Организация рабочего места педагога психолоа

 

Реализуя основную образовательную программу необходимо создание

специальных условий для психолого-педагогического сопровождения. В первую очередь это – организация рабочего места педагога-психолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Кабинет педагога-психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности работы психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая помощь.

Оформление кабинета педагога-психолога несет самостоятельную и очень важную функциональную нагрузку и должно отвечать ряду требований – это функциональность, психологический комфорт, эстетическую привлекательность, гармоничность, доверительность атмосферы, зонирование кабинета с учетом направлений работы педагога-психолога – эти составляющие позволяют обеспечить полноценные условия для проведения психологической работы.

Цели и задачи оснащения кабинета педагога-психолога в ДОУ

Основными задачами специально оборудованного и оснащенного кабинета

являются:

· содействие реализации поставленных целей и задач психологической службы;

· создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога;

· обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-

психологом при консультировании всех субъектов образовательного

пространства;

· повышение эффективности просветительской, диагностической и

коррекционно-развивающей работы;

· предоставление широких возможностей для организации

профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

Такой кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия психолога с детьми, родителями, воспитателями, в центре, которого сосредоточены интересы, прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акцент в работе кабинета и его обеспечения.

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью

развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского

развития, отвечать критериям функционального комфорта.

Расположение кабинета

Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 кв.м., чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.

Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно

определить под него помещение на первом этаже, здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти

конфиденциальность встречи.

Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.

Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например,

объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом).

По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.

Помимо территориальной, важна также звуковая изоляция. Для её обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.

В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20-22 С). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо

проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха. Общим правилом оформлений помещений, используемых для психологической работы является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки, которая способствует созданию у клиентов ощущения личной безопасности и комфорта, снятию эмоционального напряжения и психологической разгрузки.

Общим ориентиром могут служить следующие рекомендации, разработанные ЦНИИ «Электроника».

При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:

· окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать подвесной светящийся потолок), а стены – в светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах – светло-голубые) тона;

· обивать стены драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;

· использовать в оформлении кабинета элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с

· изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т.д.);

· закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов;

· устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;

· завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон

· стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и

· т.д.);

· приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками.

В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать:

· блестящие поверхности;

· лампы накаливания;

· все элементы ландшафто- и фитодизайна одновременно.

Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога

Наименование мебели Кол-во Примечание
Рабочий стол педагога-психолога Компьютерный стол Стул 1 1 2 Для рабочей зоны педагога-психолога и зоны первичного приёма    
Кресло Маленький столик 2 1 Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой
Шкаф 1 Для хранения документации, методических материалов, пособий
Стол-парта Стул 1 2 Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы
Ковёр 1 Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе
Дополнительные средства дизайна(панно, живые цветы и пр.) По необходимости  

Методическое обеспечение работы педагога-психолога

К методическому оснащению работы практического психолога ОО можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.).

Методики и программы: вопрос подбора методик для работы педагога-психолога – важный иответственный момент. В настоящее время не существует какого-либообязательного набора, или пакета, методик, которыми должен пользоватьсяпсихолог ОО. Выбор методических средств зависит от спецификиобразовательного учреждения, от контингента обучающихся (воспитанников),профессионализма психолога и других факторов. Поэтому при отбореметодических средств необходимо ориентироваться, в первую очередь, напринципы отбора методического инструментария и требования к методикам.

 

Принципы отбора методического инструментария

1. Разнонаправленность методик, охватывающая все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия и др.

2. «Банк» методик должен включать методики для разных возрастных групп, дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации; включающие комплекс различных показателей в их динамике, дающие возможность регистрации актуальных состояний и возможность построения прогноза, определения «зона ближайшего развития».

3. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового

исследования.

4. Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.

Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

 

Приложение 1

План работы педагога-психолога на учебный год

 

Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.

Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.

К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

- анализ и планирование деятельности;

- курсы повышения квалификации;

- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,

разработки развивающих и коррекционных программ;

- участие в научно-практических семинарах, конференциях;

- посещение совещаний и методических объединений;

- оформление кабинета и др.

Перспективный план работы

педагога-психолога _________на ______________учебный год

                 ФИО                                                                                         учреждение

Цель _________________________________________

__________________________________________________________________

Контин-

гент

Вид деятельности Предполагаемые формы и средства Цели и задачи Сроки

Дети                                

1. Диагностика

       

2. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

       

3. Групповая коррекционно-развивающая работа

       

4. Консультирование

       

5. Просвещение

 
       

6. Экспертная работа

       

Педагогический коллектив                             

1. Просвещение

       

2. Просветительская работа

       

3. Экспертная работа

       

4. Проектная деятельность

       

Родители                                         

1. Консультирование

       

2. Просветительская работа

       

Педагог-психолог              

1. Организационно-методическая работа

       

2. Экспертная работа

       
           

Приложение 2

                                          

 Примерная циклограмма работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: