4. Интеграция основного и дополнительного образования.
5. Обеспечение цельности и преемственности знаний и умений на различных ступенях общеобразовательной школы.
6. Информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях, предъявляемых выпускнику начальной школы в области экологии.
Опора на регионализацию.
Воспитательный процесс:
1. Воспитание любви и ответственного отношения школьников к родной природе и людям, как части биосферы и мирового сообщества. (Включено в воспитательный процесс проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок, организация игр – путешествий по экологии, помощь волонтёрам).
Новые требования к уровню освоения программы для учителя:
1. Учитель должен знать теоретические основы формирования экологического сознания школьников.
2. Владеть практическими навыками формирования экологической грамотности.
3. Уметь планировать работу по формированию экологического сознания.
4. Действовать в рамках дополнительного образования.
Дополнительно:
1.Работа экологического кружка.
2.Подача материала с опорой на культурные экологические ценности.
(этно - экология)
3. «Педагогический университет». (Просвещение родителей)
4.Сотрудничество с другими школами района с целью проведения исследований, праздников, экологических олимпиад.
5.Экологическая линейка. (Один раз в неделю.)
6.Проведение экологического дня. (Два раза в год).
4. Технология использования опыта
Цель и задачи.
Цель – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции (ответственное отношение к окружающей среде)
Задачи
Дидактические:
1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных дисциплин, бесед)
2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов) 3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)
Воспитательные:
1. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому.
2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников.
3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации.
Развивающие:
1. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью.
2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания.
В ходе выполнения программы, необходимо опираться на следующие принципы:
Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности и творчества.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Принцип повторения позволяет выработать динамические стереотипы.
Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, педагог всесторонне его развивает, прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности намечаются пути усовершенствования умений и навыков учащихся.
Принцип активного обучения позволяет использовать игровые технологии, работу в парах, игровую работу.
Принцип связи теории с практикой призывает применять знания на практике.
Необходимо использовать принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Виды деятельности.
Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.
Формы организации работы при изучении курса разнообразны. Основные методы и формы организации изучения – рассказ, беседа, сюжетная игра, сказка, экскурсия, рисование, раскрашивание. Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Николая Зверева, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Очень удобными в учебном процессе оказываются специальные учебные пособия, для создания которых использован фольклорный и сказочный материал.
Формы организации работы можно представить в виде схемы:
Большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Важным приёмом формирования таких знаний является применение этих правил на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.
Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.
Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.