сущности человека. В таком понимании культура, предполагает личностный поход к каждому члену семьи. Культура – способ освоения действительности и видения мира, который формирует индивидуальное сознание и воздействует на общественное поведение человека. Характеризуется изменения в семейных отношениях в переходный период от родовой к нуклеарной семье. Этапы становления понятия «детство». Анализируются ключевые идеи Ф.Арьеса и Ю.Л.Бессмертного, из которых сформировалась социология семьи и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю. Работа содержит анализ основных концепций западной и отечественной культурологи и социологии, как в прошлом, так и в настоящем, раскрывает логику развития этих концепций.

Актуальность темы проявляется и в ее междисциплинарном характере: сложность и многогранность семейных отношений предполагает активное использование данных смежных наук: этнографии, социологии, археологии, педагогики, психологии, культурологии, философии. 

Цель исследования – анализ семейных отношений, способом сравнительного анализа подходов к изучению детства и семьи Ф. Арьеса и Ю.Л.Бессмертного на материале их историко-культурных исследований.

Указанная цель обусловила следующие задачи:

· Проанализировать сохранившиеся в историко-культурных исследованиях существовавших моделей брачных отношений, выявив переход от одной формы к другой; показать, как складывались отношения между женихом и невестой, мужем и женой, любовниками в разных моделях; выяснить отношение народа к таким явлениям действительности, как второбрачие и вдовство.

· Охарактеризовать отразившиеся в научных работах отношения между родными и приемными родителями и детьми.

· Осветить отношения в семье, заострив внимание на их типах (кровные, сводные или названые).

· Проследить формирование особенностей исторического развития второстепенных форм родства и свойства на материале историко-культурных исследований.

Объектом: исследования являет семья как европейское культурное явление и носитель культурных традиций (Ф. Арьес, Ю.Л. Бессмертный).

Предметом: исследования выступают семейные отношения в историко-культурных источниках. Зарождение, становление и развитие форм и типов семьи в различных культурно-исторических эпохах

Методологической основой диплома являются общие теоретико-методологические принципы изучения семейных отношений, сформулированные в отечественной культурологии (работы Ф. Арьеса, Ю.Л. Бессмертного; фундаментальные исследования по теории семейных отношений); исследования современной отечественной культурологии в области семейных отношений; составляет принцип историзма культуры, требующий изучения культурно-исторических процессов в конкретной культурной и исторической обусловленности и развитии, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей.

Методы исследования. Исследование европейской семьи как культурного явления и носителя культурных традиций с позиций культурно-ценностного подхода. Методологические особенности изучения семьи с позиций
становления и развития культурных традиций;

· в качестве специфики культурологического предмета в изучении семьи выделить ценностный аспект семьи и определить его место в системе культурных традиций;

· представить и рассмотреть основные культурно-ценностные типы семьи и раскрыть их методологическое значение;

· рассмотреть генезис и природу феномена семьи в европейской культурно-исторической традиции с древности до начала XX в.; проанализировать историко-эволюционный подход к культурному возделыванию семьи и ее традиций;

· исследовать культурные традиции христианской формы семьи;

· выявить культурные традиции протестантской и секулярной форм семьи в Новое время.

Метод сравнительно-сопоставительного наблюдения позволил сравнить формы семейных отношений, определить, какие из них возникли раньше, а какие – позже; с помощью метода сравнительно-сопоставительного наблюдения были выявлены особенности моделей поведения людей, характерные для периода тех или иных форм существования семейных отношений.

Научная новизна работы заключается в том, что на материале культурологических исследований впервые разработана тема семейных отношений, не нашедшая до сих пор полной реализации в исследованиях культурологов. Она состоит в исследовании феномена семьи средствами культурологии с позиций культурно-ценностного подхода.

Это позволяет впервые установить ценностную соотнесенность родства и семьи; показать, что ценности христианской культуры выступили в истории европейской культуры основой формирования специфически европейской семейной жизни. Установить связь и различие между православной и протестантской системами ценностей в становлении европейской семьи. Показать последствия секуляризации семейной жизни в Новое время. Кроме того, впервые в русской культурологии по указанной теме были использованы данные смежных наук, в частности, философии, этнографии, а также социологии и археологии.

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования позволяют, во-первых, уточнить некоторые теоретические положения, в том числе уяснить глубокую древность семейных отношений, понять природу брака. Во-вторых, систематизировать и дополнить сведения о типах брачных и семейных отношений. В-третьих, помочь в решении ряда спорных вопросов о семейных взаимоотношениях.

Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе данные могут уточнять научные знания в области семейных отношений. Положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблем семьи. Материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории культуры и культурологии, а также в качестве рекомендации общественным организациями, призванным формировать и утверждать культурную ценность семьи в современном обществе. Они могут быть полезны при разработке законов, которые поддерживали бы семью как ценность, способствовали ее сохранению как одного их основных источников утверждения и распространения культурных ценностей. Кроме того, материалы дипломной работы и выводы могут быть использованы при написании обобщающих работ по философии, социологии, психологии и смежным наукам, в преподавании общих и специальных курсов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Материалом для исследования послужили работы Ф.Арьеса, Ю. Л. Бессмертного, исторические и фактологические материалы. В дипломной работе использованы научные разработки и материалы по социологии, философии, психологии и другим отраслям знания. Наличие материала требует соответствующей структуры работы.




Глава 1. Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»

 

 

Исторически понятие Детства связывается с определенным социальным статусом. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Арьесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Арьеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство – не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.

Книга Ф. Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при Старом Режиме" освещает три главных круга вопросов:

· эволюцию понятия и образа детства – периодизацию жизненного пути,

· историю осознания детства как особого социокультурного явления, эволюцию детской одежды, игр и развлечений, целей и методов нравственного воспитания;

· историю школьной жизни – возраста школьников, смены типов учебных заведений, изменения целей и методов дисциплинирования школьников и т.д.; 

· место и функции детей в "старой" и "современной" семье.

Ф. Арьеса и его многочисленных последователей интересует не столько исторический ребенок или реальное прошлое Детства, сколько социальные установки, отношение взрослого к детям и Детству. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Арьесу, – одна из главных характеристик культур в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: