Возраст | Методика | Применение | ||||||
Дошкольники | ||||||||
Познавательное развитие, развитие основных психических функций | ||||||||
0 - 1 год | Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт | Психическое развитие детей | ||||||
2 - 7 лет | Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик) | Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста | ||||||
Мюнхенская функциональная диагностика развития | Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста | |||||||
3 - 4 года | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3 - 4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н.Л.) | Исследование интеллекта и поведения | ||||||
6 лет - 60 лет | Тест "Прогрессивные матрицы Равена" | Уровень невербального интеллектуального развития | ||||||
6 - 60 лет | Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю.А. Панасюка) | Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта | ||||||
6 - 7 лет | Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной | Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей | ||||||
3 - 12 лет | Комплект диагностических материалов "Лилия" О.Н. Усанова, изд. НПЦ "Коррекция" | Диагностика нарушений психического развития у детей | ||||||
3 - 12 лет | Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер | Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей | ||||||
6 - 7 лет | Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А.Г. Лидерса и В.Г. Колесникова | Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления | ||||||
4,5 - 8 лет | Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений) | Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов | ||||||
6 - 17 лет | Тест Тулуз-Пьерона | Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа | ||||||
5 - 9 лет | Методика Пьерона-Рузера | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | ||||||
с 5 лет | Таблицы Шульте | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | ||||||
с 5 лет | Красно-черные таблицы Горбова | Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка | ||||||
с 6 лет | Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У.В. Ульенкова | Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости | ||||||
4 - 11 лет | Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова | Оценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака | ||||||
6,5 - 7 лет | "Перцептивное моделирование" Л.А. Венгер | Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями | ||||||
Дошкольник и | Методика "Последовательность событий" (модифицированная методика А.Н. Берштейна) | Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению | ||||||
5 - 18 лет | Тест Е. Торренса | Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности - беглость, гибкость, оригинальность | ||||||
от 5 до 17 лет | Креативные тесты Вильямса | Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики | ||||||
5 - 10 лет | Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа | Диагностика одаренности | ||||||
от 2,5 до 12 лет | Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста | ||||||
Дошкольник и и младшие школьники | Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л. И. Переслени | Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению | ||||||
с 6,5 – 10 лет с трудностями усвоения программы общеобразовательной школы | Методика исследования прогностической деятельности ("Угадайка") Л.И. Переслени и В.Л. Подопед | Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта | ||||||
3 - 7 лет | "Эксперсс-диагностика в детском саду". Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко | Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Сапожки. Н.И. Гуткина | Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Методика "Домик". Н.И. Гуткина | Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Аналогии. Н.И. Гуткина | Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления | ||||||
Старшие дошкольники и учащиеся 1 - 2 кл. | Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1 | Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе | ||||||
Дошкольный и младший школьный возраст | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека | Исследование готовности детей к обучению в школе | ||||||
6 - 7 лет | Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина | Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению | ||||||
с 5 лет | Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л. Венгер | Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания. | ||||||
3 - 8 лет | Методика "Исключение предметов (4-й лишний)". Белопольская Н.Л. | Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала | ||||||
3 - 8 лет | Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л. | Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка | ||||||
3 - 8 лет | Методика "Понимание смысла сюжетных картинок". Белопольская Н.Л. | Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета | ||||||
3 - 8 лет | Методика "Разрезные картинки". Белопольская Н.Л. | Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы | ||||||
6 - 7 лет | Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская | Исследование навыков чтения, письма и счета | ||||||
6 - 7 лет | Графический диктант. Д.Б. Эльконин | Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого | ||||||
Особенности личностного развития
| ||||||||
3,5 - 7 лет | Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен | Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях | ||||||
дошкольники, младшие школьники | Карта наблюдения Д. Стотта | Изучение эмоциональной и поведенческой сферы | ||||||
6 - 10 лет | Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко | Изучение самооценки дошкольников и младших школьников | ||||||
6 - 7 лет | "Лесенка" В.Г. Щур (модиф. А.М. Прихожан) | Выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой | ||||||
с 6,5 лет | Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) | Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции | ||||||
6,5 - 7 лет | Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа) | Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности | ||||||
5 - 12 лет | Тест Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой | Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям | ||||||
с 6 лет | Моральные дилеммы (задачи Пиаже) | Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм | ||||||
от 2,5 до 12 лет | Контурный САТ М.М. Семаго | Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома | ||||||
от 2,5 до 12 лет | Метаморфозы. Н.Я. Семаго | Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит | ||||||
от 2,5 до 12 лет | Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго | Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий | ||||||
5 - 7 лет | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | ||||||
6 - 7 лет | Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Исследование мотивационной сферы | ||||||
от 4 до 11 лет | Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова | Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации | ||||||
Дошкольный возраст | Методика Ореховой О.А. "Домики" | Диагностика степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. | ||||||
Дошкольный возраст | Тест "Страхи в домиках" (модификация М.А. Панфиловой) | Выявление страхов у детей и определение их характера. В ходе индивидуальной беседы выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. | ||||||
4 - 12 лет | Методика исследования детского самосознания. Н.Л. Белопольская | Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста | ||||||
3 - 7 лет | Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина | Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке | ||||||
Дошкольный возраст | "Тест конфликтов" (Г.А. Волкова, А.Ю. Панасюк) | Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении | ||||||
16 - 30 мес. | Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-СНАТ | М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) | ||||||
Речевое развитие
| ||||||||
6 - 7 лет | Методика Т.А. Фотековой "Пересказ прослушанного текста" | Определение уровня речевого развития детей | ||||||
5 - 6 лет | Лексико-грамматические конструкции. А.В. Семенович | Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью) | ||||||
2 - 4 года | Стимульный материал для логопедического обследования детей 2 - 4 лет. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. | Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б. | Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка | ||||||
Старший дошкольный и младший школьный возраст | Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б. | Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка | ||||||
5 - 6 и 6 - 7 лет | Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5 - 6 и 6 - 7 лет Р.А. Кирьянова | Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций. | ||||||
с 4 до 8 лет | Методика "Логопедическое обследование детей". В.М. Акименко | Диагностика речевого развития детей | ||||||
Дошкольный и младший школьный возраст | "Методика обследования нарушений речи у детей". Г.А. Волкова | Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта | ||||||
5 лет 3 мес. - 7 лет 2 мес. | Диагностико-коррекционная программа Х. Бройера и М. Войффен | Исследование речевого развития детей |
Приложение 7