Экзистенциальные проблемы бытия человека

Очередной поворот к проблеме человека происходил в ХХ веке. Наиболее отчетливо это было выражено в экзистенциализме. Его появление было реакцией мыслителей ХХ века на внутреннюю противоречивость западного рационального гуманизма и мышления. Гуманизм стал «обещательным» (А.Солженицын). Что делать человеку, если гуманизм не стал всеобщей формой жизни западного общества? Мир как таковой становится отчужденным для человека и его личностное бытие ограничено чуждыми его природе смыслами. В этой ситуации человек обращается к себе и пытается искать свои ответы на вопросы о месте в мире, смысле жизни и т.д. Среди множества проблем особое положение имеют экзистенциальные проблемы бытия человека. К их числу можно отнести проблему жизни и смерти (в её духовных переживаниях), проблему смысла жизни, проблему свободы и счастья, проблему любви. Эти проблемы казались решенными в пределах классического рационализма, христианства и марксизма. Однако рационалистическое решение проявило их неполноту (недоговоренность). Оказалось, что люди путают смысл жизни и цель жизни, имеют весьма туманное и нередко иллюзорное представление о свободе и любви. Цель жизни фиксирует рациональную мотивы деятельности человека, смысл жизни – нравственные оценки этой деятельности.

Об этом писали многие мыслители, среди них З.Фрейд, Э. Фромм, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Трубников и др. В веке XIX экзистенциальные проблемы были предметом размышлений русских писателей – мыслителей. Среди них, безусловно, выделялся Ф. М. Достоевский. Ф.М. Достоевский как мыслитель средствами литературы ставил и решал экзистенциальные проблемы. Он создавал «конструкцию» мира и «убирал» из неё какие – то элементы. Например, как поведут себя люди, если в их мире нет Бога. Ответ в его романах «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Сюжетная композиция фрагмента «Великий Инквизитор» нацелена на разное толкование свободы и счастья человека в представлениях Иисуса Христа и Великого Инквизитора. «Обрати камни в хлеба!» - вопрошал Дьявол в пустыне. На что Иисус Христос ответил – «Ни хлебом единым жив человек, но словом каждым, исходящим из уст Божьих!». «Великий Инквизитор» как оппонент Иисуса Христа в плане историческом оказывается ближе к истине, ибо свобода духовная и свобода реальная могут не совпадать, если кто – то другой решает за человека проблему выбора и осознания своей свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: