Тема 3. Средневековая философия и Возрождение

Раннее христианство появилось как реакция человека, который в разных сферах распада ценностей римского разума и силы не мог обрести справедливости и признания своего достоинства. Реально это выражалось в стихийных формах движения людей и иррационального осмысления целей и смысла деятельности. Понадобилось обращение к философии и это было далеко не случайным явлением. Ретроспективно можно выделить несколько причин обращения к философии:

1. Опыт бесконечных дискуссий античных стоиков, эпикурейцев и киников показал, что человек не может найти опору в самом себе, и он обратился к Богу, как некой высшей ценности;

2. В дискуссиях и спорах с гностиками, арианами и другими духовными течениями нужны были доводы. И свои доводы отцы церкви находили в философии;

3. После Никейского Собора (325 г.) обострилась проблема поисков философских оснований христианского учения. Стали появляться варианты синтеза платонизма и идей христианства, христианства и учения Аристотеля.

Богословские размышления о Боге без обращения к слову (логосу) немыслимы. Помимо откровения есть слово и разум. Путь к Богу лежит не только через откровение, но и через разум.

В эволюции идей средневековой философии выделяют патристику и схоластику. В каждом из них несколько периодов.

Патристика («патрис» - «отцы церкви»):

1) апостольский период;

2) период апологетики – защита христианства (Тертуллиан);

3) патристика IV-VI в.в. (анализ и обоснование проблем богословия) – А. Августин.

Схоластика (от слова schola - школа). В этот период для обоснования проблем богословия использовали идеи философии.

Идеи схоластики выражали три направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм. Реально существуют только общие понятия, а не единичные предметы.

Доводы номинализма. Общие понятия это только имена, которые выводятся способностями нашего ума.

Концептуалисты (П. Абеляр) – выражали двойственную позицию.

1. Проблемы средневековой философии.  Парадигмой решения проблем этого периода был теоцентризм (theos - бог).

Основные проблемы:

Проблема существования и оправдания Бога (теодиция) Согласно Ветхому Завету Бог создал мир из ничего и согласно своей воле. В реальном мире есть Зло. Откуда и как оно появилось? Оправдание было дано через толкование первородного греха. Смысл первородного греха заключается в ослушании замысла Бога, ибо человек решил сам познать - что есть зло и что есть добро.

Если Бог существует, то, как человек может найти путь к познанию его сущности. Этот путь открыл А. Аврелий в своей книге «Исповедь».

Это был путь разума в поисках истинности творения Бога. Созерцание же души помогало почувствовать совершенство и красоту замысла Бога. Исповедь А. Аврелия – это диалог разума и души на пути преодоления греховности и осознания смысла христианских символов веры и богословия.

Проблема доказательств бытия Бога

Цель – найти рациональные доказательства бытия Бога. И эту цель системно реализовал Ф. Аквинский. Он приводил пять доказательств.

1. Доказательство перводвигателя движения (кинетический аспект – относящийся к движению). В объяснении движения учитывают и то, что движется, и то, что движет. Выстраивается логическая цепочка, которая ведет к признанию перводвигателя, которым может быть только Бог.

2.  Доказательство существования первопричины, которой может быть только Бог. Выстраивается логическая цепочка, которая ведет к признанию первопричины, источником которой может быть только Бог.

3. Доказательство обоснования необходимости в мире, ибо вещи единичные преходящи и случайны. Должна быть основа бытия необходимости.

4. Обоснование степени совершенства (красоты), состояние которой можно определять при сравнении с абсолютом.

5.  Доказательство целесообразности в устройстве мира, источником которой может быть только Бог.

Соотношение истин веры и истин разума

Проблема: достаточно ли истин веры для обоснования религии или нужно обращаться к помощи разума? Варианты решения проблемы:

Истины веры всегда выше истин разума;

Гармония истин веры и разума: Истины веры и истины разума не исключают друг друга. Истины веры - область догматов, область истин разума – наука и опыт;

Двойственность истин веры и истин разума.

Проблема креационизма (creatio - творение, создание) выражает решение христианского догмата, согласно которому Бог сотворил мир воздействием своей воли и сохраняет его бытие во времени.

Проблемы провиденциализма ( providentia — провидение ).

Основы провиденциализма были заложены А. Августином (О граде Божьем) и проявились в вариациях сюжетов о начале истории, замысле божественного плана творения, его цели и завершения истории общества. Если человек не сможет реализовать замысел царства божьего в земной истории, то неизбежен апокалипсис и конец истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: