Тема 4. Организация прогнозирования и планирования бюджетных ресурсов
1. Бюджетное прогнозирование как основная функция бюджетного менеджмента
2. Бюджетное планирование как основная функция бюджетного менеджмента
3. Сметное планирование бюджетных ресурсов
4. Бюджетное регулирование как подсистема бюджетного менеджмента
5. Программно-целевой метод: необходимость его применения в управлении бюджетными ресурсами
6. Бюджетная программа и паспорт бюджетной программы как инструменты использования программно-целевого метода в управлении бюджетными ресурсами
ЛЕКЦИЯ 1
Бюджетное прогнозирование как основная функция бюджетного менеджмента
Бюджетное прогнозирование - это процесс разработки основных показателей Государственного бюджета на перспективу, прогнозирование важнейших поступлений и расходов бюджета. Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которой формируется концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты.
Целью бюджетного прогнозирования является оценка и определение наилучших вариантов формирования ресурсов бюджета и направлений их использования с учетом приоритетов и целей развития экономики.
Организация бюджетного прогнозирования базируется на использовании определенных принципов, основным среди которых являются:
1) принцип научной обоснованности - базируется на системных знаниях о закономерностях развития бюджетной системы; учитывает реалии экономической, политической, социальной жизни государства, отечественный и мировой опыт;
2) принцип многовариантности или альтернативности связан с необходимостью разработки нескольких вариантов возможных направлений социально-экономического развития государства;
3) принцип целеустремленности - определяются тенденции и закономерности развития бюджетной системы для решения конкретных народнохозяйственных задач, повышения благосостояния населения;
4) принцип адекватности - прогноз должен достаточно точно и полно отображать реальные социально-экономические процессы, которые происходят в обществе.
Бюджетное прогнозирование предусматривает использование разных методов:
Метод экспертной оценки (интуитивный метод ) - способ предшествующей оценки последствий разных вариантов формирования бюджета на основе опрашивания и обсуждения прогнозируемых его показателей, а также согласование и обобщение суждений специалистов (экспертов) относительно будущего социально-экономического развития государства.
Метод эконометрического моделирования используется для расчета на перспективу отдельных показателей бюджета, а также бюджетных нормативов, отражение динамики бюджетных показателей в зависимости от факторов, которые на них влияют.
Построение имитационных моделей возможен лишь на основе учета знаний экспертов и соответствующей технологии использования моделей.
Экономико-статистическое моделирование состоит в формализованном количественном описании исследуемого объекта и дальнейшей экономической интерпретации результатов моделирования.
Метод написания сценария базируется на определении логики развития бюджетной системы, исходя из конкретной ситуации, рожденной социально-экономическими, политическими, демографическими, научно-техническими и другими факторами.
Бюджетное планирование как основная функция бюджетного менеджмента
Бюджетное планирование - это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития общества.
Результатом бюджетного планирования являются проекты Государственного и местных бюджетов, которые после процедуры утверждения, становятся планами, от исполнения которых зависит эффективность функционирования бюджетной системы, как на государственном, так и на местном уровне.
Бюджетное планирование базируется на нормативной базе, которая определяется соответствующим правовым обеспечением. Основными юридическими документами, которые регулируют процесс бюджетного планирования являются:
- Конституция;
- Бюджетный кодекс;
- законы, которые регулируют отдельные вопросы планирования бюджетов;
- ежегодное Послание Президента к Верховной Раде «Об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период»;
- указы Президента, которые регламентируют отдельные текущие вопросы, которые имеют государственный вес, и должны поддерживаться государством;
- постановления и распоряжения Кабинета Министров;
- другие законодательные документы государственных и местных органов власти: приказы, инструкции министерств и ведомств, бюджетная классификация и т.п.
Организация бюджетного планирования осуществляться на основе следующих принципов:
комплексный подход к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями;
органическая связь бюджетного планирования с планами социально-экономического развития государства и регионов, между прогнозными и текущими бюджетными планами;
демократизация бюджетных отношений, т.е. во время планирования необходимо учитывать оптимальные связи между государственным и местными бюджетами, а также между звеньями местных бюджетов;
приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности финансовых планов;
научное обоснование планов, которое предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность;
применение единой методологии относительно проведения бюджетных расчетов;
рациональное определение источников мобилизации бюджетных ресурсов и оптимальное их перераспределение через звенья бюджетной системы;
создание необходимых резервов для обеспечения непрерывности бюджетного процесса;
директивность и обязательность выполнения показателей бюджета всеми субъектами бюджетных отношений.
В процессе бюджетного планирования важно правильно выбрать методы планирования, основными из которых являются:
1) Аналитический метод – вычисление плановых показателей на основе определения влияния на них разнообразных факторов, основывается на моделировании бюджетных показателей.
2) Коэффициентный метод – базируется на использовании соответствующих коэффициентов, которые рассчитываются как соотношение достижений прошлого периода к плановым показателям.
3) Нормативный метод – базируется на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям и является основным при расчете расходов на текущее содержание бюджетных учреждений.
4) Балансовый метод – главный метод бюджетного планирования, который позволяет достичь согласованность между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общей величиной финансовых ресурсов в государстве по ведомствам, министерствам, регионам и соответствующими нуждами, которые могут быть обеспечены.
5) Программно – целевой метод– предусматривает определение расходов бюджета соответственно запланированным бюджетным программам.
В бюджетном планировании принимают участие Кабинет Министров, соответствующие комитеты Верховной Рады, министерства и ведомства, научные учреждения, общественные организации, а также международные финансовые учреждения и зарубежные консультанты.
Сметное планирование
Учреждения непроизводственной сферы, основным источником финансирования которых являются бюджетные средства, называются бюджетными. К ним относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, государственной власти и управления, обороны и правоохранительных органов. Учреждение, независимо от того, ведет она учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляет индивидуальные сметы и планы ассигнований по каждой выполняемой ею функцией. Все расходы этих учреждений определяются на основе сметы, а поэтому порядок планирования и финансирования расходов называется сметным.
В практике сметного планирования применяются две формы смет:
1) смета доходов и расходовсоставляют, как правило, учреждения образования и здравоохранения, которые, кроме бюджетных средств, получают средства от коммерческой деятельности (предоставление платных услуг);
2) смета расходовсоставляют органы государственной власти и управления, обороны и правоохранительные органы, суды и прокуратура.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, организации является основным плановым документом, который подтверждает полномочия относительно получения доходов и осуществление расходов, определяет объем и направления средств для выполнения ею своих функций и достижение целей, определенных на год соответственно бюджетным назначениям.
Смета расходов бюджетного учреждения — это основной плановый документ, который определяет объем расходов, источники их формирования, целевое направление средств, необходимых для содержания бюджетного учреждения, развития ее материально-технической и социальной базы.
Окончательное формирование сметы осуществляется на основании лимитной справки об ассигновании из бюджета, которую в недельный срок после опубликования Закона о Государственном бюджете и местных советов Министерство финансов и местные финансовые органы доводят до главных распорядителей.
Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях - это документ, который содержит утвержденные бюджетные назначения (установленные бюджетные ассигнования) и их помесячное распределение, а также другие показатели, которые согласно законодательству должны быть определены на основе соответствующих нормативов.
План ассигнований из общего фонда бюджета учреждения — это помесячное распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации, который регламентирует взятие учреждением обязательств на протяжении года. Он является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе со сметой.
Бюджетные ассигнования - это полномочие распорядителю бюджетных средств на взятие обязательств и расходование бюджетных средств на конкретную цель в процессе исполнения бюджета, которое предоставлено соответственно бюджетному назначению.
В бюджетном планировании различают следующие виды смет: индивидуальная смета, общая смета, смета на проведение централизованных мероприятий, сводная смета.
Индивидуальная смета — это финансовый план конкретного бюджетного учреждения, который отображает специфику и особенности ее производственной деятельности. Его составляют учреждения образования, здравоохранения, государственные власти и управления, правоохранительные органы, суды и прокуратура и др.
Общая смета составляется на расходы однотипных учреждений, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией. Такие сметы составляются по школам, клубам, библиотекам, фельдшерско-акушерским пунктам. Для этих учреждений характерным является небольшой объем финансирования и стабильный штат работников.
Смета расходов на проведение централизованных мероприятий - разрабатывают министерства, ведомства, управления (отделы) местных органов власти и управления на расходы, которые целесообразно осуществлять в централизованном порядке (например, расходы на подготовку кадров, приобретение ценного учебного оборудования и инвентаря, медицинского оборудования, автомобилей быстрой медпомощи, проведение спортивных соревнований и т.п.).
Сводная отраслевая смета содержит все расходы на содержание учреждений одного ведомства, например управление (отдела) образования или здравоохранения, т.е. в нем объединяются индивидуальные сметы, общие сметы и сметы расходов на проведение централизованных мероприятий.
ЛЕКЦИЯ 2
Бюджетное регулирование как подсистема бюджетного менеджмента
Бюджетное регулирование - это предоставление средств из общегосударственных источников, которые закреплены за бюджетом высших уровней, бюджетами низших уровней с целью сбалансирования их на уровне, необходимом для осуществления соответствующих полномочий, выполнения планов экономического и социального развития на определенной территории.
Поскольку потребность в доходах каждого бюджета часто изменяется, государство каждый год осуществляет бюджетное регулирование, т.е. перераспределяет средства внутри бюджетной системы с целью сбалансирования всех видов бюджетов.
Размежевание доходов в процессе бюджетного регулирования осуществляется с учетом определенных факторов, в частности, социального и экологического состояния соответствующих территорий страны.
На современном этапе имеющиеся диспропорции между разными бюджетами и их разбалансирования устраняются вследствие унитарности бюджетной системы Украины методами бюджетного регулирования финансовой обеспеченности социальных нужд общины конкретной территории.
Бюджетное регулирование осуществляет перераспределительные процессы бюджетных средств внутри бюджетной системы путем изъятия части средств у экономически более развитых и финансово обеспеченных территорий (как излишка свыше их потребности относительно определенных им полномочий), и передачу их территориям с недостаточным уровнем развития экономики и бюджетной обеспеченности финансирования делегированным им полномочий за счет собственных доходов
Балансирование неполностью обеспеченных собственными доходами бюджетов достигается путем предоставления им дополнительных средств, полученных от государственных сборов в более развитых территориях, которые передаются другим бюджетам в виде трансфертов. Этим достигается выравнивания степени финансовой обеспеченности всех бюджетов.
Основными инструментами бюджетного регулирования являются: трансферты (субсидии, субвенции, дотации), ссуды.
Бюджетное регулирование представляет систему взаимосвязанных методов, средств, правовых норм формирования, распределения, перераспределения бюджетных ресурсов страны для сбалансирования интересов государства, субъектов хозяйствования, предпринимательства, граждан и общества в целом.
Бюджетное регулирование как подсистема бюджетного менеджмента является заключительным этапом в управлении бюджетом, от качества и своевременности которого зависит результативность и эффективность всего бюджетного менеджмента в государстве.