Правовые основания замещающей семьи

 

Основными документами, гарантирующими право ребенка на воспитание в условиях семьи, являются:

1. Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной ассамблеей 20 ноября 1989 года, вступившая в силу 2 сентября 1990 года)

Преамбула гласит «государства-участники настоящей Конвенции убеждены в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания...»;

• ч.1ст.3.2 гласит «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».

• Ст.24.3 «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей»;

• Ст.28\е «Государства-участники принимают меры по содействию регулярном}' посещению школ детьми и снижению числа учащихся, покинувших школу»;

2. «Конституция Российской Федерации», принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Ст.38.1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

3. «Семейный Кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой и вступил в силу с 1 марта 1996г.

• гл.11 ст.54.2 «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание...

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства...»

• Гл. 19 ст. 124-144 устанавливают порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гражданами, так

• Ст. 137 устанавливает правовые последствия усыновления ребенка

Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами;

Решение суда об установлении усыновления ребенка является единственным основанием наступления правовых последствий...

• Ст. 138 Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

• Ст. 140.1 Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке.

• Ст. 141 Основания к отмене усыновления ребенка

· уклонение от выполнения возложенных родительских обязанностей

· злоупотребление родительскими правами;

· жестокое обращение с ребенком;

· хронический алкоголизм и наркомания родителей.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации...»

п. 20 Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя (ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.

П.21 По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

5. Гл.20 Семейный кодекс РФ ст. 145-150 «Опека и попечительство над детьми»

• Ст. 145.1 Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей... Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет; факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей

• Ст. 150 «...опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ. Право и обязанность опекунов... защищать права и интересы ребенка.

6. Гл. 21 ст. 151-155 «Приемная семья»

• Ст. 151.1 Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семыо. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором. На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 чел.

• Ст. 152.1 Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания, образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

• Ст. 153.3 Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя);

• Ст. 154.3 Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

• Ст. 154.4 Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты;

• Ст. 155 Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе10;

7. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье»

• Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

• Администрация учреждения, передающего на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке.

8. Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. №1293\28-5 «Об оформлении трудовых отношений органами опеки и попечительства с приемными родителями»

• В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса РФ приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

• В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями;

• Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг;

• Время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов;

• Основанием для исчисления стажа является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его выполнении и справка об уплате страховых взносов, с 01 января 2001 г. об уплате единого социального налога.

Семейный детский дом

9. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №195 «О детском доме семейного типа»

1 Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

• находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

• отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

• лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах.

Семейная воспитательная группа

10. Ст.123 Семейного кодекса РФ гласит «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечительство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

11. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В положениях закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп".

Воспитатель семейной воспитательной группы принимается на работу в специализированное учреждение социальной реабилитации несовершеннолетних, ему полагается заработная плата из расчета одной трети ставки воспитателя за одного ребенка со всеми надбавками, полагающимися в учреждении. На ребенка выплачивается компенсация за питание, равная сумме, затрачиваемой в месяц на питание воспитанника в приютах.

п. 2.8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

п. 3.12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства;

12. Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. №25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

п. 12. При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

п.20. Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитаций несовершеннолетних и являются структурными подразделениями учреждения. Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы в установленном порядке и ликвидируется приказом директора в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитателя семейной группы, истечению срока трудового договора.

Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации. Учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-социальный патронаж.

Патронатная семья

13. Закон города Москвы от 27 июня 2001 г,№33 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997года №16 «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве»

• Патронатное воспитание-форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем;

14. Новгородская область. Областной закон «О регулировании не которых вопросов семейных отношений в Новгородской области» от 31 июля 1996 года № 65-03

• Ст. 1 Патронатная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между учреждением и патронатными воспитателями, регламентируемых договором между учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатной семьей;

• Патронатный воспитатель-лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка в патронатной семье;

• Ст. З Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме форм устройства, предусмотренных ст. 123 Семейного кодекса РФ, могут передаваться в патронатную семью. Положение о патронатной семье утверждается Администрацией области;

• Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа).

• Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками;

16. Постановление Администрации Томской области №245 от 11 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о патронате над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

1.4. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя учреждением на основании договора о патронатном воспитании.

1.5. Патронат осуществляется над детьми в возрасте до 18 лет, оставшимися без попечения родителей.

1.8. Договор о патронатном воспитании заключается между учреждением в лице её руководителя и патронатным воспитателем.

В случае помещения ребенка в семью супругов, договор может быть заключен с одним из супругов, признанным кандидатом в патронатные воспитатели.

Итак, подводя итог главе, хочется сделать следующий вывод:

1. Приоритетной средой воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. При отсутствии возможности воспитания ребенка в кровной семье, ребенку должна быть обеспечена возможность воспитания в замещающей семье. Замещающие семьи: семья усыновителей, приемная, опекунская, семейный детский дом, патронатная семья, семейная воспитательная группа.

2. Семейная воспитательная группа-форма социальной реабилитации семьи и ребенка, направление деятельности: профилактика социального сиротства, реабилитация кровной семьи и возврат ребенка в реабилитированную семью.

3. Семья усыновителей — тип замещающей семьи, взявшей на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение, развитие и социализацию ребенка-сироты.

4. Опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа - типы замещающих семей, являющихся законными представителями детей-сирот.

5. Патронатная семья-форма семейного воспитания государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

И оттого, насколько тщательно кандидаты прошли отбор, обследование, обучение, насколько профессионально было организовано сопровождение замещающей семьи, зависит, сможет ли данная семья справиться со своей ролью или распадется сама и сделает из ребенка затравленного зверька, не верящего никому и ни во что.

 

 

ГЛАВА 3. ПОИСК И ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: