Малое предприятие «Аурика-бизнес» освоило производство трех видов бытовой техники – весы бытовые ДВП-5М, весы бытовые НПП-2, весы бытовые ДВП-130. Достаточное представление об их конкурентоспособности на отечественном рынке дают расчеты сведенных и интегральных индексов удовлетворения потребностей покупателей.
Рассчитать интегральный индекс удовлетворения потребностей покупателей по отдельным видам бытовой техники и по этому показателю определить вид бытовых весов, который является наиболее конкурентоспособным на рынке. Необходимые для расчетов исходные данные приведены в таблице 10.5.
Таблица 10.5 – Исходные данные отдельных видов весов для расчетов сведенных и интегральных индексов удовлетворения потребностей покупателей
| Показатели | Коэффициент весомости | Уровень удовлетворения потребностей покупателей, баллы | |||||
| Весы бытовые ДВП-5М | Весы бытовые НПП-2 | Весы бытовые ДВП-130 | |||||
| Эталон | Изготовленные фирмой | Эталон | Изготовленные фирмой | Эталон | Изготовленные фирмой | ||
| Потребительские 1. Надежность (дееспособность шкалы) 2. Долговечность (сила и нержавение металла) 3. Удобство использования (действие механизма, форма, масса) 4. Дизайн (внешнее оформление) 5. Гарантийное обслуживание 6. Упаковка Экономичные 1. Отпускная цена 2. Затраты на ремонт 3. Стоимость обслуживания 4. Непредвиденные затраты | 8 9 6 4 3 2 6 4 2 3 | 8 7 6 8 8 6 6 6 5 3 | 6,2 – 0,1*№ 6,1 – 0,1*№ 6,4 – 0,1*№ 7,6 – 0,1*№ 7,1 – 0,1*№ 5,6 – 0,1*№ 8,2– 0,1*№ 5,9– 0,1*№ 5,1– 0,1*№ 2,7– 0,1*№ | 7 6 7 8 8 6 7 6 7 3 | 5,8– 0,1*№ 5,6– 0,1*№ 5,6– 0,1*№ 6,4+0,1*№ 6,4+0,1*№ 2,4+0,1*№ 9,0– 0,1*№ 5,8– 0,1*№ 5,2+0,1*№ 2,1– 0,1*№ | 8 7 7 8 7 6 7 5 7 3 | 5,2+0,1*№ 6,2– 0,1*№ 5,8+0,1*№ 6,2+0,1*№ 6,1+0,1*№ 5,8– 0,1*№ 7,1– 0,1*№ 3,8+0,1*№ 5,8+0,1*№ 2,0+0,1*№ |
Где № - номер варианта.
Методические указания
Единичный индекс удовлетворения потребностей покупателей по отдельному показателю рассчитывается как соотношение рейтинговых оценок по продукции собственного производства и продукции-эталона.
Сведенный групповой индекс рассчитывается по формуле:
,
где Об.сп – рейтинговая оценка в балах продукции собственного производства по десятибалльной шкале;
Об.эт – рейтинговая оценка в баллах продукции-эталона по той же системе;
kвi – коэффициент весомости i-го показателя, установленного по отношению к числу 10;
n – количество выделенных и использованных при расчетах единичных показателей.
Интегральный показатель удовлетворения потребностей покупателей определяется как сумма сведенных индексов по отдельным группам показателей.
Понятно, что уровень конкурентоспособности будет выше у продукции с большим по величине интегральным коэффициентом удовлетворения потребностей покупателей.
ЗАДАНИЕ 9
Компания «Довгань-Украина» приняла решение диверсифицировать собственное производство с целью модификации своего стратегического развития и укрепления позиций на внешнем рынке. Согласно предыдущим расчетам для реализации этого проекта компании необходимы инвестиции в размере 560 тыс. грн. Информация по их распределению и ожидаемых денежных потоках по годам реализации инвестиционного проекта приведена в таблице 10.6.
Определить:
1) чистую текущую стоимость проекта (NVP) при условии, что необходимая норма прибыли составляет 15 и 30 %;
2) внутреннюю норму доходности инвестиционного проекта (IRR).
Таблица 10.6 – Инвестиции и денежные потоки по годам реализации проекта диверсификации производства, тыс. грн.
| Год реализации проекта | Производственные инвестиции | Ожидаемые денежные потоки |
| 1-й | 122 | - |
| 2-й | 227 | - |
| 3-й | 161 | - |
| 4-й | - | 218 + 5*№ варианта |
| 5-й | - | 231+ 5*№ варианта |
| 6-й | 50 | 216+ 5*№ варианта |
| 7-й | - | 364+ 5*№ варианта |
| 8-й | - | 364+ 5*№ варианта |
| 9-й | - | 360+ 5*№ варианта |
| 10-й | - | 352+ 5*№ варианта |
| 11-й | - | 352+ 5*№ варианта |
Методические указания
Показатель чистой текущей стоимости (ЧТС) дает обобщенную характеристику результата инвестирования – абсолютную величину эффекта от реализации определенного объема инвестиций. При оценке эффективности реальных инвестиций он является основным и определяется по формуле:
,
где ДПi – денежный поток i-го расчетного года;
КИi – сумма инвестиций i-го расчетного года;
α – коэффициент приведения;
,
где eα – дисконтная ставка, %;
t – количество лет до расчетного;
tp – расчетный год.
Показатель внутренней нормы доходности (ВНД) характеризует уровень доходности инвестиций посредством дисконтной ставки, при которой чистая текущая стоимость в процессе дисконтирования будет равна нулю, то есть абсолютные величины дисконтированных денежных потоков и инвестиций становятся одинаковыми. ВНД всегда находится в пределах количественно меньшей и большей дисконтной ставки и рассчитывается по формуле:
,
где ДСм, ДСб – соответственно количественно меньшая и большая дисконтные ставки, %;
ЧТСмдс, ЧТСбдс – чистая текущая стоимость при условии взятой соответственно меньшей и большей дисконтной ставки.
ЗАДАНИЕ 10
Несколько лет назад отечественная фирма «Атлас» в условиях жесткой конкуренции вышла на новые внешние рынки 1, 2 и 3. Объемы продажи товаров А и Б этой фирмы за отчетный и следующий годы приведены в таблице 10.7.
Однако потенциальные возможности фирмы по продаже продукции на внешнем рынке существенно превышают настоящий его спрос.
Таблица 10.7 – Объем продажи товаров фирмы и темпы его прироста
| Рынок | Абсолютный объем продажи за отчетный год, тыс. условн. ед. | Прирост объема продажи в следующем году, % | ||
| Товар А | Товар Б | Товар А | Товар Б | |
| 1 | 450 + 10*№ вар | 1240 – 10*№ вар | 5,0 | 2,5 |
| 2 | 130 + 10*№ вар | - | 12,0 | - |
| 3 | - | 3150 – 10*№ вар | - | 4,5 |
На основании приведенной исходной информации:
1) рассчитать абсолютный объем отдельных товаров и средний темп прироста объема продажи в следующем за отчетном году; сделать вывод относительно достаточности объема продажи продукции фирмы на внешнем рынке с учетом потенциальных ее возможностей;
2) обосновать конкретные организационно-экономические мероприятия, направленные на расширение внутреннего рынка продажи собственных товаров фирмы «Атлас» на перспективный период ее деятельности.
Деловые игры
Деловая игра №1 «Планирование деятельности и проектирование организации»
В процессе деловой игры студенты используют свои теоретические знания в целях:
· анализа рынка;
· формирования миссии организации;
· установления целей предприятия;
· разработки стратегии организации;
· построения организационной структуры и т. д.
Деловая игра устанавливает требования к знаниям студентов. Студент должен знать:
· факторы внутренней и внешней среды организации, а также характер их влияния на организацию;
· функции менеджеров;
· планирование, его сущность, виды и основные этапы;
· теорию проектирования организации; основные элементы и этапы проектирования.
Деловая игра устанавливает требования к умениям студентов. Студент должен уметь:
· анализировать рынок, делать выводы, а также давать необходимые рекомендации инвесторам;
· формулировать миссию организации в соответствии с интересами собственников, клиентов и работников организации;
· разрабатывать лозунг предприятия, а также заботиться об имидже организации;
· устанавливать реально достижимые цели организации на различные сроки;
· разрабатывать стратегию организации по достижению целей и осуществлению миссии;
· проектировать организацию;
· вносить необходимые изменения всех переменных организации.
Деловая игра состоит из двух частей, разделенных на несколько шагов. В первой части студенты делятся на группы (рекомендуемое количество групп – 3) с равным количеством человек в каждой из них.
В задачи групп входит успешное выполнение заданий преподавателя, который должен играть роль инвестора, нанимающего менеджеров для организации бизнеса. После выполнения каждого этапа инвестор оценивает результаты каждой группы и сообщает свое мнение подчиненным, начисляя им соответствующие очки за выполненную работу. Инвестор одновременно должен следить и за индивидуальным ходом выполнения заданий в каждой группе, но эти результаты не рекомендуется открывать до начала второго шага.
После прохождения всех шагов первого этапа, инвестор выявляет группу-победительницу, на основе которой он формирует команду, продолжающую работать на втором этапе.
По завершении первого этапа инвестор может освободить от игры тех студентов, которые, например, вели себя пассивно, не принимали активное участие в работе, или же их действия не пошли на пользу группе. Группа-победительница может пройти во второй этап в полном составе, а остальные должны существенно сократиться. Освободившиеся студенты получают соответствующие оценки (неудовлетворительно, удовлетворительно, или же, в крайнем случае – хорошо). Борьба за более высокие оценки начинается на втором этапе.
Второй этап носит условное название «шоковая терапия». Это связано с тем, что студенты должны будут реорганизовать все, что сделали на предыдущем этапе. Например, если инвестор на первом этапе дал студентам задание организовать торговые компании, то на втором этапе он решает их объединить в одну.
Все начинается сначала, но в порядке, соответствующим шагам первого этапа. Здесь инвестору очень важно пронаблюдать над выборами руководителя вновь созданной компании, так как существует вероятность возникновения нового лидера, который не входил в число трех топ менеджеров на первом этапе (данная закономерность подтверждена опытом проведения описываемой деловой игры).
Далее все идет в уже знакомом порядке. Менеджеры дают инвестору новый анализ рынка, формулируют и разрабатывают новые миссию, цели, стратегию, лозунг, а также название предприятия. Гораздо более сложным шагом (по сравнению с первым этапом) становится «проектирование организации», где пойдет борьба за те или иные места, уже занимаемые студентами ранее.
В течение всего второго этапа преподаватель наблюдает за студентами, оценивает их действия, а также сравнивает с тем, что происходило ранее. На основе вышеобозначенного анализа он разгружает группу от некоторых студентов по причине меньшей активности, неуместности или по каким-либо другим обоснованным причинам. Студенты, выбывшие на втором этапе, претендуют на оценку «хорошо», и лишь в крайнем случае на «удовлетворительно».
Ближе к завершению игры продолжает действовать группа студентов, которая, по мнению преподавателя, работала наиболее усердно и эффективно. Эта группа в итоге должна претендовать на оценку «отлично».






