Ростовцев Н. Н.
Р78 История методов обучения рисованию: Рус. И сов. Школы рисунка. Учеб.
пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение,
рисование и труд». – М.: Просвещение, 1982.-240 с., ил.
В учебном пособии излагается история обучения рисованию в нашей стране с древнейших
времен до наших дней. Автор анализирует основные направления творческих поисков
художников-педагогов прошлого и современности, дает им оценку с точки зрения методики
преподавания в советской художественной школе.
Пособие будет полезно не только студентам, но и учащимся художественно-графических
отделений педучилищ, учителям, всем интересующимся историей искусства.
Р 73-82 ББК 85.15
76
|
|
© Издательство «Просвещение», 1982 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От издательства.................. 4
РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА
Глава I. Обучение рисованию в России в X-XVIII веках.. 5
Глава II. Методы преподавания рисования в первой половине XIX века...................... 45
Глава III. Методы преподавания во второй половине XIX
века........................ 109
Глава IV. Методы преподавания рисования в начале XX
века........................ 152
СОВЕТСКАЯ ШКОЛА РИСУНКА
Глава I. Становление советской школы рисунка (1917-1931). 178
Глава II. Развитие советской школы рисунка и методы его преподавания в 1932-1945 годах............ 207
Глава III. Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 г. 232
Заключение..................... 272
Примечание и комментарии.............. 274
Ростовцев Николай Николаевич
ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
РУССКАЯ И СОВЕЦКАЯ ШКОЛЫ РИСУНКА
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Предлагаемый труд Н. Н. Ростовцева является продолжением ранее выпущенного издательством пособия «История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка» (1981). Цель данных пособий – содействовать повышению качества подготовки специалистов на художественно-графических факультетах педагогических институтов, что сегодня является одной из основных задач народного образования. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» указывается: «Подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием. Осуществить меры по повышению качества подготовки специалистов и улучшению их использования в народном хозяйстве».
|
|
Особое внимание в решении этой важной задачи должно быть уделено подготовке специалистов для средней общеобразовательной школы. Л. И. Брежнев указывал на XXVI съезде КПСС: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду».
Сегодня общеобразовательные школы остро нуждаются в квалифицированных специалистах, которые могли бы успешно решать задачи эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения. В связи с этим необходимо: «Обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих. Повышать эффективность работы всех звеньев и форм образования и подготовки кадров».
В данном пособии автор знакомит с историей развития методов преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях и в специальных художественных начиная с эпохи Древней Руси (X век) и до нашего времени, с интересными архивными материалами, которые публикуются впервые. В книге дается оценка методов преподавания рисунка, имевших широкое распространение в тот или иной исторический период. Оценка дается с позиции марксистко-ленинской науки, убедительно доказывается преимущество реалистической школы рисунка и тех методов преподавания, которые способствовали формированию художника-реалиста. Такая идейно-политическая и методологическая направленность данного пособия, когда идеологическая борьба на фронте искусства продолжает обостряться и становиться более утонченной и изощренной, для студентов крайне необходима.
РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА
Глава I.