В идеях атомизма той эпохи было выражено несогласие с утверждениями элеатов о неподвижности бытия. В бытии неподвижном невозможно объяснить движение и многообразие чувственно воспринимаемых вещей. В поисках причин движения, Демокрит как-бы раскладывал единое бытие Парменида на множество атомов (в переводе с древнегреческого - далее неделимый), из которых состоят чувственно воспринимаемые вещи.
Существуют только атомы и пустота. Атомы - мельчайшие частицы, обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны - пустота бесконечна. Движение атомов происходит в пустоте, траектория движения задана и определяется его формой. Случайные столкновения атомов порождают причины появления всего сущего.
Расхождение Эпикура с идеями Демокрита выразилось в том, что траектория движения атома может измениться под влиянием каких-то факторов. На языке этики и проблем человека это выражало возможность человека влиять на на свою судьбу. Тема судьбы оказалась драмой для античной эпохи, примеры того в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида.