Этап 1. Формирование организаций

Преподаватель объявляет о начале деловой игры, и представляется инвестором, который набирает группу менеджеров для организации и ведения бизнеса (например, торгового).

Преподаватель делит группу на три компании с равным количеством студентов, а также с равными способностями и знаниями. Стихийное формирование компаний также не противоречит принципам игры.

Преподаватель сам должен определить компаниям сферу их деятельности, а также их местоположение. Например, если выбрано ведение торгового бизнеса, можно сузить его и до торговли продовольственными товарами. При этом на первом этапе рекомендуется каждой компании предоставить различную специализацию (молочные или мясные продукты, хлебобулочные изделия, винно-водочная продукция и др.).  

После формирования компаний преподаватель объявляет первое задание.

1. Выборы лидера

Компании должны определить своих лидеров в течение 3-5 минут.

В данном случае преподавателю не рекомендуется каким-либо образом регламентировать порядок выборов, поскольку тайное голосование или любое другое голосование подобного типа может затянуться на длительное время, и к тому же исказить результаты.

Избранные лидеры в дальнейшем будут работать в тесном контакте с преподавателем, сообщая ему результаты выполнения заданий.

Данный шаг преподавателем не оценивается, но он имеет право наказать ту или иную компанию за некоторые допущения, например, за затяжку времени. В таком случае наказанная компания переходит во второй шаг с минусовым показателем очков на своем счету.

После представления лидеров инвестору компании приступают к выполнению следующего задания. 

2. Название фирмы

Компаниям дается 3-5 минут на определение собственного оригинального названия.

Инвестор субъективно оценивает названия по принципам краткости, звучности, соответствия специфике деятельности и др.

Преподаватель объявляет свои оценки и записывает на доске первые результаты.

3. Анализ рынка

Компаниям дается 7-8 на то, чтобы четко сформулировать инвестору важнейшие характеристики рынка, на котором они собираются организовать бизнес. Здесь преподавателю не рекомендуется уточнять, что конкретно следует описывать, поскольку ответы будут оцениваться именно по своему соответствию простой формулировке задания.

Инвестора должны интересовать следующие характеристики рынка:

· насыщенность рынка аналогичными компаниями;

· перечень возможных проблем;

· перспективы;

· конкуренты: потенциал, сильные и слабые стороны;

· потребители и др.

Преподаватель оценивает полученные данные, и объявляет вторые результаты игры, которые прибавляются к уже имеющимся на доске.

4. Формулировка миссии и лозунга компании

На выполнение данного задания компаниям дается 7-8 минут. Миссии оцениваются по их краткости, четкости, ясности, а также соответствию интересам собственников, клиентов и работников организации.

Лозунги также оцениваются по принципам краткости, звучности, соответствию интересам собственников и клиентов, а также по другим критериям, например за удачно воплощенный в лозунге уместный юмор. 

Выслушав лидеров компаний, инвестор принимает решение и объявляет очередные результаты.

 5. Установление целей

Компании определяются с целями на один год, три года и пять лет. На это можно отвести 5-6 минут. При необходимости можно изменить сроки целей или сократить их количество. Так, например, в случае проведения игры в рамках одной пары (академических часа), преподаватель может потребовать цели на три месяца и один год, а также предоставить необходимые методические материалы, упрощающие выполнение задания.

Преподаватель оценивает цели компаний по следующим параметрам:

· соответствие возможностям компании;

· соответствие интересам собственников и клиентов;

· реальная достижимость целей и т. д.

Преподавателю не следует намеренно искажать баллы, но во избежание потери интереса к игре со стороны аутсайдеров, возможно незаметное вмешательство с целью незначительного приравнивания результатов трех компаний. Другими словами, преподавателю следует заботиться о сохранении интриги до самого окончания деловой игры. 

6. Разработка стратегии

Компаниям предоставляется до 10 минут на разработку стратегии по достижению целей организации. Поскольку работа по стратегическому планированию может затянуться, преподавателю следует установить определенные рамки или предоставить дополнительные материалы с эталонными или конкурентными стратегиями.

За десять минут хороший план составить нельзя, но кратко сформулировать концепцию стратегии можно, что и требуется от студентов в данном случае. Принципы оценки те же, что и в предыдущем задании.

На этом этапе преподаватель должен принять важное решение, поскольку уже здесь может выявиться победитель. В таком случае последний шаг становится одновременно и самым сложным, и самым малозначительным. 

7. Проектирование организации

На выполнение этого задания потребуется до двадцати минут в зависимости от размеров групп. Преподаватель рекомендует использовать функциональные принципы построения организации, основанные на знании студентами тех или иных предметов, на способностях, умениях, качествах и др. Например, если Петров А.А. отлично знает определенный предмет, то, скорее всего, он сможет взять на себя обязанности руководителя соответствующего подразделения компании. Или, например, Сидорова О.О., обладающая высоким уровнем коммуникабельности, вероятно, сможет занять место руководителя другого отдела, соответствующего ее способностям и умениям.

Примерно таким образом студенты могут рассуждать, проектируя организационную структуру. По выполнении задания лидеры компаний предоставляют инвестору подробную схему структуры с обоснованиями (устными или письменными).

Более ясные, четкие, а также обоснованные структуры, оцениваются, соответственно, более высокими оценками.

На этом первый этап деловой игры завершается, и преподаватель объявляет группу победителей, а также тех, кто занял второе и последнее места. Далее преподаватель объявляет студентов, которые примут участие во втором этапе деловой игры.

Компания победителей может выйти во второй этап в полном составе. К этой группе студентов следует присоединить отдельных участников проигравших компаний, которые произвели особое впечатление. При этом совершенно не обязательно выводить во вторую часть игры трех лидеров. Лидеры несут ответственность за деятельность всей компании, поэтому большая часть вины за поражение ложится на их плечи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: