Конституция БССР 1927 г

Причины принятия: образование СССР; принятие Конституции СССР; расширение территории БССР.

Источники: Манифест Временного Рабоче-крестьянского Правительства Белоруссии от 1 января 1919 г.; Конституция ССБР 1919 г.; Декларация о провозглашении независимости ССРБ от 31 июля 1920 г.; Дополнения к Конституции ССРБ, принятые в декабре 1920 г. II съездом Советов; Декларация об образовании СССР; Договор об образовании СССР; Конституция СССР 1924 г.

 

Структура высших органов власти и управления

По Конституции 1927 г.

Основным органом власти является Всебелорусский съезд Советов. Он собирается не реже 1 раза в 2 года (ст. 28). Состоит из представителей городских Советов (1 депутат на 2 тыс. избирателей) и окружных съездов Советов (1 депутат на 10 тыс. избирателей).

ЦИК БССР избирается Всебелорусским съездом Советов в количестве членов, определяемом съездом (ст. 27).

Президиум ЦИК БССР является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом (ст. 34). Избирается ЦИКом БССР (ст. 34).

СНК БССР выполняет общее управление БССР (ст.37) и образуется ЦИКом БССР (ст. 37).

Руководство отдельными отраслями управления (ст. 45) осуществляют Народные комиссариаты БССР.

 

Общая характеристика Конституции БССР 1937 г.:

– значительно расширила демократические права и свободы граждан;

– закрепила более простую систему органов государственной власти;

– закрепила всеобщее, прямое, равное при тайном голосовании избирательное право;

– закрепила первую попытку реализации принципа разделения властей;

– впервые закрепила приоритетность партийной власти.

 

Тема 10. ВОССОЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ С БЕЛОРУССКОЙ ССР В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(2 часа)

 

1. Западная Беларусь в составе Польского государства (II Речи Посполитой). Местные органы власти.

2. Правовая оценка договора 1939 г. между СССР и Германией (Молотова–Риббентропа).

3. Изменения в административно-территориальном делении Западной Беларуси.

4. Создание органов советской власти в Западной Беларуси.

 

Методические рекомендации

В рамках рассмотрения темы предлагается обсудить специфику политического и социально-экономического развития Западной Беларуси в составе Польского государства.

Далее следует дать аргументированную оценку договора 1939 г. между СССР и Германией и его политических последствий.

Также предлагается провести обсуждение проблемы интеграции Западной Беларуси в состав БССР, специфики данного процесса.

 

Основные понятия темы

ІІ Речь Посполитая – Польское государство, восстановленное в 1918 г. через 123 года после разделов. Название подчеркивает непрерывную связь с Речью Посполитой (1569–1795 гг.), ликвидированной в результате ее разделов между Россией, Пруссией и Австрией во второй половине XVIII в. (1772–1795 гг.).

Полонизация – насаждение польской культуры, в особенности, польско го языка в землях с непольским населением, контролируемых Польшей или подверженных польскому культурному влиянию.

Громада – жители нескольких хуторов или небольших деревень.

Местные органы власти в период вхождения в состав II Речи Посполитой

– Воеводства (Виленское, Новогрудское, Белостоцкое и Полесское):

1) воевода (назначался Президентом по предложению министра внутренних дел, утверждался Советом Министров):

– координация деятельностью всех государственных учреждений;

– контрольные функции:

2) воеводское управление (отделы: общий, безопасности, самоуправления, администрации, охраны здоровья, военный, земледельческий, промышленный, труда):

–  контроль за деятельностью поветовых органов власти; поветы (20-34):

а) староста (назначался министром внутренних дел, подчинялся воеводе);

б) староства (отделы назывались рефератами);

в) поветовые сеймики – до 1933 г. (делегаты выбирались гминными советами);

г) поветовые рады (советы) с 1933 г. (избирались гминными радами, их исполнительными органами стали поветовые управы из 6 человек во главе со старостами);

–  гмины:

а) войт,

б) гминное правление (состоит из заместителей войта и 2-3-х заседателей);

в) гминная рада (10-15 радцев – избирали тминных заседателей);

г) гминный сход (100-150 представителей местных поселений – громад);

– избирал гминную раду.

Проявления полонизации:

1. На все государственные должности в воеводствах, поветах, гминах назначаются только поляки, уроженцы самой Польши, выходцы из богатых слоев населения.

2. В 1933 г. даже в гминное правление могли выбираться только лица, которые имели среднее образование и должны были выдержать экзамены в специальной поветовой комиссии.

3. Вся система местного самоуправления строилась:

• на принципе бюрократического централизма;

• без учета местных интересов;

• на подавление всего белорусского.

Местные органы власти после присоединения к БССР:

Временные управления (Виленское, Новогрудское, Белостокское, Полесское). Состояли из представителя Красной армии (руководитель) и представителей местных рабочих, крестьян и интеллигенции, которые участвовали в борьбе с польским режимом. Состав утверждало командование Красной армии; отделы: земельный, промышленный, торговый, строительный, народной обороны, финансовый, дорожный.

Сельские комитеты. Создавались на общих сходах крестьян; регистрировались во временных управлениях поветов. Действовали под руководством коммунистической партии. Собирались съезды и совещания сельских комитетов.

Органы советской власти:

Областные исполнительные комитеты (по конституции их должен был выбирать областной Совет). С 1939 г. на территории Западной Беларуси создано 5 областей: Барановская, Белостокская, Брестская, Виленская, Пинская.

Исполкомы районных и сельских Советов.

 

Тема 11. БЕЛОРУССКАЯ ССР

В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(2 часа)

1. Правовые меры повышения обороноспособности страны накануне и во время Великой Отечественной войны.

2. Высшие органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны.

3. Немецкий оккупационный режим на территории Беларуси.

4. Право в годы войны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: