Теории и концепции ХХ века
План
1. Философско-педагогические концепции в России.
2. Общая характеристика школьных систем ведущих стран Западной Европы.
3. Выдающиеся педагоги России (Л.Н.Толстой, Н.А.Корф, С.А.Рачинский, К.Ф.Бунаков, В.Сорока-Росинский и др.).
4. Основатели советской педагогики (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.К.Пинкевич и др.).
5. Российская школа и педагогика в новой экономической ситуации. Современные педагогические теории и концепции.
Примерная тематика докладов и рефератов
1. Яснополянская школа Л.Н.Толстого.
2. Идеи нравственного совершенствования в трудах Л.Н.Толстого.
3. Развитие Л.Н.Толстым творческих способностей детей.
4. Народная школа С.А.Рачинского и особенности ее функционирования.
5. Учебные пособия К.Ф.Бунакова.
6. Педагогическая деятельность Н.А.Корфа.
7. Система работы с трудными подростками в педагогике В. Сороки-Росинского.
8. Педология и ее влияние на развитие педагогики.
9. Современная школа и педагогическая наука.
Методические указания
|
|
Рассматривая тему «Философско-педагогические теории и концепции ХХ века», необходимо уделять внимание тенденциям развития педагогики Западных и Восточных цивилизаций ХХ века, отечественной философско- и религиозно-педагогической мысли конца ХIX–начала ХХ века о воспитании и становлении личности, а также космической педагогике Рерихов.
В центре внимания также стоят такие вопросы, как, например, развитие системы образования школы за годы советской власти, советская педагогика и ее наиболее яркие представители, учение о коммунистическом воспитании в свете современных аксиологических концепций, личность воспитанника и воспитателя в советской педагогике.
Наряду с этим отметим направления в философии образования и воспитания:
1. Социально-рационалистическое (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Луначарский). Базовой ценностью является вера в возможность переустройства мира с помощью знаний в разумные идеалы и общественную справедливость.
2. Свободное развитие (Л.Н.Толстой, К.Н. Вентцель), базовыми ценностями которого считаются свобода личности и возможность построения воспитания, “вытекающего из природы того, кого мы воспитываем”.
3. Космическая ненасильственная педагогика (К.Н. Вентцель, Н.К. Рерих). Представители этого направления предпочтение отдавали вере в планетарное единство, солидарность народов и диалог культур, в космическую гармонию. Целью и задачами образования и воспитания при этом являются: формирование глобального мышления, способности к постановке и решению общечеловеческих проблем, понимания себя как активной частицы мироздания, способной к ненасильственному решению проблем.
|
|
4. Культурно-антропологическое (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, С.И. Гессен). Базовая ценность – человек и культура; цели и задачи образования и воспитания – развитие личности с национальной ментальностью, обогащенной опытом и культурой своего народа.
5. Христианско-антропологическое (В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, В.В. Резанов, Н.А. Бердяев, Б.А. Флоренский), где обращено внимание на такие понятия, как свобода личности, бог как абсолютный источник истины, творчество.
6. Социально-реформаторское (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин). В центре их внимания было воспитание нового человека, живущего интересами всего общества, всесторонне гармонически развитого, активного деятеля.
7. Технократическое (А.К. Гастев, Г.Ф. Гринько). Главное – политехническое образование, подготовка компетентного работника, способного удовлетворять текущие социальные и экономические потребности.
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике можно наметить несколько значимых течений в теории и практике образования. К ним относятся: синтетически-антропологическое; естественнонаучное; социологическое; философское и “опытническое”; провиденциалистское.
Обязательная литература
1. Вейкштан В.А. Л.Н.Толстой – народный учитель. – М., 1959.
2. Волков Г.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли: / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005. – 256 с.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1997.
4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. – М., 1956.
5. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // Пед. соч. – М., 1949.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1998.
7. Земляков А.Е., Матвеев П.П., Тенякова Е.А. История воспитания: Учебное пособие для учащихся педагогических классов средней школы, студентов педагогических училищ, колледжей и высших учебных заведений. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004 – 180 с.
8. История педагогики: Наука и учебный предмет / Под ред. К.И.Салимовой. – М., 1994.
9. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах: Уч. пособие. – М.: изд-во МГОПУ, 1998.
10. Коменский Я.А. Избранные произведения / Состав. и автор предисл. Чегель И.Д. – М., 1982.
11. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1.
12. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
13. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – 5 изд. – М., 1982.
14. Крупская Н.К. К вопросу о программах // Пед. соч. – Т.3. – С.34–44.
15. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы // Пед. соч. – Т.2. – С.142–143.
16. Крупская Н.К. Народное образование и демократия // Пед. соч. – 1960. – Т.1. – С.300–315.
17. Крупская Н.К. О политехнизме // Пед. соч.: В 10 т. – М., 1960. – Т.1.
18. Крупская Н.К. Письма пионерам // Избр. пед. произ. – М., 1965.
19. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992.
20. Латышина Т.И. История педагогики. Воспитание и образование (X–начало ХХ в.): Уч. пос. – М., 1998.
21. Локк Д. Мысли о воспитании // Пед. соч. – М., 1939.
22. Макаренко А.С. Лекция о воспитании детей // Соч.: В 7 т. – М., 1960. – Т4.
23. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т. – М., 1960. – Т4.
24. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
25. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей / Избр. пед. соч. – М., 1981. – Т.1.
26. Петрова Т.Н. История воспитания педагогической мысли чувашского народа с XV по XVI вв. – Чебоксары, 1996.
27. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Избр. пед. соч. – М., 1985.
|
|
28. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования педагогической мысли: Уч.-справ. – М., 1995.
29. Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991.
30. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании / Пед. соч. – М., 1981. – Т.1.
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – 2-е изд. – Киев, 1971.
32. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975.
33. Теория и история педагогики // Вестник ЧГПИ им. И.Я.Яковлева № 2 (3). – Чебоксары, 1998.
34. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1953.
35. Толстой Л.Н. О народном образовании // Пед. соч. – М., 1953.
36. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. – М.-Л., 1948. – Т.2.
37. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. – М.-Л., 1948. – Т.2.
38. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. – М.-Л., 1948. – Т.2.
39. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М., 1986.
40. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Сост. М.И. Анисов. – М., 1972.
41. Ширинский А.Е. Образование в развивающихся странах. – М., 1977.
42. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении. – Ч. 1,2. – Чебоксары, 1998.
43. Яковлев И.Я. Моя жизнь. – Чебоксары-М., 1998.
Дополнительная литература
1. Бабишин С.Б. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. – М., 1989.
2.Бойцов М.Е. Методическое наследство В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе. – Л., 1965 г.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999 г.
4. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. – Челябинск, 1993.
5. Данильченко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе. – М., 1979.
6. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.
7. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.
8. Корнетов Г.Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. – М., 1994.
9. Королев Ф.Д., Корнейчик Г.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921–1931). – М., 1995.
|
|
10. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М., 1982.
11. Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991.
12. Модзалевский Б. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до нашего времени. – М., 1966. – Т. 1–2.
13. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX–начале XX вв. – М.-Л., 1948. – Т.2. – М.,1980.
14. Очерки по истории педагогических учений. – М., 1911 г.
15. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. – М., 1964–1968.
16. Петрова Т.Н., Овчинникова К.П. Философия и история образования. – Чебоксары, 1998.
17. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. – М., 1927.
18. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
19. Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1995.
20. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. – М., 1993.
21. Современные проблемы истории образования и педагогической мысли. – М., 1994.
22. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995 г.
23. Хороминчиков Ю.И. Взгляд на прошлое наследие педагогики. – М., 1992.
24. Хрестоматия по истории педагогики: В 6-и т. – М., 1937–1940.