Театральная журналистика и критика. Драматургия критического реализма. Народный театр

К концу 50-х — началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавше­го его как один из важнейших духовных центров страны. В духе распространенных вольнолюбивых настроений те­атр виделся как некая «трибуна в защиту человека». Предполагалось, что драматическое искусство не только изобразит, но и объяснит современную действительность: осветит все «проклятые вопросы». Кроме того, театр призван был распространять художественные эстетичес­кие понятия и передовые идеи. Особенно значительна эта просветительная функция театра по отношению к сред­ним и низшим слоям русского народа, среди которых большее количество малограмотных и вовсе неграмот­ных людей.

Широкий общественный интерес нашел выражение в популяризации сведений о театре. Газеты и журналы различных направлений печатали статьи, обзоры, рецен­зии, освещая различные стороны театральной деятельно­сти — административное управление, репертуар, искус­ство актеров. Появились и специальные театральные журналы «Музыкальный и театральный вестник» (1856-1860), «Русская сцена» (1864-1865), «Музыка и театр» (1867-1868)и др.

Много писали о театре и газеты: петербургские — «Северная пчела», «Петербургский листок», «Голос», московские — «Московские ведомости», «Русские ведо­мости», «День», специально театральная газета «Ант­ракт». Не оставалась в стороне от театральных интересов и провинциальная пресса («Киевлянин», «Одесский вес­тник», «Кавказ» и др.).

В ряде газет и журналов появились постоянные руб­рики театральных обозрений и специальные рецензен­ты, среди которых — видные литераторы и драматурги: в «Санкт-Петербургских» ведомостях» — В. Крылов, В. П. Буренин, А. С. Суворин, в «Голосе» — М. А. Загуляев, Д. В. Аверкиев, в «Современной летописи» — Н. С. Назаров и Н. С. Лесков. В «Современнике» теат­ральные материалы печатали И. И. Панаев и М. Е. Сал­тыков-Щедрин, в «Библиотеке для чтения» — П. Д. Боборыкин.

Стремление театральной общественности обойти цен­зурные притеснения и монополию казенных театров уже с 60-х годов стало проявляться в организации представ­лений при различного рода общественных собраниях. Так, с конца 60-х годов в Москве при Артистическом кружке, возникшем по инициативе А. Н. Островского и Н. Г. Рубинштейна, был создан театр, действовавший до 80-х годов Отмена театральной монополии, последовав­шая в марте 1882 года, предоставила право предприни­мателям открывать частные театры в Москве и Петер­бурге.

Первые частные театры после отмены театральной монополии мало отличались по своему характеру от клуб­ных антреприз 1860—1880-х годов Крупные частные теат­ры стали образовываться уже во второй половине 90-х го­дов XIX века. Одним из первых и наиболее долговечных частных театров в столицах был театр Ф. А. Корша в Москве (1882-1917). В Петербурге в 1882-1883 годах от­крываются театр Товарищества актеров на Фонтанке, ча­стный театр «Фантазия» на Мойке и Общедоступный частный театр в Михайловском манеже.

Казенные театры после отмены театральной монопо­лии остались в ведении министерства императорского двора и управлялись Дирекцией. Но положение их ос­ложнялось появлением конкурентов в виде частных те­атров, куда подчас уходили хорошие актеры, где стави­лись пьесы, намеченные к постановке на казенной сцене.

Драматические театры в столицах посещали в пер­вую очередь «строгие, истинные любители искусства» — театральные критики, литераторы, журналисты, затем профессура и студенчество, составлявшее численно зна­чительную часть зрителей, среднее чиновничество. По­степенно к театру приобщалось купечество.

К началу второй половины XIX века на сцене рус­ских драматических театров преобладали те же жанры театральных представлений, которые господствовали там в течение первой половины века — драма, комедия, водевиль. Особой популярностью пользовались комедия и водевиль, носившие легкий, развлекательный харак­тер. Значительное место в репертуаре русских театров в 60-70-е годы занимала мелодрама. Наряду с мелодрамой развивался и жанр малой коме­дии, представленной разного рода «сценами», «картина­ми из...», например: «В деревне», «На реке», «На Пес­ках» и т. п. Эти сцены и картины изображали большей частью быт низших сословий — простонародья, мелких чиновников, купцов средней руки и в основном носили юмористический характер.

Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетво­рить более взыскательную публику. Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была пред­ставлена классическая драматургия — комедии Грибое­дова, Гоголя, пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго, перио­дическая печать, выражая интересы передовой обще­ственности, требовала от драматургов обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным со­циальным проблемам того времени.

Репер­туар стал отражать жизнь всех слоев населения России и целый ряд общественно значимых вопросов — на сцене предстают: проблема отцов и детей, женский вопрос (общественное и семейное положение женщин), обличе­ние взяточничества и казнокрадства чиновников и одоб­рение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной свободе человека и его правах и т. д. и т. п. Подобно новым романам пьесы в 60-х — начале 70-х го­дов создавались в соответствии с демократическими на­строениями зрителей. Вырабатывался своеобразный эта­лон построения таких драматических произведений: носитель зла — светский или очень богатый человек, жертва — чистая хорошая девушка, небогатая и невысо­кого звания. Противостоит окружающему злу и муже­ственно заступается за невинную жертву молодой учитель (студент или врач). При этом образ бедного, благородного интеллигента — разночинца стал появляться почти в каждой пьесе. Поскольку количество подобных пьес было велико, наряду с художественными произведениями сре­ди них было много слабых, пьес-однодневок.

Наиболее полное и художественное претворение наци­ональная тема получила в творчестве Александра Никола­евича Островского. Родившийся в 1823 году в семье не­значительного московского чиновника, он рано стал увлекаться Малым театром, где в это время выступали такие прекрасные актеры, как П. С. Мочалов, М. С. Щеп­кин, П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая. Юно­шеское увлечение вскоре перешло в жизненное призва­ние. Вся жизнь Островского была посвящена театру.

Начальный период творчества драматурга развивался под непосредственным влиянием «натуральной школы» — он стремился не только к наиболее правдивому воспроиз­ведению русской жизни (в лице преимущественно купе­чества), но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. Эти черты творчества Островского проявились уже в первых его пьесах — «Свои люди — сочтемся» (1850), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи, как хочется» (1854). Драматург показал, как тем­на, полна предрассудков и нелепых суеверий жизнь сред­них слоев русского населения. Герой драмы «Тяжелые дни» Досужев говорит о такой среде: «люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика и тоже получаются депеши, но только больше из Белой Арапии и стран, к ней прилежащих». Но еще страшнее невежества — темные страсти людей: алчность, погоня за прибылью во что бы то ни стало, стяжательство, коверкающее личности и судьбы людей. В этом плане типичен сюжет комедии «Свои люди — сочтемся», в основе которого лежит история ложного банкротства богатого купца Сампсона Силыча Болыпова. Чтобы не платить по векселям и займам, Большое реша­ет объявить себя якобы неплатежеспособным, передав все документы на свое имущество женившемуся на его дочери Подколюзину. Но последний, получив возмож­ность распоряжаться состоянием Болыпова, отказывает­ся вернуть его хозяину. Вполне солидарна с мужем и дочь Болыпова — Липочка, несмотря на то, что отцу ее грозит долговая тюрьма.

Со временем тема скопидомства, накопительства кон­дового замоскворецкого купечества сменилась изображе­нием одного из основополагающих явлений русской дей­ствительности второй половины XIX века — развития буржуазных отношений. И на смену диким купцам-са­модурам вроде Тита Титовича Божкова («В чужом пиру похмелье») появляются лощеные дельцы капиталисти­ческого мира, такие как Паратов в «Бесприданнице», который откровенно говорил о себе: «У меня, Мокий Парменович, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Жестокость этого мира стяжателей прождала и остроту социальных коллизий. Устами талан­тливого механика-самоучки Кулигина в «Грозе» Остро­вский констатировал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости и бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда нам не заработать больше хлеба насущного. А у кого деньги, сударь, тот старается бедно­го закабалить, чтоб на труды его даровые еще больше денег наживать. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из коры­сти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга...».

Под влиянием общественной обстановки начала 60-х годов круг тем и персонажей в произведениях Остров­ского расширяется. Драматург обращается к миру чинов­ничества. Здесь тоже — погоня за прибылью, средством же для приобретения достатка является взятка. Вспоми­ная прежние времена, чиновник Юсов («Доходное мес­то») с сожалением признает: «Упадает чиновничество... А какая жизнь была... Купались, просто купались...». Да и теперь, поучает он: «Возьми так, чтобы и проситель был не обижен, и чтобы ты был доволен». Мир чиновников-взяточников, так же как и стяжателей-купцов, калечит честных людей. Образованный, честный юноша Жадов, первоначально исполненный высоких идей и стремле­ний, кончает в пьесе тем, что просит «доходное место». Тематически близкими «Доходному месту» были «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина и трилогия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», содержавшие острую сатиру на бюрократичес­кий аппарат. По силе обличения они являлись прямым продолжением традиции гоголевского «Ревизора».

Характерной чертой русской драматургии так же, как и современной ей литературы, являлось сочетание крити­чески-обличительной тенденции с чувством глубокого гу­манизма.

Процесс демократизации русской культуры был от­мечен во второй половине XIX века новым явлением в театральной жизни — возникновением народных теат­ров. Театрализованные представления, которые разыг­рывались крестьянами, существовали еще в первой по­ловине XIX века. Народным театром являлись в какой-то степени и балаганные представления. С течением време­ни стали возникать артели «записных актеров», которые представляли устные народные драмы или комедии.

Театр начинает возбуждать все боль­ший интерес народных зрителей. Одновременно и в среде передовой интеллигенции воз­никают попытки создания настоящего театра для народа.

Одна из первых таких «театральных проб» была пред­принята видным театральным деятелем, критиком и пе­реводчиком С. А. Юрьевым в его имении в Тверской губернии, где силами крестьян и для крестьян была исполнена драма Островского «Не так живи, как хочет­ся». Постановка была встречена с энтузиазмом.

Следующая попытка ставить пьесы для народа была осуществлена в 1870 году в Петербурге купцом Малафее­вым, который, получив разрешение Дирекции император­ских театров, в балагане на Царицыном лугу помимо обычной программы начал показывать пьесу Н. А. Полево­го «Ермак Тимофеевич». В 1871 году актером-любителем Н. П. Чернышевым, в прошлом богатым помещиком, по­тратившим все свое состояние на различные театральные мероприятия, был открыт народный театр. На средства антрепренеров братьев Норковых было оборудовано поме­щение и нанята труппа. Сезон был начат «Грозой» Остро­вского. К сожалению, деятельность этого народного театра продолжалась недолго. В связи с материальными трудно­стями пришлось менять репертуар, а театр утратил народ­ный характер.

Значительно успешнее было начинание артиста Ма­лого московского театра А. Ф. Федотова, получившего разрешение на открытие народного театра при Политех­нической выставке в Москве. За счет добровольных по­жертвований и субсидии городской думы было оборудо­вано здание, приобретены декорации и костюмы. Главный режиссер театра А. Ф. Федотов пригласил в труппу крупнейших провинциальных артистов — Н. X. Рыбакова, М. И. Писарева, Е. Д. Дииовскую и др. Федотов предпо­лагал составить репертуар театра из произведений рус­ской и европейской классической драматургии. Но Глав­ное управление по делам печати придерживалось другого мнения — рекомендовано было ставить пьесы «из про­стонародной жизни». А чтобы «сцена народного театра не была утомительна одной поучительностью, предложе­но ввести и пьесы несложные, веселого характера: ин­термедии, рассказы, характерные танцы, дивертисмен­ты, „волшебный фонарь". Напротив, балеты, пантомимы, оперетки в роде Оффенбаховских положено исключить совсем». Все же главному режиссеру и его сторонникам удалось включить в репертуар «Ревизора» Гоголя и неко­торые другие произведения русской и" мировой драматур­гии, но наряду с ними во множестве были включены пьесы Полевого, Скобелева, Чаева.

Открытие театра состоялось 4 июня 1872 года. Его посещало около 2000 человек самой разнообразной пуб­лики — от состоятельной до бедняков. Театр фактически стал не просто народным, а общедоступным. Большим успехом пользовались у зрителей «Ревизор» Гоголя, «Смерть Ляпунова» С. А. Гедеонова, «Недоросль» Фон­визина. 1 октября 1872 года в связи с закрытием Поли­технической выставки закончилась и деятельность Народного театра.

Несмотря на препятствия со стороны властей дело народных театров продолжало развиваться — они возни­кали и в селах (например, в 1876 году в дер. Борко Вятской губернии под руководством местного учителя), и в помещичьих усадьбах (театр для крестьян в 1884 году в имении Н. Ф. Бунакова Воронежской губернии), и в рабочих районах.

В 1887 году в Петербурге был открыт Василеостровский театр для рабочих на 700 мест на средства местных фабрикантов. Репертуар его составляли преимуществен­но переводные мелодрамы, исторические пьесы, отече­ственные классические драмы. По воскресеньям и в праз­дничные дни театр заполняли мастеровые, рабочие, прислуга, солдаты. В будние дни спектакли посещали местные чиновники с семьями, студенты, учащиеся. Ле­том в саду рядом с театром устраивались народные гуля­нья, которые собирали до 10 000 человек.

Другим, более значительным и долговечным, был народный театр за Невской заставой.

В 1885 году по инициативе местных фабрикантов М. С. Агафонова и В. П. Варгунина было образовано Не­вское общество народных развлечений.

Театр ХХ века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: