Ситуация: Группа предпринимателей решила открыть свое дело в сфере туристического бизнеса. Перед менеджером поставлено задание: выяснить относительно не занятую рыночную нишу в этой отрасли, определить ее перспективность на период 3-5 лет и сформулировать миссию будущей компании.
Действия: Менеджер строит морфологическую матрицу возможных форм туристического бизнеса в Украине и выбирает по ней свою перспективную рыночную нишу.
Таблица 10.1 - Морфологическая матрица
Показатели | Значения показателей | ||||||||||||
1. Достаток | низкий | средний | высокий | ||||||||||
2. Возраст | до 16 лет | 16 – 30 лет | более 30 лет | ||||||||||
3. Вид туризма | шоп-тур | познавательный | отдых | таймшер | |||||||||
4. Страны | Европа | Америка | Африка | Азия | СНГ | ||||||||
5. Вид транспорта | авиа | авто | ж/д | водный | |||||||||
6. Длительность | до 1 недели | 1 – 2 недели | 3 – 5 недель | более 5 недель | |||||||||
7. Проживание | 5-звездочные гостиницы | 3-4-звездочные гостиницы | 2-звездочные гостиницы | без категории | |||||||||
На основе анализа морфологической матрицы менеджер предложил вариант рыночной ниши, представленный соответствующей траекторией на морфологической матрице. Обоснованием являются следующие прогнозы:
1) несмотря ни на что, количество вузов, а значит и студентов в Украине будет в ближайшее время увеличиваться;
2) материальная обеспеченность студентов вряд ли существенно изменится;
3) возможные места отдыха в Украине и странах СНГ должны увеличиваться как количественно, так и качественно;
4) ж/д транспорт, так же как и автобусный, будет менее дорогим видом перемещения;
5) ориентация на длительность отдыха в 2 недели связана с 2-хнедельными каникулами студентов зимой и очень большими ограничениями летнего отдыха в связи с необходимостью сезонных подработок;
6) возможность использования для проживания во время отдыха студенческих общежитий на условиях взаимного обмена, а также использование дешевых кемпингов и мотелей.
В результате миссия этого бизнеса может быть сформулирована таким образом:
«организация и проведение недорогого туристического отдыха для студентов (а также людей соответствующего статуса и возраста) в странах ближнего зарубежья и различных регионов Украины, при обеспечении максимального уровня качества в рамках установленных низких цен».
Задание:
1. Предложите свой вариант организации какого-либо бизнеса, относительно к местным условиям (возможно и в более широком масштабе).
2. Обрисовать в общих (по возможности, и в детальных) чертах сценарий будущего развития той сферы, в какой собираетесь открыть свой бизнес.
3. Сформулировать кратко миссию своей компании, которая давала б представление о том, что собирается делать (выполнять) фирма, на кого она направлена своей продукцией или услугами, в чем она будет превосходить (и чем привлекать потребителей) соответствующих или возможных конкурентов.
Задание 3