Октябрьская революция и ее влияние на культурную жизнь страны. Соцреализм в искусстве. Советские актерская и режиссерская школы

Переломной эпохой для развития русского театра стали Великая Октябрьская революция и установление советской власти, которая активно включилась в преобразования культурной жизни страны. На долгие десятилетия на советской сцене утверждается направление соцреализма, ограничивающее творческую мысль театральных режиссеров и устанавливающее определенные рамки актерского исполнения. К несомненным достижениям советского периода в развитии театрального искусства можно отнести создание театров юного зрителя, ориентированных на разные возрастные группы, уникального театра кукол С. Образцова, театра зверей Дуровых.

В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной  культуры Серебряного века. Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции либо будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались многие видные русские писатели и поэты как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы,— И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др., так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей,— В. Ходасевич, Г. Иванов. Этот блестящий список продолжили:русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляющ и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.

Критическую позицию по отношению к большевистской вла­сти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на о. Капри (Италия).

Однако не все избрали участь эмигрантов. Часть выдающих­ся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыс­лия — А. Ахматова, М. Волошин, Е. Замятин (он выехал за гра­ницу только в 1933 г.), В. Короленко, М. Пришвин, М. Булгаков. Некоторым же казалось, что начавшаяся революция, как очис­тительная гроза, освежит, омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы, и они шли ей навстречу, считая себя продол­жателями революционных традиций русской культуры.

Однако новое правительство не торопилось объявлять свободу творчества, оно стремилось подчинить себе все сферы жизни советского общества, поставить их под свой контроль и использовать в своих идеологических интересах. Уже в 1930-е годы в молодом Советском государстве начинает складываться идея «чистой» пролетарской культуры. Все достижения и традиции прошлого отбрасывались за ненадобностью. Оформляются новые ассоциации, объединяющие пролетарских писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино.

Создаваемое ими новое искусство, полностью подчиненное партийной цензуре обязано было следовать одному художественному направле­нию — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в дейст­вительности, а такой, какой она должна быть в обещанном соци­ализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь со времени револю­ции народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся гран­диозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. И искусство вместе с обнадеживающими обещаниями Сталина создавало иллюзию, что счастливое время уже наступило. В сознании людей происхо­дило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим. Это состояние и использовали власти в целях созда­ния социально-психологической монолитности общества, кото­рая, в свою очередь, облегчала манипуляцию им, позволяя конструировать то трудовой энтузиазм, то массовое негодова­ние в адрес «врагов народа», то всенародную любовь к своему вождю.

После окончания Великой Отечественной войны, принесшей некоторые послабления в области культурного развития страны, государственные структуры вновь берут под свой контроль литературу, театр, кинематограф и музыку.

Так, вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и ме­рах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», а события изображены «надуманно и лживо». Кри­тиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», за «внед­рение в репертуар театров пьес буржуазных западных драма­тургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».

4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное критике «безыдейности» ряда кинофиль­мов. В их числе были названы фильмы: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Лукова, рассказывающий о трудностях восстановле­ния Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «со­временного Донбасса с его передовой техникой и культурой, со­зданной в годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштей­на (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный об­раз царя — нерешительного и бесхарактерного, неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергну­ты выдающиеся кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. начал кампа­нию против «декадентских тенденций» в театре и потребовал иск­лючения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов.

      В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обру­шился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполне­ние трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева. «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где кри­тике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традици­ями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности».

Критиковались также и другие композиторы, «придерживающие­ся формалистического, антинародного направления»,— С. С. Про­кофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н. Я. Мясковский. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг.

Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изо­лировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь — в освоении огромного классического наследия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: