Этап 2. Шоковая терапия

Преподаватель объявляет компаниям о том, что собирается изменить свою политику. Бизнес, имеющийся на данный момент, его не устраивает, и он идет на реорганизацию. Теперь он желает заняться продажей продовольственных товаров, но в рамках одного крупного торгового предприятия. Другими словами, неизбежна диверсификация, или, что, точнее – универсализация торгового бизнеса.

Инвестор объединяет созданные компании (с учетом изменений, указанных выше), и начинается все сначала в уже знакомом порядке. Преподавателю следует лишь напоминать студентам об очередности выполнения заданий. Он продолжает наблюдение за действиями студентов, и периодически освобождает тех, кто не достоин, по его мнению, по итогам игры получить отличную оценку.

Второй этап игры является гораздо более важным и значительным, на чем и следует делать акцент преподавателю. Этот этап поможет студентам избавиться от статичных рассуждений, понять сущность рыночной экономики, а также осознать некоторые неустойчивые и недолговременные закономерности последней.

При необходимости, а также ввиду сложности и длительности игры, преподаватель может стимулировать студентов двумя оценками (по итогам первого и второго этапа).

В итоге остается небольшая группа лиц, прошедших все испытания, и заслуживающих самые лучшие оценки. 

Заключение

Вышеуказанное описание деловой игры может убедить в том, что она чрезмерно сложна и занимает много времени. На этот вопрос существует отрицательный ответ, что и будет сейчас доказано.

Можно перечислить следующие плюсы игры:

· В данной игре очень просто в любой момент изменить правила в сторону упрощения или наоборот, усложнения. Это решение должен принять преподаватель на основе оценки им настроений студентов, их отношения к происходящему;

· Данная игра имеет конкурентный характер, что прибавляет к ней интереса со стороны студентов. Преподаватель должен заботиться о нормальном, здоровом конкурентном духе в течение всей игры.

· Данная игра позволяет ощутить целостность курса дисциплины «менеджмент», его неделимость и независимость от отдельных частей.

· Данная игра позволяет использовать полученные теоретические знания.

· Несмотря на свой ярко выраженный конкурентный характер, игра объединяет (в прямом и переносном смысле) студентов в рамках отдельной группы.     

· Данная игра позволяет студентам ощутить на себе неустойчивость закономерностей рыночной экономики. Это означает, что игра максимально приближается, стремится к действительности, и базируется не только на теоретических знаниях той или иной дисциплины, но и на знаниях студентов, полученных в обыденной жизни. Преподавателю здесь следует заботиться и контролировать ситуацию с целью недопущения ее перетекания на уровень наивного реализма.

Деловая игра № 2 «Отбор персонала»

Цель игры: Научиться определять психологический тип личности по методу С.Деллингер и устанавливать соответствие между типом личности и характером труда на конкретном рабочем месте.

Теория

 Игра основана на теории американского психолога Сьюзен Деллингер, согласно которой каждый человек принадлежит к одному из пяти психологических типов: Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Круг и Зигзаг. Каждый тип наиболее подходит для работы, для которой нужны определенные характеристики труда: исполнительность, умение управлять людьми, способности к общению и творчеству.

Квадрат. Символизирует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей отрасли. Умение анализировать – сильная сторона Квадрата, он может прорабатывать детали сложных проектов. Квадраты могут быть отличными исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Когда приходит время принимать решение, особенно, связанное с риском, Квадраты, вольно или невольно, оттягивают его принятие. Эмоциональная сухость мешает Квадратам контактировать с разными людьми.

Треугольник. Символизирует лидерство. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они сосредотачиваются на главном, на сущности проблемы. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Из них получаются великолепные менеджеры самого высокого уровня. На пути к вершинам власти они не слишком щепетильны с точки зрения моральных норм.

Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, человека, неудовлетворенного тем образом жизни, который он ведет сейчас. Основным психическим состоянием Прямоугольника является замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность. Им просто необходимо общение с другими людьми. Они открыты для новых идей и ценностей, легко усваивают все новое. Они любознательны и смелы.

Круг. Символизирует коммуникативность, общительность. Круг служит тем «клеем», который скрепляет трудовой коллектив. Люди тянутся к Кругам. Они очень популярны среди коллег. Однако это – слабые менеджеры и руководители бизнеса, так как избегают принятия непопулярных решений. Круги нерешительны и слабы в «политических играх», над ними часто берут верх сильные личности. Круг – прирожденный психолог, его мышление – образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.

Зигзаг. Символизирует творчество, образное мышление, интуицию. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила и инструкции. Их раздражают строго фиксированные обязанности, они хотят быть независимыми от других в работе. Основное назначение Зигзага – генерировать новые идеи. Зигзаг устремлен в будущее, ему больше интересна возможность, чем действительность. Зигзаги непрактичны, нереалистичны и наивны. Они способны мотивировать всех вокруг себя, но им не хватает гибкости: они несдержанны и экспрессивны. Проработка деталей проекта – не их сильная сторона.

Правила игры

1. Игра предназначена для группы студентов, которые хорошо знают друг друга.

2. Каждый студент одновременно играет две роли: менеджера по персоналу, отбирающего претендентов (активное участие); и претендента на вакантную должность (пассивное участие).

3. В качестве менеджера по персоналу студент должен отобрать из числа других студентов группу из четырех претендентов на следующие вакантные должности (в скоках указан желательный психологический тип претендента): бухгалтер (Квадрат), начальник отдела (Треугольник), дизайнер (Зигзаг), пресс-секретарь (Круг). Для этого студенты заполняют таблицу 11.1.

 

Таблица 11.1 – Бланк для записи отобранных претендентов

Должность Тип должности Претендент Тип претендента
Бухгалтер Квадрат    
Начальник отдела Треугольник    
Дизайнер Зигзаг    
Пресс-секретарь Круг    

4. Отбор персонала производится до того, как будет определен тип тестирования.

5. Отбор осуществляется следующим образом: напротив каждой вакантной должности студент пишет фамилию студента, который, по его мнению, наиболее подходит для нее (всего указывается четыре фамилии).

6. Студент не может включить себя в число претендентов на вакантные должности.

7. После того как отбор персонала завершен, и все студенты сдали списки рекомендуемых претендентов, проводится тест для определения психологического типа каждого студента.

8. Вопросы для теста

1) Внешний вид

   Мужчин

   А – опрятен, коротко подстрижен, чисто выбрит.

   Б – меняющийся, не в тон ситуации.

   В – модный, соответствует ситуации.

   Г – растрепанный, иногда демонстративный.

   Д – неофициальный, небрежный.

   Женщины

   А – сдержанный, неяркий, опрятный.

   Б – меняющийся, небрежный, не в тон ситуации.

   В – модный, элегантный, ухоженный.

   Г – разнообразный, небрежный, экстравагантный.

   Д – неофициальный, неизысканный, женственный.

2) Речь

   А – логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами.

    Б – неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами.

    В – логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами.

    Г – непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и остротами.

    Д – непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплиментами.

3) Движения

    А – скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстрастное лицо.

    Б – неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка.

    В – уверенные движения, выразительные жесты, энергичная походка.

    Г – оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика.

    Д – расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка.

4) Работа

     А – пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция.

     Б – любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален.

     В – честолюбие, высокая работоспособность, хороший «политик».

     Г – энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к «бумажной» работе.

     Д – плохой «политик», склонность к общественной деятельности, нерешительность.

5) Психология

     А – рациональность, осторожность, терпеливость.

     Б – доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.

     В – прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость.

     Г – мечтательность, непосредственность, одержимость.

     Д – контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность.

Для проведения теста студентам удобно пользоваться таблицей 11.2

После того, как студенты заполнят таблицы и суммируют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип зашифрован той или иной буквой: А – Квадрат, Б – Прямоугольник, В – Треугольник, Г – Зигзаг, Д – Круг.

 

Таблица 11.2 – Таблица для самотестирования

  А Б В Г Д
1. Внешний вид          
2. Речь          
3. Движения          
4. Работа          
5. Психология          
Итого:          

 

9. В результате анализа итогов теста будет определен доминирующий (главный) психологический тип, а также дополнительный (скрытый) тип каждого студента.

Пример. В результате тестирования определена характеристика студента Иванова: Квадрат-Треугольник. Это значит, что он исполнитель с задатками руководителя.

10. Качество отбора, произведенного студентом, оценивается по числу совпадений типологических типов в парах «должность-претендент». Задача студента – добиться наибольшего числа таких совпадений, пытаясь интуитивно (до проведения теста) определить психологический тип претендента.

11. Баллы присуждаются по числу совпадений психологических типов в парах «должность-претендент». Максимально возможное число баллов равно четырем, минимально возможное – нулю.

12. Тест может показать, что в группе студентов отсутствует какой-либо психологический тип. Чтобы заполнить вакансию, отвечающую этой «фигуре», студенты могут принимать на работу претендентов с подходящим дополнительным (скрытым) типом.

13. Выставление баллов в этой игре – не завершающий этап. Интересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры:

- Как часто каждого выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова степень востребованности студента)?

- Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)?

- Соответствует ли знак студента знаку той должности, претендентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соответствует, - либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: