Тема 10. Основные принципы внешнеторговой и таможенной политики

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта. Наиболее распространенными средствами служат таможенные пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах.

1. Решение всех указанных задач таможенной политики в полном объеме невозможно ни одновременно, ни по отдельности. Возможно, в зависимости от состояния экономики, применять эти средства регулирования в отношении отдельных товаров и на определенное время. Например, защищая внутренний рынок и отечественных товаропроизводителей, государство при явном повышении тарифов несет прямые убытки за счет снижения объемов ввозимых товаров. Кроме того, возможны неправильное развитие отдельных отраслей и значительные потери для общества, вызванные поддержкой неэффективных производств. Защищаемая промышленность обычно надолго сохраняет отсталость производства, задерживается ее развитие, она становится обузой для общества, снижается эффективность производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия, то он блокирует доступ к новым и новейшим технологиям. С целью обеспечения внутреннего рынка применяют экспортные пошлины. Например, в РФ за счет пошлин на энергоносители в последние 4 - 5 лет произошло переполнение экономики нефтедолларами, однако аналогичная ситуация была и в 80-х годах прошлого века, которая закончилась для СССР его распадом. Правительство, учитывая опыт СССР, резервирует «нефтедоллары», что вызывает как недоумение населения, так и повод для критики со стороны оппозиционных партий.

2. С целью беспрепятственного поступления в страну современного оборудования и вычислительной техники на некоторые группы оборудования снижены и отсутствуют таможенные пошлины. Государство преследовало цель заполнить рынок современными товарами. Однако это привело к усилению отсталости России в области машино- и приборостроения: в стране не существует собственного производства, например, персональных компьютеров, нет отечественных конструкторских разработок, в этой области мы отстали от других стран навсегда.

3. Хотя с формальной точки зрения таможенная пошлина не рассматривается как налог, она, по сути, является косвенным налогом, взимаемым государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Как и любой другой косвенный налог, таможенная пошлина включается в цену товара, увеличивает ее и, в конечном счете, “ложится на плечи” покупателю, который приобретает импортный товар. Пошлины и квоты имеют много общего с налогом с продаж, нет ничего удивительного в том, что эти торговые ограничения приводят к негативным последствиям. Например, было выявлено, что издержки от протекционизма, которые несут группы населения с низким уровнем дохода, в 7 раз превышают издержки групп с наивысшими доходам.

Функции таможенных пошлин в основном совпадают с функциями налогов, однако они больше подвержены влиянию мирового рынка и играют большую роль в обеспечении экономической безопасности страны. Если величина и количество налогов определяется исходя из условий в стране, то таможенные пошлины не могут устанавливаться произвольно, вопреки международным таможенными соглашениям между странами, антидемпинговым мерам и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: