Тема 2. Античная философия

 

Античная философия (от VI в. до н.э. до VI в.) прошла путь от преодоления мифологии через утверждение рационализма и идей Просвещения до экзистенциальных проблем человека эпохи заката античной цивилизации

Периодизация античной философии:

Первый период (VII-V вв. до н.э.) был натурфилософским. Основные школы: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит Эфесский; элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкип).

Идеи второго (классического) периода (середина V - конец III вв. до н. э.) выразили софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Интересы смещаются от натурфилософии к проблемам человека и его места в мире.

Идеи третьего (эллинистического) периода (конец IV - II вв. до н. э.) формировались в период кризиса древнегреческой цивилизации и выражали стремление человека найти основы своего бытия не в обществе (полисе), а в самом себе. Эти идеи были выражены в разных вариантах и школах (Эпикур, стоики, киники скептики и т.д.).

Четвертый - римский период античной философии (I в. до н. э. - V в. н. э.). Идеи этого периода выражали: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 -180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане

Космоцентризм и его проявления в учении о природе

Переход от мифологии к философии выражал стремление античного человека определить свое место в мире. Мифологическое сознание, в поисках ответов на свои вопросы, обращалось к мудрости Богов. Философическое сознание античного человека обратилось к разуму и пыталось выразить свое понимание основ бытия.

Парадигмой древнегреческой философии был космоцентризм.

Преодоление хаоса мифологического видения мира античные мыслители нашли в толковании мира как космоса (от греч. kosmos -- устройство, упорядоченность). И в этом мире разум пытался найти гармонию и совершенство. Космос есть «жилище (οκος) Богов и людей» (Ж.Верден). И этот οκος должен иметь какие-то свои основы (истоки).

В поисках основ совершенства космоса сложилось несколько подходов:

В первоосновах бытия 4 элемента (воздух, вода, земля, огонь).

Основу многообразия явлений философы Миле́тской школы (VI в. до н. э.) определяли как некое единое первовещество; для Фалеса это - вода, для Анаксимандра - апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена - воздух. С идеями этой школы в истории науки появилось стремление выразить единство бытия в системе упорядоченных знаний в разных областях знания: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. В то время философия и конкретные науки еще не были разделены. Знание о мире выражалось в форме натурфилософии.

 

 

Первоосновы вещей определяет число (Пифагор)

Согласно преданию Пифагор (V век до н.э.) был первым мыслителем, который назвал себя философом, «любителем мудрости». И его же считают первым в определении вселенной как космоса. В основах бытия - гармония числовых закономерностей. И эту гармонию он выражал в своем учении о философии, математике и музыке. Миром управляют числовые закономерности. Знание о них дает ключи к объяснению устройства бытия.

Среди последователей Пифагора был Филолай, который допускал возможность движения Земли вокруг воображаемого центра Космоса.

В учении Ариста́рха Само́сского (III век до н. э) была заложена идея гелиоцентрической системы мира и был метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров.

Представления о космосе как целостном явлении также были разные. Сложилось и сохранилось в истории философии и науке два подхода. Один из них выразили представители Элейской школы (Парменид, Меллис, Зенон), другой подход выразил Гераклит.

Парменид впервые стал различать бытие и мысли о нем (мышление). Бытие дано человеку в чувствах, а познается разумом. Чувства формируют мнения, которые неадекватно отражают истину. Мнение представляют мир изменчивым. На самом деле ни изменчивости, ни противоположностей нет. Бытие едино и неподвижно.

Первоосновой всего сущего Геракли́т считал огонь («все из огня рождается и в огне погибает»). С его именем связывают фразы «всё течёт, всё изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды» и т.д. Подобные фразы сохранились в текстах историков науки и о цельности идей его учения судят по сохранившимся источникам. Смысл его идей состоял в том, что бытие находится в постоянном изменении, цель и смысл которого недостижим («вечность - это ребенок, забавляющийся игрой в шахматы»).

 

Проблема движения в античной философии

Античные мыслители столкнулись с вечной и классической проблемой - как же выразить движение в мышлении?

Зенон доказывал, что если признавать движение, то в мышлении неизбежны затруднения (апории). Сохранились апории о движении: Ахиллес и черепаха, дихотомия, стрела.

В качестве примера приведем сюжет апории «Ахиллес и черепаха». Ахиллес пытается настигнуть черепаху, но как бы быстро он это не делал, его всегда будет отделять бесконечно малое расстояние до черепахи. По сути дела, Ахиллес столкнулся с бесконечностью непрерывного пространства, которую ни один из смертных не в состоянии преодолеть.

Зенон логическим путем доказывал правильность идей Парменида. Современный аспект проблемы «движение - мышление» проявляется в самых различных вариантах и областях знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: