Особенности воспитания детей в неполных семьях

 

Воспитание мальчиков, мужчин имеет некоторые особенности, которые напрямую зависят от наличия значимого взрослого мужчины в ближайшем окружении ребенка, его успешности и авторитета как мужчины, отца, мужа, главы семьи. Отцовская любовь — обусловленная любовь, ребенку нужно её заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием в ожиданиях. Наличие или же отсутствие отцовской любви, мужского воспитания влияет напрямую на формирование характера, моделей поведения и механизмов реагирования на сложные жизненные ситуации. Т. е. мальчики, воспитанные матерью в неполной семье, не имеют представления о модели поведения мужчины, главы семьи, они инфантильны, избалованы и, как правило, ищут в жизни возможность пребывания в семье в роли иждивенца, зависимого, ведомого, предполагая сильную женщину, главу семьи. Девочки, воспитанные в неполной семье, перенимают модель поведения матери, отводя мужчинам, в лучшем случае, второстепенную роль, что часто программирует её будущее в роли матери-одиночки.

Многодетные, неполные семьи с детьми традиционно относятся к категориям бедного населения. Наряду с этой социальной бедностью выделяется экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе и своей семье социально приемлемый уровень заработной платы.

Детская безнадзорность — ещё одно последствие семейной дезорганизации, жизненной необходимости родителей обеспечивать выживание своей семьи за счет увеличения рабочего времени, отказа в отдыхе в т.ч. с детьми, недостаток средств для обеспечения детям необходимого воспитания, развития, ухода. Для полноценного развития ребенку необходимо несколько сред: семья, школа, организованный досуг. Наиболее важной для социализации ребенка является семья, закладывающая основные моральные ценности, принципы, правила проживания в человеческом обществе, базовое доверие к миру.

Важное изменение, присущее нашей современности, касается распределения семейных ролей. Мужчина перестал быть главой, хозяином семьи, утратив при этом и авторитет в воспитании детей. Не редкость семьи, где мужчина-домохозяйка занимается воспитанием детей, а женщина вынуждена заняться бизнесом.

Уровень соответствия семейных и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антагонизма. Эта опосредованность делает семью до определенного времени почти единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми человек столкнется в будущем. В семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная социализация в условиях семьи, тем конфликтнее будет вхождение человека во вторичные группы, в социальную структуру общества. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители-дети, муж-жена,старшее-младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до раннего подросткового возраста служит для ребенка основным каналом коммуникации.

Таким образом, в обществе изменилось отношение к институту семьи. Большинство россиян продолжают признавать значение брака, но все же около половины населения допускает, что развод является лучшим выходом для пары, не сумевшей решить свои проблемы. Большинство россиян хотят иметь детей, но при условии стабильности, наличия жилья, необходимого уровня благосостояния, что в условиях системного кризиса само по себе означает резкое сокращение рождаемости. Изменилась модель воспитания и образования детей. Акцент делается в меньшей степени на послушание родителям и в большей - на автономию детей. В семьях, находящихся за чертой бедности, дети начинают работать с 7-8 лет.

В терминологии существует несколько общепринятых классификаций семьи, учитывающих определенные критерии: число детей, количество браков, состав семьи, уровень доходов, статус и т.д. Но для профилактики социально негативных явлений в обществе ни одна из них не может быть использована. По каким же критериям можно отнести семьи к разряду социально-благополучных: по наличию жилья (кто из нас может сегодня заработать на жилье или получить его?), уровню заработной платы (а сколько зарабатывают специалисты - бюджетники или жители сел?) Есть критерий, который может лечь в основу классификации семей по социальному благополучию — качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье, любовь детей и родителей, как первооснова здорового общества. С этой точки зрения семья социально-благополучная — это любая семья, характеризующаяся высоким уровнем детско-родительских отношений, взаимоуважением, взаимопониманием, объединенных чувством родительского и сыновнего долга и ответственности за благополучие всех членов семьи.

Проблемные семьи — семьи, имеющие педагогические, психологические, социальные проблемы, для этих семей характерны гипоопека или гиперопека в отношении детей (семья «пустая оболочка», педагогически несостоятельные и конфликтные семьи).

Кризисная семья — это семья, переживающая внешний и внутренний кризис (утрата семейных ценностей (развод), работы, жилья, здоровья, документов, средств к существованию и т.д.);

Данная семья закрыта для вмешательства и помощи специалистов, пытается сохранить свою целостность и видимость благополучия. Семьи (в период развода) имеют разрушительный наибольший потенциал, его последствиями являются:

· снижение воспитательной функции семьи;

· снижение экономической состоятельности;

· алкоголизм и наркомания;

· преступления на бытовой почве;

· насилие над детьми;

· суицид.

Асоциальная семья характеризуется наличием таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, но в тоже время можно констатировать факт, что полностью детско-родительские отношения не разорваны, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми на себя, учатся в школе.

Аморальная семья — семья полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая для детей необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

Антисоциальная семья — крайняя степень семейной дисфункции, характеризующаяся противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении детей, стариков, инвалидов - членов семьи, нарушением экономических прав ближних; семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей (зависимых членов семьи) к воровству, попрошайничеству, проституции и т.д. Именно семьи с неадаптивным, нездоровым поведением её членов отрицают существование каких-либо проблем, в подобных семьях очень жестки семейные роли, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной, а индивидуальные потребности — потребностям семьи в целом. Закрытые конфликты создают почву для ненависти членов семьи друг к другу. В семье, где родители постоянно пьянствуют, у ребенка могут возникнуть серьёзные отклонения в поведении. Семейная среда определяет формирование личности ребенка, в дисфункциональной семье блокируются жизненные потребности детей.

Алкогольная семья — ригидная система, которая пытается сохранить привычные стереотипы взаимодействия. В этой ситуации ребенок становится «носителем симптома». У него возникают нарушения поведения: агрессивность, упрямство, конфликтность, искажение эмоционального, нравственного развития, кроме того, дети испытывают сложность в установлении стабильных, доверительных отношений.

Дети из дисфункциональных (асоциальная, аморальная, антисоциальная) семей, как правило, являются жертвами насилия. Насилие не только порождает дисгармонию семейных отношений, но и приводит к грубым изменениям личности, 75% воспитанников социальных приютов указывают на пьянство родителей, насилие или его угрозу как основные причины ухода из дома.

Дети из неблагополучных семей пополняют ряды социальных сирот, сирот при живых родителях.

Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных права жить и воспитываться в семье, несомненно, является одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни России и интенсивно проявляющегося в воспроизводстве социальной напряженности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: