Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

Мыслители XIV — XVI вв. стремились возродить (переосмыслить) идеи античной философии, которая через средневековье вырождалась в схоластику. Отсюда и образное название эпохи.

В западном Возрождении принято разделять три периода:

1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV-сер. XV в.

2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.

3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения в Италии формировались под влиянием А. Данте (1265—1321) и Ф. Петрарки (1304—1374). Вершина творчества Данте - поэма «Божественная комедия». Через путешествия поэта по разным мирам (чистилище, рай, небеса) он выделял земной смысл жизни человека. И в этой жизни человек может обрести себя.

 Ф. Петрарка сравнивая «божественное знание» и «знание человеческое», утверждал внутренние основы земного знания. Он перенес акценты познания человека на самого себя. Другая тема Петрарки – познание человеком красоты (в платоновском смысле). Возможна ли земная, «человеческая красота»? На этот вопрос он ответил в своих сонетах, посвященных Лауре. Человек может любить не только Бога, но и земную женщину.

Был день, в который по Творце вселенной

Скорбя, померкло Солнце… Луч огня

Из ваших глаз врасплох настиг меня:

О госпожа, я стал их узник пленный!

Гуманизм той эпохи с точки зрения Петрарки и других философов выражал их стремление поставить человека в центр мира и сделать его изучение предметом философии и искусства. И в этом значении понятие «гуманизм» содержательно связано с антропоцентризмом. Делая человека центром познания, гуманизм не подвергал сомнению идею Бога как центра мироздания. Сложилось как – бы два центра мира и это «двоемирие центров» останется проблемой всей эпохи Возрождения. Совместить два центра эпохе не удалось.

3. Неоплатонический период философии Возрождения. Воздействие идей Платона и платоников проявлялось в учении Н. Кузанского (1401–1464) и идеях флорентийской платоновской академии       ( Г. Г. Плифон, М.Фичино и Пико дела Мирандола ).

В учении Н. Кузанского отчетливо просматривается структурно – математический метод описания мира. Он объяснял мир  на языке богословия и геометрии. Геометрию он мысленно наделял динамикой (изменением). Мысленные эксперименты с треугольником, кругом и шаром при их стремлении к бесконечности показывают, что они преобразуются в тождество (прямую линию). Например, если основание треугольника закрепить и мысленно удалять его вершину в бесконечность, то в пределе треугольник преобразуется в прямую. По всей видимости, мысленными экспериментами он хотел показать, что всякое стремление вдаль (бесконечность) приводит мышление к простым и исходным основам бытия. В бесконечности проявляется тождество базовых представлений человека. Бог, в геометрической трактовке, – это бесконечность, в которой все «сходится» и все «едино». В своем учении и типах бесконечности он показывал как из «единого» геометрически выводится «многое».

Тождество бесконечности восприятия Н. Кузанский выразил в трактате «О видении Бога». Сюжет связан с музейного восприятия автопортрета Роджера ван дер Вайденса. Поразило то, что взгляд лица портрета был обращен одновременно на каждого зрителя. Аналогичное ощущение вызывает и взгляд Моны Лизы в портрете Леонардо да Винчи. Как возможно то, что один взгляд одновременно «живет» в каждом из зрителей? Ответ Н. Кузанского в толковании типов бесконечности. В данном случае, бесконечность «единого» выражает себя в каждом своем отдельном проявлении (элементе).

Тезис о бесконечном как пределе тождества вносило преобразования и в астрономию. Точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, а в таком мироздании нет различения центра и окружности. Рассуждения Н. Кузанского разрушали картину космоса Платона, Аристотеля и Птолемея. Для античной науки космос был большим, но конечным. В таком мире можно было различать центр и периферию. С признанием бесконечности понятие о центре теряет математический (и космологический) смысл.

Пико делла Мирандола (1462-1494). Неоплатонизм Мирандолы представлял собой синтез идей Платона и христианства.

В 1486 г. Мирандола предложил к дискуссии «900 тезисов» под общим названием «Речь о достоинстве человека».

Бог Мирандолы это уже не Демиург (Ремесленник), а творец всего мира и его совершенства. И в этом сотворенном мире он выделял поднебесный, небесный и подлунный уровни.

Человека он относил к миру четвертому. И этот мир он рассматривал как синтез областей бытия. Человеку нужно выразить этот синтез в себе, пройдя путь творения самого себя. В этом и состоит самая главная мысль его трактата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: