Петрова Т.Н.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
Для самостоятельной работы
Студентов-заочников
Чебоксары 2007
ББК 74.03 (0)
П 105
Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В данном учебно-методическом пособии изложены материалы для самостоятельного изучения студентами-заочниками курса «Истории педагогики и образования», рассматривающего динамику развития проблем обучения и воспитания и педагогической мысли стран Западной Европы и России с древнейших времен до современности. Оно составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Рецензенты:
Земляков А.Е., доктор пед. наук, профессор кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»;
Осокина Т.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
|
|
© Петрова Т.Н., 2007
© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2007
Объяснительная записка
Цель и задачи дисциплины
В условиях модернизации современного образования закономерно возрастает уровень требований к соблюдению принципов историзма и преемственности, учета традиций развития образования и педагогической мысли как при структурировании педагогического процесса в целом, так и при оценке отдельных инновационных технологий. Поэтому курс «История педагогики и образования» занимает одно из центральных мест в формировании исторического самосознания, педагогической культуры будущего педагога, его профессионального мировоззрения и личностного кругозора.
Целью разработанной нами программы является:
- формирование у студентов-заочников целостной системы знаний основных закономерностей и принципов развития педагогической науки, начиная со времен Древнего мира и заканчивая современными тенденциями, сложившимися как в отечественной, так и в зарубежной педагогической теории и практике;
- знакомство с наследием выдающихся отечественных и зарубежных педагогов;
- развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками с целью выявления и осмысления преемственности, новаций и альтернатив в истории становления педагогической мысли;
- развитие профессионального мышления и формирование профессионального мировоззрения студентов-заочников педагогического вуза.
|
|
Учебно-методическое пособие включает в себя планы лекционных и семинарских занятий в соответствии с объемом часов, предоставляемых образовательным стандартом и учебным планом факультета, список основной и дополнительной литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов-заочников. Программа курса по «Истории педагогики и образования» предполагает решение следующих задач:
- формирования у студентов-заочников системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно-антропологического подхода;
- знакомства с педагогическими взглядами, идеями, воззрениями выдающихся мыслителей, занимавшихся вопросами обучения и воспитания, и педагогами разных исторических эпох и народов;
- рассмотрения в историко-сопоставительном аспекте ряда ведущих педагогических проблем;
- формирования у учителей-практиков интереса к историко-педагогическому наследию и потребности в его изучении и усвоении;
- выработки первоначального умения самостоятельной работы с историко-педагогической литературой;
- формирования целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.
Требования к уровню освоения
Содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «История педагогики и образования» студент-заочник должен иметь представление:
о зарубежной педагогике и развитии школы до начала ХХ1 века, ее влиянии на образовательный процесс в прошлом и настоящем;
о зарождении педагогической мысли на ранних этапах развития человечества, в античном мире, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения;
о воспитании и обучении в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII в., в Западной Европе и США в XIX в. (до 80-х годов);
о школах и педагогике в России до 90-х годов XIX в., зарубежной педагогике и школе в конце XIX века, а также в школах и педагогике в России в конце XIX и начале XX века.
Знать:
развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции, ее влияние на подготовку педагогических кадров;
ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Воспитание и обучение в Российской Федерации в разные исторические периоды;
роль, место образования на современном этапе развития общества.
Уметь:
использовать навыки педагогического мастерства с целью эффективной индивидуально-воспитательной работы;
анализировать историко-педагогические теории и практику авторских школ, учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи;
организовывать целенаправленное педагогическое воздействие на формирование личности учащегося;
Владеть навыками:
самостоятельной работы с историко-педагогической литературой, с первоисточниками, с материалами конкретных исследований по определенной тематике;
методикой использования и внедрения прогрессивного историко-педагогического опыта в современной образовательной практике;
практического использования полученных знаний по истории педагогики и образования в процессе профессиональной деятельности.
Требования ГОССТАНДАРТА по дисциплине
История педагогики и образования
История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.