Тема 4. Педагогическая система И.Я. Яковлева

 

Жизнь и педагогическая деятельность И.Я.Яковлева как образец беззаветного служения своему народу. Создание чувашской письменности и национальной системы образования. Проблемы преподавания родного и русского языков в педагогической системе И.Я.Яковлева и использование его наследия в современной школе. Решение проблем трудового воспитания и обучения в Симбирской чувашской учительской школе. Система художественно-эстетического воспитания и развития учащихся в Симбирской чувашской школе. Общественная деятельность И.Я.Яковлева. Основные идеи в произведениях чувашского педагога-просветителя. Идеи И.Я.Яковлева и современные проблемы образования нерусских народов. Развитие идей К.Д.Ушинского И.Я.Яковлевым.

Основная литература

1. Яковлев И.Я. Воспоминания. – Чебоксары, 1982, 1983.

2. Яковлев И.Я. Детские рассказы. – Чебоксары, 1968.

3. Яковлев И.Я. Из переписки. – Чебоксары, 1989.

4. Яковлев И.Я. Письма. – Чебоксары, 1985.

5. Яковлев И.Я. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год. – Симбирск, 1913.

6. Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев (1848–1930). – Чебоксары, 1958.

Дополнительная литература

1. Волков Г.Н. Чăваш халăх педагогĕ. – Чебоксары, 1959.

2. Волков Г.Н. Судьба патриарха. – Чебоксары, 1998.

3. Земляков А.Е. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и современная школа. – Чебоксары, 1994.

4. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. – Чебоксары, 1997.

5. И.Я.Яковлев и воспоминания современников. – Чебоксары, 1968.

6. И.Я.Яковлев и его школа. – Чебоксары, 1971.

7. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992.

8. Краснов Н.Г. И.Я. Яковлев и его потомки. – Чебоксары, 1998.

9. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и его использование в современной школе. – Чебоксары, 1988.

10. Яковлев И.Я. (Саламбек). Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. – Чебоксары, 1958.

11. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении. – Ч. 1, 2. – Чебоксары, 1998.

12. Яковлев И.Я. Моя жизнь. – Чебоксары–Москва, 1998.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Учебно-воспитательная работа в Симбирской чувашской учительской школе.

2. Производительный труд в мастерских и на сельскохозяйственной ферме Симбирской чувашской учительской школы.

3. Нравственно-религиозное воспитание в педагогическом наследии И.Я.Яковлева.

4. Эстетическое воспитание учащихся Симбирской чувашской учительской школы.

5. Развитие двуязычия в педагогической системе чувашского просветителя.

6. Подготовка молодежи к семейной жизни в учебно-воспитательной деятельности Симбирской чувашской учительской школы.

7. Образ И.Я.Яковлева в художественной литературе.

8. Основные идеи в произведениях чувашского педагога-просветителя.

9. Идеи И.Я.Яковлева и современные проблемы образования нерусских народов.

10. Развитие идей К.Д.Ушинского И.Я.Яковлевым.

Методические указания

Практическая педагогическая деятельность и теоретическое наследие И.Я.Яковлева – талантливого чувашского педагога-просветителя оказали огромное влияние на развитие педагогической теории и практики обучения и воспитания в национальных школах страны. Сфера педагогических, организационных, литературных, переводческих работ И.Я.Яковлева очень широка и обширна. Поэтому изучение его педагогического наследия студентами педагогических учебных заведений имеет огромное познавательное и практическое значение. Для конкретной темы желательно глубокое изучение его произведений “Моя жизнь”, “Воспоминания”, “Письма”, “Из переписки”, “Детские рассказы” и др.

Рассматривая педагогические взгляды И.Я.Яковлева, нужно подчеркнуть, что он творчески развивал педагогические идеи Н.И.Ильминского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого применительно для национальной школы, в частности, для чувашской. Наряду с педагогическими проблемами ему приходилось решать переводческие, издательские, строительные и другие важные дела.

Отметить, какое значение имеют рассмотренные на занятии идеи чувашского просветителя для практики современной школы, совершенствования ее деятельности. Особый интерес представят сообщения, обобщения опыта одной из школ по постановке образования, по творческому использованию идей и опыта И.Я.Яковлева и его учеников.

Обязательная литература

1. Яковлев И.Я. Воспоминания. – Чебоксары, 1982, 1983.

2. Яковлев И.Я. Детские рассказы. – Чебоксары, 1968.

3. Яковлев И.Я. Из переписки. – Чебоксары, 1989.

4. Яковлев И.Я. Письма. – Чебоксары, 1985.

5. Яковлев И.Я. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год. – Симбирск, 1913.

6. Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев (1848–1930). – Чебоксары, 1958.

Дополнительная литература

1. Волков Г.Н. Чăваш халăх педагогĕ. – Чебоксары, 1959.

2. Волков Г.Н. Жизнь и бессмертие патриарха. – Чебоксары, 1998.

3. Земляков А.Е. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и современная школа. – Чебоксары, 1994.

4. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. – Чебоксары, 1997.

5. И.Я.Яковлев и воспоминания современников. – Чебоксары, 1968.

6. И.Я.Яковлев и его школа. – Чебоксары, 1971.

7. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992.

8. Краснов Н.Г. И.Я. Яковлев и его потомки. – Чебоксары, 1998.

9. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и его использование в современной школе. – Чебоксары, 1988.

10. Яковлев И.Я. (Саламбек). Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. – Чебоксары, 1958.

11. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении. – Ч. 1, 2. – Чебоксары, 1998.

12. Яковлев И.Я. Моя жизнь. – Чебоксары–Москва, 1998.

 

Тема 5. История образования

И педагогической мысли в Чувашии

План

I. Чувашская народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа:

а) чувашские народные традиции трудового воспитания;

б) физическое воспитание в народной педагогике чувашей;

в) основные формы и методы умственного воспитания;

г) народные традиции нравственного и эстетического воспитания молодежи.

II. Состояние просвещения чувашского народа с древнейших времен до начала ХХ века:

1. Состояние просвещения чувашского народа с древнейших времен до присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству.

2. Среднее Поволжье в период Золотой Орды, Казанского ханства. Воспитание и образование его народов в XIII-XVI вв.

3. Присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству. Создание русско-православной школы для нерусских народов.

4. Первые чувашские просветители (П. Егоров, Е. Рожанский, Н. Бичурин, И. Яковлев, С. Михайлов и др.). Проблемы воспитания и обучения в их наследии.

5. Первые учебные заведения для чувашских детей в XVIII – XIX вв.

6. Первая чувашская грамматика (1769) и другие учебные пособия для чувашей. Печатная грамматика “Начертание правил чувашского языка”.

III. Просвещение и педагогическая наука в Чувашии в ХХ в.:

1. Развитие народного образования в Чувашии.

2. Вклад советских ученых-педагогов в развитие педагогической науки в Чувашии.

3. Президентская программа “Новая школа”, утвержденная указом президента ЧР Н.В.Федоровым от 31 января 1997 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: