Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" устанавливает педагогам-психологам продолжительность рабочего времени в пределах одной ставки 36 часов в неделю. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" п. 8.1. гласит, что «режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами».
|
|
Количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности в соответствии с «Ориентировочными нормами продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятыми на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95). В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
|
|
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
· анализ и планирование деятельности в целом;
· анализ научной и практической литературы для подбора инструментария
и разработки развивающих и коррекционных программ;
· участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение со-
вещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
· оформление кабинета.
При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу. Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
Примерное усредненное распределение времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога (в минутах)
Виды работ педагога-психолога | Возраст детей (в годах) | ||||
3-5 | 5-6 | 6-7 | |||
Консультативно-диагностическая деятельность | |||||
1. Первичное индивидуальное обследование | |||||
1.1. Выяснение истории развития | 15-20 | 15-20 | |||
1.2. Обследование ребенка | 25-45 | 40-60 | |||
1.3. Консультирование родителей | 15-25 | 15-25 | |||
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 30 до 60 минут | ||||
2. Повторное индивидуальное обследование | |||||
2.1. Повторное (динамическое) обследование | 25-30 | 25-40 | 30-45 | ||
2.2. Консультирование родителей | 15-20 | 15-20 | 15-30 | ||
2.3. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 25-50 минут | ||||
3. Групповое диагностическое обследование | |||||
3.1. Групповое обследование детей | - | до 30 | до 45 | ||
3.2 Групповое обследование взрослых | - | от 45 до 80 | |||
3.3. Анализ результатов и написание заключения одного ребенка (взрослого) | - | до 30 | до 30 | ||
3.4. Групповой анализ и заключение | - | 3-5 часа на группу из 12-15 человек | |||
4. Консультационная работа | |||||
4.1. Индивидуальное консультирование родителей | 40-60 | 40-60 | 40-60 | ||
4.2. Индивидуальная консультирование специалистов | 15-20 | До 30 | До 30 | ||
4.3. Групповая консультация родителей (родительское собрание) | От 45 до 90 минут | ||||
4.4. Совместная консультация специалистов | 20- 35 | 20-35 | 20-35 | ||
4.5. Обсуждение ребенка на Консилиуме | До 30 | До 30 | До 40 | ||
5. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа | |||||
5.1. Индивидуальная работа с ребенком | 15-20 | 20-25 | До 30 | ||
5.2. Индивидуальная работа с родителями | От 45 минут до 90 минут | ||||
5.3. Индивид. работа со специалистами | От 45 минут до 90 минут | ||||
6. Групповая коррекционно-развивающая работа | |||||
6.1. Групповые формы работы с детьми | 20-25 | 25-30 | 30-40 | ||
6.2. Подготовка к проведению тренинга со взрослыми | До 90 минут на одно занятие | ||||
6.3. Групповая работа с родителями, специалистами | До 120 минут | ||||
6.4. Написание аналитического отчета о проведенных занятиях (на один цикл) | До 120 минут | ||||
7. Проведение просветительских семинаров | |||||
7.1. Семинары с родителями | 45-60 | 45- 60 | До 60 | ||
7.2. Методические семинары со специалистами | 30-45 | 30-45 | 60-75 | ||