В антикризисных мерах и бюджете

 

Исходные положения для формирования бюджета на 2009 г. были определены в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год». Было провозглашено, что «в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны».[8] Признана необходимость увеличения внутреннего спроса как локомотива развития. Принято решение о поддержке приоритетных производств и предприятий на основе списка, сформированного правительством и руководством регионов, с учетом их размеров, масштабов влияния на смежников, численности занятых и других признанных важными признаков. Государство взяло на себя решение вопросов о том, кому и в какой мере нужно помогать, производство каких товаров нужно поддерживать. Под особый контроль по социальным мотивам взяты градообразующие предприятия, от сохранения которых практически зависит все их население. Важными задачами государства объявлены минимизация неизбежных потерь в экономике и социальной сфере, выбор и поддержка точек роста, оказывающих наибольшее влияние на экономику в целом, и по мере выхода из кризиса сосредоточение усилий на модернизации экономики, развитии перспективных видов деятельности. Провозглашено, что на содействие государства вправе рассчитывать предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, но попавшие в сложное положение в связи с отсутствием доступа к кредитам, временного снижения спроса на продукцию.

В соответствии с антикризисной программой государство должно сыграть решающую роль по ряду основных направлений:

- осуществить меры по спасению от развала финансовой и кредитной систем;

- содействовать сохранению и восстановлению внутреннего спроса как основного двигателя производства, обеспечивая стимулы для реального производства в условиях резкого спада частного спроса, помогая замещению части импорта продукцией национального производства и поддерживая экспорт;

- смягчить последствия кризиса для населения, прежде всего, для наемных работников, пенсионеров и других социально слабо защищенных слоев населения;

- избегать скатывания на позиции жесткого протекционизма, ведущего к превращению кризиса в длительную депрессию;

- выработать нормы и правила рыночного поведения хозяйствующих субъектов, обеспечивающие регулирование рынков на основе соблюдения баланса интересов между рынком и государством, обществом и частным предпринимательством, заработной платой и прибылью;

- содействовать восстановлению доверия к регулируемому рыночному хозяйству.

Как видно, на первое место поставлено спасение и поддержка финансово-кредитной системы.

Основные положения бюджетной политики в период кризиса наиболее детально были сформулированы Министром финансов РФ А. Кудриным в статье «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию». [9] Он в частности утверждал: «как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой». Отводя ведущую роль кредитно-денежной политике, он подчеркивает, что в странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга, что повышает риски для данной страны в будущем и, в частности, к повышению ставок по внешним заимствованиям. По его мнению, при реализации мер денежно-кредитной и фискальной политики, ключевым является вопрос о том, «как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т.д.»? Исходя из этих положений выстраивалась антикризисная программа, бюджет на 2009 г. и проектировки бюджета на 2010 г. Они содержат набор различных мер, направленных на решение многих проблем социально-экономического развития. Центральным звеном антикризисных мер является их финансово-кредитная направленность. Банки рассматриваются в качестве основного инструмента поддержки реального производства.  По мнению А. Кудрина: «когда говорят о том, что надо поддерживать реальную экономику, то не следует забывать: в мире изобретен лишь один способ такой поддержки – через банки».[10]

Банковскую систему действительно нужно было спасать. Она, как и экономика в целом, нуждалась во вливании денег. Но и приоритеты нужно было расставить правильно. Влить деньги в экономику можно различными способами. Возможно активно поддерживать ликвидность коммерческих банков. Другими направлениями являются увеличение денежных выплат населению и поддержка производства. Поддержка населения реализуется на основе выполнения уже данных публичных обязательств. Вместе с тем основным приоритетом должна быть организация нормального воспроизводственного процесса и инвестиций за счет государственных средств, государственно-частного партнерства и активизации частного предпринимательства. Однако это направление в антикризисных мерах и в бюджете в качестве основного не рассматривается и используется в ограниченных масштабах.

Общая величина уменьшения налогов при формировании бюджета на 2009 г. министром финансов РФ министром финансов была оценена в 900-1000 млрд рублей (2,3-2,5 % к ВВП), меры бюджетной политики (без размещения сумм резервных фондов) - в 1145 млрд рублей (2,9 % к ВВП). Общая величина антикризисных мер, включая уменьшение налогов и бюджетные расходы, по приведенным А. Кудриным данным, составляет 2045-2145 млрд рублей (5,2-5,4 % к ВВП).[11] В то время как банкам по различным каналам было направлено 6,8 трлн рублей. При этом часть резервных фондов, использованных на финансирование дефицита бюджета, также была направлена на поддержку банков.

Между тем, выход из кризиса связан не столько с сохранением банковской системы, сколько с ростом внутреннего и внешнего спроса и экспортных цен. Однако, бюджетное стимулирование производства, включавшее ряд мер по повышению расходов и снижению налогов, было на втором плане.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: