Особенности восприятия семейных отношений в культурно-историческом процессе (сравнение методов анализа с Ф.Арьесом)

 

 

В работах Ю.Л. Бессмертного зафиксированы особенности семейных отношений на протяжении нескольких эпох. Ученый проанализировал культуру семейных отношений как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Обозначил особенности семьи представленные в продуктах материального и духовного труда. Основные причины создания семьи. Системы семейных ценностей, норм, традиций. Отметил изменения деятельности специальных институтов на протяжении формирования истории человечества. Но в отличии своих предшественников, его материалы носят историографический характер. Процесс истории рассматривается ученым, не как поступательный прогресс и эволюция. А как культурные артефакты, сохранившиеся в самых разнообразных исторических документах. «….В современной историографической ситуации исследователь должен быть готов к самой решительной корректировке понятийного аппарата по отношению к исследованиям отдаленного прошлого. Особенно это касается необходимости отказаться от однозначной оппозиции дихотомически противостоящих пар – частного и публичного, личного и общностного, внутреннего и внешнего, добровольного и принудительного…» [36, C.44]

Таким образом, Ю.Л. Бессмертный исследовал сферы общественной жизни, что позволило дать характеристики особенностей  сознания человека. Показать проблемы средневековой личности при эволюции семейных отношений. Автору удалось раскрыть психологические и социальные особенности жизнедеятельности как индивида, так  личности, семьи, ребенка, формирования новых поколений [[xli]].

Ю.Л. Бессмертный в большинстве европейских культур до начала Нового времени, анализируя семейные отношения и чувства, разграничивает мужское и женское начало. Мужское отож­дествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью. Женское с природой, эмоциональностью, чувственностью. Однако при создании семейных отношений важны и мужское и женское начало. Для создания общности между отдельными личностями необходима внутренняя общность [39,36].

Анализируя историю семейных отношений Ю.Л. Бессмертный отмечает что, со сменой экономических формаций изменяются и роли мужчины и женщины в семье. Как историк  анализирует разные сферы жизни. Ему интересны любовные связи, конфликты поколений, феномен смерти. Поднимает вопросы частной и публичной жизни человека. Его интересует роль мужчин в различных сферах экономики. Это дает возможность отождествить благополучие общества с деятельностью мужчин, с жизнью публичной, колективной. Мужчина выступает главным субъектом исторического процесса, тогда как женщине отводится роль объекта. Обладание объектом превращается в установку культуры, формируемой мужчинами. При этом обладание носит тотальный характер и не ограничивается сексуальной сферой[[xlii]].

Как отметил известный немецкий социолог и философ Г. Зиммель, «культура человечества не является по своему чистому объективному содержанию чем-то как бы бесполым и вследствие своей объективности отнюдь не находится по ту сторону различия между мужчиной и женщиной. Напротив, наша объективная культура является - за исключением очень немногих областей - только мужской».

Опираясь на исследования Ф. Арьеса, дополнил его характеристики средневековой культуры опираясь на традиций, особенности нравов европейцев. Отмечает, что в европейской патриархальной традиции эти ряды рассматриваются не только как дихотомия мужское, женское. Вопросы брака и семьи волновали людей и в эпоху Средневековья. И хотя они представлены как  иерархия. В семейных отношениях мужское, отождествляется обычно также с «человеком» и «общечеловеческим». Оно призвано держать под своим контро­лем «женское», отождествляемое, как правило, с «половым» с продолжением рода. Однако Ю. Бессмертный приводит примеры «восторженного воспевания женщины» и любви между мужчиной и женщиной в трактате»Книги о Граде Женском» [[xliii]]

Абсолютный мужчина — это идеальный образ Бога, абсолют. Действительно, в христианской культуре Пресвятая Троица являет собой мужской знак: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. И, несмотря на высказывания некоторых богословов о недо­пустимости перенесения половых категорий на Бога. Однако Бога во всех ипостасях характеризуют как мужской знак. Этот знак пребывает и в бого­словии, и в общественном сознании незыблемым [29]. Таким образом, «мужское» начало обожествляется. «Женское» же расценивается как нечто недостойное, требующее постоянного силового контроля со стороны «божественного» «мужско­го». По всей видимости, существует взаимосвязь между средневековым типом мышления, склонным к определениям и определенностям.

Эти пережитки сохраняются частично и в рационалистической культуре Нового времени, поэтому автор приводит примеры, связанные с унижением женщины. Оперируя историческими источниками приходит к выводам, что в доминирующую позицию в семейных отношениях занимает мужчина. Он обретает свой статус благодаря наследуемым принципам [[xliv]].

В культуре презирается всякая неопределенность, а в «половом символизме» этой культуры именно женщина олицетворяет собой такую неопределенность. Это раздумья над жизнью, поиск ответов о смысле жизни. Автор старается донести до нас историю борьбы за жизнь, любовь, против болезней, старости, войн. Как в разные исторические периоды от средневековья до Нового времени изменяются понятия связанные с семьей, браком, сексом, детьми. Описывает жизнь конкретных людей. Оперирует символикой, во многом именно этот символизм предопределяет устойчивую систему семейных отношений. В этих отношениях характеризуется не только социокультурная ситуация отводящая мужчинам доминирующее, а женщинам маргинальное положение. Но и способы взаимодействия человека с миром, а также ценностность различных методов познания [[xlv]].

Через системы воспитаня в семье, анализируются особенности познания, методы, способы. Провозглашая одни из них «правильными», «объективными», «научными», а другие-«неправильными», «необъективными», «ненаучными». Например «окультуренное» поведение ребенка, привитое в семье, т.е.определенным образом организованное считается лучшим, чем «естественное», «природное».Рациональное познание мира расценивается как более правильное, нежели познание «эмоциональное». Логическое мышление якобы ближе к истине, чем хаотическое, спонтанное. Оформленность мыслей личности качественней, чем неоформленность..

По мнению Ю.Л.Бессмертного социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс, связанный с низкой оценкой женщин. Автор акцентирует внимание на проблеме неравенства полов. Женщины отвечают за уход за ребенком в раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию. Деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как женщины активничают в его пределах. При этом показывая субъективные моменты жизни Ю.Бессмертному удается показать семью как социальное целое [36, 44]

Структура родительства создает идеологические и психологические механизмы, которые воспроизводят у отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры, а также внедряют идею мужского превосходства, само определение мужественности. Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако в XIV—XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчисляемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако в конце концов налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Уцелевшие от мора и войны, люди получали возможность устраивать жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Это влияет на институт семьи и формирование новых семейных отношений.

Сторонники идей Ф. Арьеса, теоретики историки и социологи показали, опираясь на основы теории прогресса, как соотносились роли отцов и матерей в средневековой семье. Их труды помогают создавать основы для психологического примирения семей с капиталистическим государством. Последующие исследования посвящены особенностям семейного воспитания. Как изменяются отношения в семье с появлением собственности. Какое взаимовлияние между мужчиной и женщиной. Подготовке людей к подчинению, примирению с властью и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: