Тема 7. Инвестиционные и коммерческие механизмы франчайзинга

1.Что такое франчайзинг?

2.Виды франчайзинга?

3.Участники франчайзинга?

4.Преимущества франчайзинга для франчайзера?

5.Преимущества франчайзинга для франчайзи?

6.Недостатки франчайзинга для франчайзера?

7.Недостатки франчайзинга для франчайзи?

 

Методические указания:

1.Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак, и получение от этого определённого дохода. Франчайзинг – это особая форма предпринимательства, хозяйственная интеграция мелкого и крупного бизнеса. При этом мелкая самостоятельная фирма (франчайзи) функционирует за счёт долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзер), по которому крупная фирма предоставляет мелкой фирме исключительное право на разработку, производство и сбыт под торговой маркой крупной фирмы на определённом рынке какого-то товара, работы, услуги.

2.Виды франчайзинга: а) товарный (франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и реализация продукции потребителям осуществляется от имени франчайзера); б) производственный (франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырьё и материалы); в) деловой «бизнес-формат» (предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса).

3.Участники франчайзинга: а) крупная фирма (франчайзер – правообладатель); б) мелкая фирма (франчайзи – пользователь); в) лицензия (франшиза). Франшиза – это договор, в котором выражены условия бизнеса.

4.Преимущества франчайзинга для франчайзера: а) увеличение число торговых предприятий; б) увеличить прибыль за счёт усилий франчайзи; в) снизить уровень издержек производства, т.к. франчайзи сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия; г) расширить сеть распространения своего товара за счёт франчайзи, т.к. он обязан покупать только у франчайзера необходимое оборудование.

Преимущества франчайзинга для франчайзи: а) стать самостоятельным предпринимателем; б) готовая «ниша» рынка; в) вести свой бизнес под признанным торговым знаком; г) обучения и помощи со стороны франчайзера.

Недостатки франчайзинга для франчайзера: а) сложность контроля за франчайзи, т.к. последний не является наемным работником; б) возможность потерять своё доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзи; в) опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчётности от франчайзи; г) возможность возникновения противоположных целей с франчайзи.

Недостатки франчайзинга для франчайзи: а) контроль со стороны франчайзера; б) опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы франчайзера; в) большие затраты на услуги франчайзера.

Понятия и термины:

Франчайзинг; франчайзер; франчайзи; франшиза; товарный франчайзинг; товарный франчайзинг; франчайзинг бизнес-формата.

 

 

Тема 8. Международный рынок технологий.

1.Что такое патент?

2.Что такое лицензия?

3.Виды лицензионных соглашений?

4.Различия между патентной и беспатентной лицензии?

5.К какой лицензии относится ноу-хау?

6.Виды лицензионных платежей?

 

Методические указания:

1.Одно из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Патент – документ, выданный государственным органом на определённый срок и предоставляющий исключительное право его владельцу производить, продавать или использовать своё изобретение или открытие на данной территории. Патентная защита осуществляется в отношении технических знаний, товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов.

2.Лицензия – это разрешение патентовладельца (лицензора) на использование другим лицом или организацией (лицензиатом) изобретения, технических знаний, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции, в течение определённого срока за обусловленное вознаграждение. Лицензии бывают: а) патентные (право использования запатентованного изобретения); б) беспатентные (приобретение ноу-хау). Виды лицензионных соглашений: а) простая лицензия; б) исключительная лицензия; в) полная лицензия

3.Ноу-хау – незапатентованная технология, включающая комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау технического характера включает: а) опытные незарегистрированные образцы изделий, машины, деталей и т.д.; б) техническую документацию (формулы, расчёты, чертежи, результаты опытов и т.д.; в) инструкции, производственный опыт, описание технологий и т.д.; г) знания и навыки бухгалтерской, финансовой отчётности, правовой и экономической работы; д) знания таможенных и торговых правил. К ноу-хау коммерческого характера относятся: а) адресные банки данных; б) картотеки клиентов и поставщиков; в) методы и формы рекламы; г) данные по организации сбыта и распространения продукции.

4.Виды лицензионных платежей: а) роялти – периодические процентные отчисления от дохода получателя через определенные промежутки времени в течении всего периода действия соглашения; б) паушальные платежи – единовременный, оговоренный платёж.

 

Понятия и термины:

Патент; лицензия; ноу-хау; простая лицензия; исключительная лицензия; полная лицензия; роялти; паушальный платёж.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: