Структура и сущность мировоззрения

Мировоззрение определяют как систему взглядов человека об окружающем мире. В этом определении смысл мировоззрении сводят к знаниям, полагая, что человеку достаточно только знаний для того, чтобы ориентироваться в мире, ориентироваться в жизни и иметь ответы на свои вопросы. Эта точка зрения была свойственна эпохе классического рационализма. Классический рационализм нашел достойное место в сфере естественных наук, но не доведен до логической строгости в других сферах знания и жизни общества. ХХ век очень противоречив. С одной стороны это триумф рационализма и научно-технического прогресса, с другой стороны - полоса кризисов и потрясений человечества. Опыт этого века призывает к смене ценностей современной цивилизации. К этому призывали и призывают философы гуманистической и экзистенциальной ориентации.

В отечественной философии утверждаются идеи классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности (В.А. Лекторский, В.С. Степин). В содержательном плане своеобразие этих типов рациональности мы рассмотрим в темах научная картина мира и теория познания. В положениях постнеклассического типа рациональности заложена идея системности анализа любого из предметов анализа. Как только мы приступаем к реализации этой идеи, то возникает простое требование системной связи мировоззрения и других форм научного знания. Этими близкими по смыслу формами являются философия, культура, научная картина мира и наука. Вне этой связи сложно понять как смысл мировоззрения, так и своеобразие иных форм знания.

Функционально наука призвана объяснять мир и выражать знание о нем в научных формах (понятия, законы науки, теория и т.д.). Культура внешне кажется простым объектом внимания и эта «простота» нередко приводит к упрощению представлений о её роли и функциях. Посредством же культуры формируется и реализует себя программа жизнедеятельности человека, своеобразный «социальный код» поведения человека (В.С. Степин). В системе отношений форм знания культура «задает» (определяет) цели жизнедеятельности человека. А с целью неразрывно связан и смысл этой деятельности. Если, допустим, культура общества ставит экономике цель - прибыль, то очевидно, что эта цель будет определять человеку смысл его деятельности в этой сфере.

Научная картина мира синтезирует знания разных областей науки. В этом состоит её важная мировоззренческая, но не единственная функция в научном познании. Философия выделяется среди форм знания тем, что рассматривает формы знания как предмет познания и исследует эти формы с помощью своих методологических средств.

Как только мировоззрение становится предметом исследования философии, то сразу же появляются вопросы об основах и истоках формирования мировоззрения, его роли и функциях в жизни человека, общества и т.д. При таком подходе становится очевидным, что мировоззрение человека не сводится только к его знаниям о мире, имеет свои внутренние основы и достаточно сложную структуру по разным составляющим. Графически основы мировоззрения можно представить в трехмерном изображении.

Мы выделяем вопрос об основах мировоззрения человека. Важно иметь в виду, что эти основы обладают относительной самостоятельностью. При этом - знание есть область науки и практического опыта, вера - область житейского опыта и традиций, ценности - область культуры и эмоционально - нравственного состояния человека. В реальном состоянии мировоззрения эти основы могут «причудливо» переплетаться. Для примера мы можем обратиться к мыслям И. Канта и И. Гете.

Смысл мировоззрения совпадает с идеями И. Канта

Но как быть, если познавательные возможности разума и (или) опыта ограничены, а непросвещенному человеку нужна основа для своего понимания мира. И этот человек вынужден выбирать веру.

По природе люди одинаковы, а содержание мировоззрения разное. От чего - же это зависит? Есть очевидные и неочевидные истоки разнообразия. К очевидным можно отнести разное социальное положение людей, разные цели и интересы людей или их общностей. К неочевидным - разные модели в основах мировоззрения. Можно выделить линейную и цикличную (спиралевидную) модели объяснения исторического процесса, равно как и любых иных сфер жизни общества или поведения людей. Графически их можно представить в следующем виде.

 

t

           Линейная модель времени                           Цикличная модель времени

В линейной модели все сущее имеет свое начало во времени и ступени изменений. «Достойно гибели - все то, что существует!» - писал когда - то Г. Гегель. Вектор задает направление изменений. Известна цель, к которой нужно стремиться. Эта модель абсолютно преобладает в западной культуре. Положительным смыслом этой модели принимали идею общественного прогресса. Негативный смысл этой модели в том, что она не имеет «памяти», образно говоря не «помнит прошлое».

В условиях цикличной модели онтология жизни и этика познания проявляется иначе. Прошлое никуда не исчезает из опыта истории или жизни человека, прошлое уже не исправить, не переделать, оно экзистенциально воспроизводит себя во времени настоящем и оказывает влияние на будущее. Когда - то народная мудрость народов России гласила «рано или поздно тебе за все придется отвечать!». Эти разные модели проявляются в ценностных ориентирах жизни человека, эмоционально - нравственных оценках поведения человека. Ну а если в основах модели нет «памяти», то нет и совести, а этика действий человека выстраивается не по законам совести, а по правилам поведения социальной группы или общности людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: