Тема 12. Международные аспекты ценообразования в странах с развивающейся экономикой

1. При наличии относительных преимуществ международного разделения труда в Молдове и Украине цены на продукцию этих стран ниже, чем в России, ввоз такой продукции может привести к снижению производства аналогичной продукции в России и угрозе ее безопасности. Однако, как известно, из России до прошлого года в Украину и Молдову поставлялась некоторая продукция (газ) по ценам ниже мировых, что позволяло Украине и Молдове снижать свои издержки. При установлении цен на энергоносители на уровне мировых Украина и Молдова утратила свои преимущества, и это был одна из мер Правительства против заполнения рынка украинскими и молдавскими товарами. При этом бюджет России получил дополнительные доходы (а точнее, снизил свои расходы), а население всех участвующих стран получило резкий скачок цен на товары первой необходимости. Все ограничения торговли в первую очередь ложатся на плечи населения, особенно наименее обеспеченной его части.

2. Любые методы регулирования международной торговли приводят к ухудшению положения экономики стран. Россия в ответ на повышение ввозных пошлин на алюминий в США снизила ввоз мяса птицы из США, и некачественный, но дешевый алюминий снова хлынул в США из России. При этом производство алюминия дает очень большую нагрузку на экологию, однако при формировании цены на него внешние издержки, или эффекты, называемые еще экстерналиями, не учитываются, то есть алюминиевые компании России получают свою сверхприбыль за счет использования тех ресурсов, которые принадлежат всем жителям страны. При этом снижение ввоза птичьего мяса из США вызвало рост цен на все продукты питания, что также отразилось на наименее защищенных слоях нашего населения. После увеличения цен на газ и в Украине цена на продукцию черной и цветной металлургии повысится, и этот вопрос решится сам собой. Видимо, российские металлургические компании имеют свое сильное лобби в Правительстве.

3. Если подходить только с чисто географической точки зрения, то можно сказать, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложился “азиатский четырехугольник”: Япония - Китай - НИС - АСЕАН в виде интеграционной группировки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего как развитые страны региона, так и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Китай и Океанию. В концептуальном плане, и что важно не без помощи “неазиатских” аналитических центров, рекомендаций авторитетных международных организаций, были разработаны три главных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН.

Первое из них - рыночное. Предпочтение отдается зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле с тем, чтобы в итоге в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов обеспечить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегиональной торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что по идее обещает ускорение процесса. Такой схемы придерживался Сингапур.

Второе направление - рыночно-институциональное. Отличительная особенность - сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.

Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

 На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997-1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

 Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010г. Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

 Особенности АТЭС обусловлены своеобразным геоэкономическим положением региона, которое определяется следующими чертами.

1. Существование в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) нескольких крупных центров, представленных в основном группировками государств (АСЕАН, АНЗЮК, АНЗЮС, ОАГ и т.д.) при незначительном числе «рядовых», а также не вовлеченных в зоны влияния стран.

2. Сочетание в одном регионе нескольких типов культур, социально-политических систем (социализм – капитализм – феодализм и т.д.), а также разных экономических моделей в рамках одной и той же социально-политической системы. (Китай).

3. Многие страны региона мощные экономически и технологически, но униженные долгим пребыванием на вторых ролях в мировой экономике, стоят перед трудным выбором между объективной необходимостью своей интеграции и политической, психологической, экономической потребностью отстаивать национальные интересы и культурную самобытность.

4. В регионе очень высокие темпы экономического развития азиатской составляющей.

5. Присутствие трех официальных ядерных держав (Россия, США, Китай); по крайней мере, трех «пороговых» государств (КНДР, РФ, Тайвань), Японии, имеющей технические возможности для создания ядерного оружия и средств его доставки к цели.

6. Ускоряющаяся гонка вооружений в регионе (с 1989 г. сюда ввозится больше оружия, чем на Ближний Восток).

7. Нестабильность внутреннего положения ряда государств в обозримой перспективе (РФ, КНДР, Камбоджа, Тайвань) и неопределенность будущего внешнеполитического курса большинства стран АТР, включая США и Японию.

8. Неравномерность в обеспечении стран АТР качественными энергоресурсами порождает ряд пограничных споров (шельф).

Российская торговля со странами АТЭС составляет ежегодно 18–22 млрд. долл. (это около 33 % российского товарооборота). В число основных торговых партнеров РФ входит 2 страны АТЭС: США (6,2 % товарооборота РФ) и Китай (3,8 %). Из десяти стран, на которые приходится 3/4 неорганизованного («челночного») российского импорта, две тоже относятся к АТЭС – КНР и Тайвань. Основными статьями экспорта в страны региона являются: машины и оборудование, транспортные средства, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, химическая продукция. В импорте преобладают: сельскохозяйственное сырье, продовольственные и промышленные товары (чай, кофе, каучук, специи, кожевенное и джутовое сырье и т.д.). За счет импортных поставок из региона удовлетворяется значительная часть потребностей населения РФ в целом ряде продовольственных товаров (чай – 70 %, кофе – 50 %, пальмовое масло – 100 %), в сырье для легкой промышленности (кожсырье – 70 %, джут – 100 %, ткани – 40 %, каучук и латекс – 100 %). Основные поставщики: Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Япония, Республика Корея и др.

Очевидно, что при современном западном геополитическом векторе развития РФ, АТЭС занимает отнюдь не первое место в списке российских приоритетов, несмотря на весь его огромный потенциал, и для того, чтобы в будущем этот вектор поменял свое направление на восток, РФ прежде всего необходимо решить региональные проблемы (Дальний Восток). АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов, т.е. 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран – членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего объёма экспорта этих стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%, средний ежегодный прирост ВВП в них составляет 3,1 %; из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН – 3 находятся в данном регионе (США, КНР, Россия).

В новых индустриальных странах, в первую очередь в Юго-Восточной Азии, эпоха индустриализации началась в 60-х гг., на фоне крайне низкого уровня жизни, акцент делался на использование дешевой рабочей силы и импорт технологий. Практически эти государства стали сборочными цехами при массовом производстве промышленных товаров. С 80-х годов объемы продаж компьютеров, собранных, в частности, в Южной Корее, выросли почти в 20 раз, однако комплектующие собственного изготовления составляли не более 15% стоимости компьютеров, 95% всех моделей выпускалось по лицензиям, а программное обеспечение оставалось иностранным почти на 100%.

В настоящее время лишь в Японии и Южной Корее почти вся молодежь посещает школу, в то время как в Китае и Индонезии только 45-50%, а в Таиланде - лишь 40% молодежи имеют такую возможность. Если во Франции 44% выпускников школ поступают в ВУЗы, а в США - 65%, то в Малайзии - не выше 12%. Проблема усугубляется еще тем, что более четверти южнокорейских, трети тайваньских и 95% китайских студентов, обучающихся за рубежом, предпочитают не возвращаться на родину.

Несмотря на высокие нормы накопления, достигнутые в новых индустриальных странах, их успехи в значительной степени обусловлены иностранными инвестициями. К середине 90-х годов на каждого жителя Малайзии приходилось более 100 долл. прямых иностранных инвестиций (в России, накануне кризиса, этот показатель был ниже в 18 раз), а в Южной Корее, Тайване и Сянгане (Гонконге) еще выше. Потребность в инвестициях стран Юго-Восточной Азии на совершенствование транспорта, энергетических систем и производственной инфраструктуры в период 1995-2004гг. составили 1,5 трлн. долл.

Несамостоятельность новых индустриальных стран сформировала ориентацию на внешний рынок и привела к производству товаров массового спроса за счет обеспечения высокой нормы накопления и низкой цены рабочей силы. Первые конкурентоспособные производства в странах Азии возникли в зонах обработки продукции на экспорт, наиболее серьезные из которых расположены в Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Южной Корее, Малайзии и на Тайване.

В отличие от развитых стран, где соотношение экспортной и внутренней продукции составляет в целом не более 7-8%, в азиатских государствах достигает существенно больших значений: в Китае - 21,2%, Индонезии - 21,9%, на Филиппинах 24,4%, Южной Корее - 26,8%, Таиланде - 30,2%, на Тайване - 42,5%, в Малайзии - 78,8%, а в Сянгане (Гонконге) и Сингапуре 117,3% и 132,9% соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: