Поддержка финансово-кредитной сферы

 

Банки в антикризисной программе рассматриваются как основной инструмент поддержки реального производства. Задачами помощи банковской системе и финансово-кредитному рынку в целом являлись предохранение их от краха, снижение рисков и поддержание кредитования реального сектора экономики. Главным вкладом банковской системы должно стать содействие нефинансовым корпорациям в выходе из кризиса и развитии производства путем увеличения выдачи кредитов.

В условиях начавшегося кризиса над банками нависла угроза потери контроля над ситуацией. Сумма кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных банками организациям, физическим лицам и кредитным организациям на 1.08.2008 г. превысила суму привлеченных средств на 2,5 трлн рублей, в том числе по нефинансовым корпорациям на 7,4 трлн. Обеспечение устойчивости банковской системы стало определяться государственным финансированием и движением иностранного капитала. Главными проблемами банковского сектора в конце 2008 г. и в начале 2009 г. стали ликвидность и проблема рисков.

В этой связи решались задачи увеличения ликвидности банков, государственных гарантий по кредитам предприятий, частичного покрытия и снижения процентных ставок для удешевления денег и облегчения заимствования. Мощным фактором стабилизации банковской системы стало увеличение гарантий по вкладам населения до 700 тыс. рублей. Это решение способствовало предотвращению паники и массового изъятия вкладов населением, что без сомнения привело бы к краху многих банков.

Нехватка ликвидности была обусловлена в основном ростом потребности в кредитах, оттоком вкладчиков и потерями на рынке ценных бумаг. Пополнение ликвидности осуществлялось в основном по следующим направлениям: размещение на депозитах Внешэкономбанка средств Фонда национального благосостояния; увеличение капитализации ВЭБа; размещение на банковских депозитах средств федерального бюджета; увеличение капитализации государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ); предоставление Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения. Суммарно по этим направлениям за счет средств федерального правительства и ЦБ РФ банковской системе в 4 квартале 2008 и 1 полугодии 2009 г. было предоставлено 6,8 трлн рублей.[55] В результате оказанной помощи по данным Банка России на 1.07.09 2009 г. по сравнению с 1 августа 2008 г. собственные средства банков увеличились на 31,1 млрд рублей (36 %). Привлеченные средства увеличились к 1 марта 2009 г. по сравнению с 1 августа 2008 г. на 1,2 трлн рублей и составили 16,0 трлн рублей. Увеличение ликвидности помогло банкам справиться с ситуацией. Впоследствии привлеченные средства стали уменьшаться. К 1.07.09. они сократились на 0,9 млрд рублей (5,5 %) и составили 15,2 трлн рублей. Предоставленная банкам помощь по отношению к объему привлеченных средств на 1.07.09. составила около 45 процентов.

В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать производственную деятельность и текущие расходы, а банки стали ужесточать требования к заемщикам. Тем не менее, сумма кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям, к 1 июля 2009 г. по сравнению с 1 августа 2008 года возросла на 11 процентов. Основной рост произошел в конце 2008 и начале 2009 г.

Общая сумма кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных банками на 1.07.09., составила 19252,7 млрд рублей и увеличилась по сравнению с 1.08.09. на 1909,2 млрд рублей, а по сравнению с 1.03.09. уменьшилась на 1092,0 млрд рублей. Увеличение кредитов происходило в основном за счет государственных банков, действующих под нажимом государства как основного акционера. Частные банки, ожидали более благоприятной ситуации, ограничивая кредитование. Выдача кредитов существенно отставала от потребности в них.

Произошла существенная переориентация кредитов от рублей к иностранной валюте. Рублевые кредиты на 1.07.09. по сравнению с 1.08.08. выросли на 3,1 %, а в иностранной валюте – на 34,6 процента. Доля кредитов в иностранной валюте на 1.08.09. составляла 25,1 %, а на 1.07.09. – 30,5 процента.

Проблема ликвидности в четвертом квартале 2008 г. и первом полугодии 2009 г. была в основном решена. Государственная помощь помогла избежать краха банковской системы, подобного тому, который имел место в 1998 году.

Предполагалось, что увеличение ликвидности банковской системы обеспечит нормальное кредитование экономики. Однако выделение средств государственным и коммерческим банкам не привело к ожидаемым результатам. Банки не обеспечивают выполнение своей основной функции – кредитования экономики, а процентные ставки зашкаливают за пределы возможностей предприятий. Попытки протолкнуть деньги через банки в падающую экономику по состоянию на сентябрь успехом не увенчались. Частично это удалось сделать лишь через государственные банки. Кредитование основной массы предприятий не возобновилось. Задачу поддержки производства через банки решить не удалось. Деньги до основной массы предприятий не дошли, хотя банковская ликвидность увеличилась. Это естественно, поскольку прекращение кредитование явилось результатом кризиса производства. Банковские кредиты пойдут в экономику с началом оживления производства, когда банки почувствуют уверенность в их своевременном возврате и нормальном обслуживании долгов. Начало подъема в реальном производстве является непременным условием восстановления кредитования.

Кредитование оказалось запертым на два замка. Банки заморозили кредитование из-за рисков, а высокие процентные ставки оказались неподъемными для нуждающегося в кредитах производства. Кредиты могут быть использованы лишь предприятиями с высокой доходностью или быстрой отдачей. Банки опасаются волны невозврата кредитов промышленными предприятиями и сдерживают выдачу кредитов, усугубляя ситуацию в производстве.

Поддержка экономики через банковское кредитование в сложившихся условиях требует механизмов, позволяющих заемщикам получать кредиты, а банкам избегать чрезмерных рисков. Такими механизмами могут стать государственные гарантии по кредитам предприятиям, работающим на востребованные проекты, при условии соблюдения интересов банков и снижение и субсидирование процентных ставок.

Проблема с государственными гарантиями заключается в том, что банк в случае невозврата кредита может получить деньги только после банкротства кредитуемого предприятия, а это длительный процесс. В результате этот механизм становится нереализуемым. В случае невозврата крупного кредита банк может обанкротиться раньше, чем получит деньги по гарантии. Для того чтобы механизм заработал, банки должны получать деньги в сжатые сроки, не дожидаясь, пока сработает механизм банкротства.

Падение спроса и затруднение с реализацией товаров и услуг вынудили предприятия и торговлю несколько ограничивать рост цен на товары и услуги. Темпы инфляции снизились. За январь-август 2009 г. индекс потребительских цен по данным Росстата составил 108,2 % против 109,7 % за этот же период 2008 г. Это дает основания полагать, что в целом за год он составит 110-111 % против 113,3 % в прошлом году. В этих условиях ЦБ РФ был вынужден отказаться от проводившегося ранее курса на повышение ставок, начать снижать ставку рефинансирования и принимать меры к снижению кредитных ставок. Для государственных банков процентные ставки были привязаны к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Было проведено постепенное понижение учетной ставки ЦБ РФ с 13 % в марте 2009 г до 10 % в октябре 2009 г. Для государственных банков был установлен порядок, согласно которому ставки по кредитам, выдаваемым на средства господдержки, не должны превышать ставку рефинансирования более чем на три процента. В итоге по данным ЦБ РФ в июне 2009 г. средневзвешенные ставки по кредитам сроком до одного года снизились до 14,7 % годовых. Это примерно на уровне октября 2008 г., но при значительном уменьшении рентабельности продукции и активов.

Снижение инфляции и процентных ставок является одним из важнейших условий для создания благоприятной экономической среды и нормальных условий экономической деятельности. По классическим принципам монетаризма для снижения инфляции необходимо сократить бюджетные расходы, прежде всего выплаты населению, заморозить социальные программы и заработную плату. На практике был избран другой путь, предусматривающий увеличение государственных расходов и исполнение объявленных социальных обязательств. Это в сложившейся в России ситуации является более правильным. Вместе с тем, практические меры по ограничению инфляции осуществляются непоследовательно. Ценовые пузыри рассасываются крайне медленно. Соответственно медленно снижаются темпы инфляции.

Рост индекса потребительских цен в значительной мере обусловлен увеличением регулируемых государством тарифов на электроэнергию, газ, услуги ЖКХ и транспорт. По расчетам за этот счет индекс потребительских цен растет в среднегодовом исчислении на 3 %. Несмотря на кризис и снижение цен на энергоресурсы рост цен на внутреннем рынке на эти виды услуг не был заморожен. В 2009 г. вновь осуществляется их крупное повышение. Оно проектируется и на 2010 год. Таким образом, инициируется новый виток роста цен вместо мер по их снижению. Одновременно тяготы инфляции перекладываются на население, и в обмен на доходы государства и сырьевых корпораций снижается потребительский спрос.

Существенное влияние на цены оказывает курс на доведение цен на энергоресурсы до уровня мировых. Низкие цены на них являются естественным преимуществом российской экономики, как и других нефтегазодобывающих стран, которые это преимущество используют. Совершенно непонятно зачем лишать ее этого крупного фактора конкурентоспособности и разгонять инфляцию. Лучше использовать это преимущество, решая сразу две задачи: поддерживать конкурентоспособность и сдерживать инфляцию. Мировые цены на нефть в 2008 г. сократились примерно в три раза. Это привело к резкому падению цен на нефтепродукты. В России цены на нефть, нефтепродукты и газ снизились в значительно меньшей мере, чем на мировых рынках, а затем вновь стали расти. Бензин в России стал дороже, чем в США. Могли быть приняты меры к более существенному снижению как оптовых, так и розничных цен на эту продукцию. Однако этого до сих пор не сделано. Крайне медленно снижаются вздутые цены на строительные объекты и торговые наценки.

Негативное влияние на уровень затрат организаций и соответственно на цены оказывает либерализация рынка электроэнергии. В большинстве регионов свободные цены выше тарифов. При этом растут сами тарифы, поскольку они привязаны к ценам на газ, которые также неуклонно поднимаются. Для облегчения положения потребителей электроэнергии и ускорения выхода из кризиса либерализацию рынка электроэнергии следует приостановить. Это, конечно, скажется на инвестиционных возможностях энергетиков. Однако главное заключается в уменьшении инфляции, снижении стоимости кредита и преодолении кризиса.

Проблему процентных ставок нужно решить даже в условиях высокой инфляции. Инструментом расширения кредитования до решения проблем с высокой инфляцией может и должно стать частичное покрытие процентных ставок за счет государственного финансирования. Практику использования частичного покрытия процентных ставок нужно существенно расширить. Эта операция не требует больших затрат. В первую очередь - частичное покрытие процентных ставок следует практиковать для предприятий, реализующих программы технического перевооружения, осваивающих новую высококачественную продукцию, проводящих реструктуризацию и снижение затрат. Эта мера может работать одновременно с государственными гарантиями.

 

***

В процессе реализации антикризисной программы и составленного на ее основе бюджета на 2009 г. в экономику влиты огромные средства. Мировые цены на нефть вернулись на уровень благополучных 2006-2007 годов. К середине 2009 г. прекратилось углубление спада производства, в результате пополнения ликвидности сохранилась банковская система и ее расчетная функция, прекратился крупный отток капитала, был взят под контроль валютный курс. Однако экономика не ожила. В ноябре-декабре статистика покажет существенное уменьшение спада производства по сравнению с ноябрем-декабрем 2008 г. Но это будет следствием не оживления, а низкой базы, также как и проектируемый небольшой рост на 2010 год. Причины заключаются в том, что сократился потребительский и инвестиционный спрос, уменьшился чистый экспорт. В мерах по преодолению кризиса необходимо делать основную ставку не на банковскую систему, а на расширение рынка для национальных производителей.

 Финансово-экономическую политику государства необходимо изменить. Центр тяжести мер по выходу из кризиса необходимо переместить с поддержки банковской системы на поддержку производства. Политика поддержки производства должна базироваться на общей концепции и соответствующей стратегии, предусматривающей набор мер, обеспечивающих ее реализацию.

В сложившихся условиях наиболее вероятный сценарий выхода России из кризиса связан с увеличением внешнего спроса. Реализация этого сценария обусловлена состоянием экономики США и других развитых стран. По оптимистическим оценкам экономика США стабилизируется к концу 2009 г., а затем начнет восстанавливаться. По другим оценкам кризис в США будет продолжаться и в 2010 г. Экономика Европы, которая является основным потребителем российского экспорта, движется с некоторым отставанием от экономики США. Китай и Индия в последние десятилетия развиваются довольно энергично. Они также окажут определенное влияние на глобальный кризис. Однако масштабы их экономики, объем их внешнеэкономических связей и финансовые ресурсы еще недостаточны, чтобы оказать решающее воздействие на мировую экономику. Европа является основным потребителем российского экспорта. Соответственно восстановление российской экономики, основным мотором которой остается экспорт энергоресурсов и металла, будет зависеть от положения дел в Евросоюзе. Локомотивами выхода России из кризиса станут США и Европа. Оживление российской экономики начнется вслед за началом подъема в этих странах. Это повлечет за собой повышение спроса и цен на энергосырьевые ресурсы и увеличение доходов корпораций этой сферы и бюджета. Увеличившийся приток долларов позволит корпорациям увеличить заказы сопряженным предприятиям, что повлечет за собой подъем в других отраслях. Одновременно рост доходов бюджета позволит увеличить расходы государства на социальные нужды и экономику. Таким образом, выход из кризиса сопряжен с увеличением спроса на товары российского экспорта, инициирующего рост совокупного спроса в целом, а также расширением рынка для национальных производителей в связи с сокращением импорта. Начнут постепенно рассасываться накопившиеся товарные запасы, погашаться и реструктурироваться долги. Вместе с тем, средств для крупных инвестиций и инноваций в корпоративном секторе экономики нет. Более того, корпорациям на протяжении ряда лет придется расплачиваться за ранее взятые кредиты, реструктурировать их и платить проценты. На новые крупные кредиты российские компании вряд ли могут рассчитывать. Конечно, принципиальная возможность привлекать крупные и относительно дешевые иностранные кредиты сохраняется. Однако груз уже имеющейся задолженности и печальный опыт кризиса будут свежи в памяти. Кроме того, следует ожидать введения ограничительных мер, по крайней мере, для наиболее важных для экономики страны предприятий.

Рост производства будет базироваться на восстановлении докризисного уровня, выпуске продукции на не используемых мощностях и инвестициях, осуществляемых преимущественно за счет собственных средств предприятий. Некоторыми финансовыми ресурсами, но в меньшей мере, чем до кризиса, будет располагать государство за счет нефтегазовых доходов. Инновационные проекты могут осуществляться в ограниченных масштабах с существенным государственным участием.

Уровень производства 2008 года может быть достигнут не ранее 2012 г. Будет потеряно по крайней до трех лет. Это около 20 % роста ВВП исходя из темпа 6 процентов в год. Даже при восстановлении докризисного объема производства в сопоставимых ценах, российская экономика и соответственно государство будут располагать меньшими доходами, поскольку экспорт будет оцениваться в более низких ценах, чем в 2007-2008 гг.

 

Список использованной литературы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: