ТЕМА 9. Принятие управленческих решений на основе использования принципов и методов управленческого учёта

1.Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет.

Разница между фактическими затратами и нормативными или бюджетными называется отклонением.

Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений.

Общий бюджет обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска.

Для целей контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные должны быть скорректированы на соответствующий фактический выпуск (объём). Для этих целей используется гибкий (переменный) бюджет.

Формула гибкого бюджета – уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:

(Переменные затраты на единицу х количество произведённых единиц) + бюджетные постоянные затраты.

/Из фиксированного бюджета находится доля переменных затрат по каждой статье затрат на единицу запланированного выпуска/.

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании, он помогает выбрать оптимальный объём продаж или производства, по факту – оценить результаты.

2.Вычисление отклонений.

Если фактические затраты выше планируемых, то отклонение считается неблагоприятным (оказывает отрицательный эффект на операционную прибыль).

Если ниже – то благоприятным.

Анализ отклонений может использоваться выборочно. Практика, когда изучаются только области необычных продуктов или отклонения, превышающие определённый лимит (например, 4%), называется управлением по отклонениям.

Все отклонения аналитики подразделяются на три вида:

1.Отклонения затрат прямых материалов;

2.Отклонения прямых трудовых затрат;

3.Отклонения общепроизводственных расходов.

Отклонения затрат прямых материалов.

Может состоять из двух частей:

- отклонение по цене = (фактическая цена – нормативная цена) х нормативное количество;

- отклонение по использованию (количеству) = (фактическое количество – нормативное количество) х нормативная цена.

Отклонения прямых трудовых затрат = фактические часы х фактическая ставка оплаты – нормативные часы х нормативная ставка оплаты.

- Отклонение по ставке оплаты прямого труда;

- Отклонение по производительности прямого труда.

Отклонения общепроизводственных расходов (фактические ОПР – нормативные ОПР).

- Контролируемое отклонение ОПР (разница между фактическими ОПР и ОПР из гибкого бюджета;

- Отклонение ОПР по объёму (разница между бюджетными ОПР.

3.Ценообразование.

Различие цен на одну и ту же единицу продукции, определяется различием целей и обстоятельств.

/Цена за бутылку вина в ресторане:

- обычная цена – 18.50 у.е.;

- при продаже бутылки к обеду, ужину – 19.35 у.е.(сервис);

- при продаже стаканами (5.25 у.е. х 4 ст. в бутылке) – 21.00 у.е.(потеря части количества);

- при продаже оптом на вынос - 19.65 у.е.(невыгодно)/

Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики.

Анализ критической точки (break-even point) называют CVP (Cost-Volume-Profit) – анализ /затраты – объём – прибыль/.

Для вычисления точки используют три метода: уравнений, маржинальной прибыли, графический.

Вспомним графический метод.

Проблема – в нахождении точки (уровня производства), в которой прибыль достигает максимальной величины. Область получения прибыли не бесконечна.

Это реальная экономическая схема безубыточности, изображены две критические точки, между которыми находится область прибыли.

Суммарный доход будет продолжать увеличиваться, но скорость увеличения будет уменьшаться с увеличением количества проданных единиц.

Постоянные затраты также изменяются с течением времени, но в сторону увеличения.

Линии суммарного дохода и линия суммарных затрат пересекаются вновь и выше этой точки компания опять будет нести убытки, несмотря на дополнительные продажи.

Маржинальная прибыль – разность между выручкой от реализации и переменными затратами. В первую очередь необходима для покрытия постоянных затрат.

Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой (уровнем) маржинальной прибыли (Нм): Нм = М/В х 100 %.

Зная Нм, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объёма производства или продаж (при условии неизменности постоянных расходов).

/Особенно удобно при выпуске разнородной продукции, увеличивают объём производства той продукции, для которой Нм наибольшая.

Пример принятия управленческого решения:

Выручка от реализации 1-го телевизора – 500 у.е.

Переменные расходы (на 1 изд.) – 300 у.е

Постоянные расходы (всего) – 70 000 у.е.

Предприятие производит 400 изд.

Предлагается снизить цену 1 изделия на 30 у.е., увеличить расходы на рекламу (постоянные) на 25 000 у.е. считается, что объём продаж увеличится на 50%.

Решение:

Маржинальная прибыль уменьшится с 200 у.е. до 170 у.е.,

Величина М на весь объём: (400 х 1.5 х 170) = 102 000 у.е.,

Существующая величина М на весь объём: 400 х 200 = 80 000 у.е.

Дополнительная М: (102 000 – 80 000) = 22 000 у.е.

Минус дополнительные постоянные затраты: (22 000 – 25 000) = - 3 000 у.е./

Нахождение критической точки методом маржинальной прибыли для данного примера:

1). Точка безубыточности = Постоянные затраты / Удельную маржинальную прибыль

Тб = 70 000/200 = 350 ед.- объём

Или

2). Постоянные затраты / Норма маржинальной прибыли,

Нм = 200/500 = 40%; 70 000 / 40% = 175 000 у.е. – сумма затрат.

Операционный рычаг – показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат.

Значителен на предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным (Прибыль очень чувствительна к изменениям в объёме продаж).

Факторы, влияющие на ценовое решение.

- Внешние (спрос, аналоги, дешевле или качественнее, сезонность и т.д.);

- Внутренние (себестоимость, необходимость покрытия долгосрочных кап. вложений, качество, трудоёмкость.

Методы ценообразования.

- Переменных затрат;

- Валовой прибыли;

- Рентабельности продаж;

- Рентабельности активов.

4.Принятие управленческих решений в типичных хозяйственных ситуациях с применением маржинального подхода.

4.1. Спецзаказ

Применяется сравнительный анализ маржинальной прибыли (условие – постоянные затраты неизменны).

4.2. Определение ассортимента продукции с учётом лимитирующего фактора

В условиях ограниченных ресурсов (произв. мощностей, человеко-часов…) выбирают определённые виды продукции, приносящей максимальную прибыль.

Маржинальная прибыль на единицу различного вида продукции, определение уровня маржинальной прибыли. Затем коррекция маржинальной прибыли, в зависимости от лимитирующего фактора (например, за 1 час выпускают 4 ед. с М = 6 у.е., но 1 ед. с М = 12 у.е.).

4.3. «Купить или производить самим»

Необходимо сравнивать затраты на производство, включающие только необходимую часть постоянных расходов и затраты на покупку.

4.4. Решение о прекращении деятельности неприбыльного сегмента

Распределение всех затрат по сегментам. Анализ составляющих затрат – останутся или исчезнут при ликвидации сегмента.

4.5. Модернизация оборудования

Анализируются переменные и постоянные расходы по старому и новому оборудованию за весь период эксплуатации нового (с учётом затрат на ликвидацию).




double arrow
Сейчас читают про: