Дети в семье в Средневековье и в Новое время (изменения, сравнение с Ф.Арьесом)

 

 

Ю.Л. Бессмертный писал: «Ученые констатировали необходимость отличать средневекового человека от новоевропейского не только по его экономическим или культурным характеристикам, но по самой ментальной природе. Открывая важные познавательные возможности, такое понимание средневекового человека как Другого долгое время казалось достаточным уже постольку, поскольку оно позволяло понять, в чем и в какой мере средневековый человек – как и все средневековое общество – «не доросли» до своих новоевропейских аналогов. Иначе говоря, стремясь осмыслить средневекового Другого, историки включали «механизм делания его понятным», базирующийся на аналогиях с тем, что нам самим известно... Это был необходимый и для своего времени... новаторский подход... Сегодня однако, трудно не заметить, что этот подход с неизбежностью влечет своего рода телеологическое рассмотрение средневековья, как «обреченного» быть вписанным в единую с Новым временем эволюционную ретроспективу. Сколько бы раз ни повторялось, как своего рода заклинание, что эволюционистское рассмотрение прошлого контр-продуктивно, оно и сегодня продолжает оставаться фактически господствующим в исторических исследованиях. Ведь признавая отличия прошлого, многие историки продолжают использовать для осмысления этих отличий наши или аналогичные нашим мерки, т.е. невольно «втискивают» прошлое в доступную и привычную для нашей логики систему координат»[[xlvi]]

Распространение идей археографизма и историзма которыми оперирует Ю.Л.Бессмертный позволило усовершенствовать описания процессов происходящих в семье в Средневековье и Новое время. Он дополнил исследования, если Ф.Арьеса описал условия построения семейных отношений в средневековье, то Ю. Бессмертный обнаружил механизмы социализации, указал пути воспроизводства семейных отношений [36, C.5-11].

Если Ф.Арьес выявил внешние сходные явления и трактовал их, как закономерности. Ю. Бессмертный оперирует антропоцентичной концепцией, рассматривая непосредственно влияние культуры на личность или личность на культуру, выделяя частную жизнь. Он отмечает, что в Средневековье совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах. Это приводит к изменениям в семейных отношениях. К необходимости воспитания и обучения детей.

Исследователь пишет о способе жизни в средневековье. О стереотипах и индивидуальных особенностях людей, выделяет характерные средневековые семьи [36, C. 11-20].  Выражением новых семейных потребностей стал гуманизм Возрождения. Однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать развитию большинства. Он так же, как Ф.Арьес акцентирует наше внимание, на том что духовную жизнь того времени определяла религия.

Религиозная основа христианской морали  была моральной составляющей средневековой семьи. Отмечая, что изменения жизни в Западной Европе, привело к расцвету жизни в городах и отступлению от «варварства». От традиций заложенных в родовым обществом. В целом европейское общество стало намного более цивилизованным, чем во времена Античности. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, она тоже развивалась, совершенствовала свое учение. И влияла на воспитание подрастающего поколения. Об этом он пишет вместо заключения в работе «Человек в кругу семьи» [36, C. 345-355].

Христианское сознание — основа средневекового менталитета, стало особенностью средневековой культуры, как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве. На формирование уникального социального организма, влияло христианское вероучение и христианская церковь. В условиях упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась основным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действиях в нем. О силах и законах. Добавим к этому эмоциональную привлекательность христианства с его теплотой, общечеловеческих знаний,       проповедью любви и всем понятными нормами социального бытия. Притягательностью сюжета об искупительной жертве, о прощении грехов для всех без исключения людей в самой высшей инстанции.

Картина мира средневековых европейцев, целиком определившая менталитет верующих, основывалась главным образом на образах из Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная мера противоборства сил небесных и адских, добра и зла [45].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: