Качественное преподавание экологии, как отдельного школьного предмета

4. Интеграция основного и дополнительного образования.

5. Обеспечение цельности и преемственности знаний и умений на различных ступенях общеобразовательной школы.

6. Информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях, предъявляемых выпускнику  начальной школы в области экологии.

Опора на регионализацию.

Воспитательный процесс:

1. Воспитание любви и ответственного отношения школьников к родной природе и людям, как части биосферы и мирового сообщества. (Включено в воспитательный процесс проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок, организация игр – путешествий по экологии, помощь волонтёрам).

Новые требования к уровню освоения программы для учителя:

1. Учитель должен знать теоретические основы формирования экологического сознания школьников.

2. Владеть практическими навыками формирования экологической грамотности.

3. Уметь планировать работу по формированию экологического сознания.

4. Действовать в рамках дополнительного образования.

Дополнительно:

1.Работа экологического кружка.

2.Подача материала с опорой на культурные экологические ценности.

(этно - экология)

3. «Педагогический университет». (Просвещение родителей)

4.Сотрудничество с другими школами района с целью проведения исследований, праздников, экологических олимпиад.

5.Экологическая линейка. (Один раз в неделю.)

6.Проведение экологического дня. (Два раза в год).

 

 

4. Технология использования опыта

 

 

Цель и задачи.

Цель – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции (ответственное отношение к окружающей среде)

 

Задачи

Дидактические:

1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных дисциплин, бесед) 

 2.  Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов)                                  3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)                                                                        

 

Воспитательные:

1. Воспитание  бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому.

2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников.

3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации.

 

Развивающие:

1. Развитие  естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью.

2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания.

В ходе выполнения программы, необходимо опираться на следующие принципы:

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности и творчества.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.

Принцип повторения позволяет выработать динамические стереотипы.

Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, педагог всесторонне его развивает, прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности намечаются пути усовершенствования умений и навыков учащихся.

Принцип активного обучения позволяет использовать игровые технологии, работу в парах, игровую работу.

Принцип связи теории с практикой призывает применять знания на практике.

Необходимо использовать принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

Виды деятельности.

Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.

Формы организации работы при изучении курса разнообразны. Основные методы и формы организации изучения – рассказ, беседа, сюжетная игра, сказка, экскурсия, рисование, раскрашивание. Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Николая Зверева, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Очень удобными в учебном процессе оказываются специальные учебные пособия, для создания которых использован фольклорный и сказочный материал. 

Формы организации работы можно представить в виде схемы:

Большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Важным приёмом формирования таких знаний является применение этих правил на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.

  Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.

  Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: