Атеистические гипотезы подразделяются на биологические, социальные и социально-биологические

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Происхождение языка: проблемы и концепции

Интерес к проблеме происхождения языка возник давно. Поэтому, прежде всего, нужно кратко упомянуть традиционные гипотезы.

1. теистическая (божественно-мифологическая) – существуют мифы и поверья, на основании которых утверждается, что всё на Земле зародилось Богом, он же и наделил людей языком.

Атеистические гипотезы подразделяются на биологические, социальные и социально-биологические.

Биологические:

2. теория звукоподражания (школа стоиков, 3 век до н. э., Греция; в переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях) – человек, слыша звуки природы, старался им подражать. НО:

a. в языке лишь небольшое количество звукоподражательных элементов

b. язык возникает вместе с развитием мышления, а звукоподражание сводится к копированию звуков

c. звукоподражательных слов больше в развитых языках, так как, чтобы копировать звуки природы, нужно иметь развитую гортань

3. теория междометия (школа эпикурейцев, 3 век до н. э., Греция; философское учение, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами) – люди превратили инстинктивные животные вопли в междометия, которые выражали эмоции. НО:

a. в языке крайне мало междометий

b. язык выполняет прочие функции, кроме экспрессивной

Социальные:

4. теория «трудовых выкриков» (19 век, получила обоснование в работе Ф. Энгельса; основана на трудах Нуаре, Бюхера) – язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. НО:

a. данные выкрики лишь способствуют ритмизации труда и не несут функций, присущих языку

5. теория «социального договора» (середина 18 века) – люди договорились о том, каким будет язык. Но:

а. чтобы договориться о языке, надо уже иметь язык, на котором договариваются.

Социально-биологическая теория (19 век, Германия, Энгельс):

6. Язык возник на базе хорошо развитых анатомо-физических и психологических свойств человека одновременно с процессом логического мышления с целью регулирования всех сфер человеческой деятельности, но в первую очередь трудовой.

Теории моно и полигенеза. Моноцентрическая теория: звуковой язык появился вместе с появлением в результате единичной мутации вида Homo Sapiens в Центральной или Южной Африке около 100 тыс. лет назад, откуда он около 30 тыс. лет назад распространился по Западной Евразии. Полицентрическая теория: язык почти одновременно появился в разных точках земного шара.

Существуют также современные гипотезы происхождения языка, которые основываются на данных нейрофизиологии, генетики, эволюционной психологии, палеоантропологии и др. наук.

 

Частные гипотезы:

l Гипотеза груминга и гипотеза «сплетен» (Р. Данбар)

Автором этой гипотезы является Р. Данбар. Как известно, макаки очень любят груминговать друг друга, т.е. обыскивать шерсть. Это такое дружеское занятие, очень умиротворяющее. Люди тоже такое любят, поэтому многие охотно дают себя, например, причесывать другому человеку ради примерно таких же ощущений.

Данбар подсчитал, что чем больше мозг, тем бОльшую группу может себе позволить вид, обладающий таким мозгом. С другой стороны, чем больше группа, тем больше социальных связей, тем больше времени придется тратить на груминг. А времени в сутках 24 часа – и не больше. И при этом надо еще когда-то есть, спать и остальными делами заниматься. Поэтому груминг, соответственно, не может увеличиваться во времени бесконечно, а значит, нужна замена грумингу, – поэтому Данбар предположил, что язык появился как заменитель груминга. Вы можете вычесывать физически только одного товарища за раз, а чесать языками можно одновременно с тремя или четырьмя. И, как отмечает Данбар, большая часть нашего повседневного общения состоит из такого словесного груминга; мы льстим или, как говорится, «подлизываемся» к окружающим.

 Эта гипотеза, хоть и остроумна, но не очень основательна, потому что сложная грамматика и сложная фонетика, которые имеются в человеческом языке, для этого не нужны. Социальные связи вполне можно было бы поддерживать при помощи вокализаций. Но такой затратный тип вокализаций, как членораздельная речь, для этого не обязателен.

Почему тогда такой груминг не может состоять из приятных, но бессмысленных звуков – то есть из музыки? Потому что, чтобы достигать своей цели, словесный груминг должен привлекать интерес, а что может быть интереснее, чем болтовня о других членах сообщества? Студенты Данбара стали изучать социальное общение и обнаружили, что оно по большей части действительно состоит из сплетен о личной жизни. Поэтому он сделал вывод, что сплетни, используемые в качестве груминга, и были исходной и основной функцией современного языка.

· Гипотеза обмана (Т.Дикон)

Высказывалась также гипотеза обмана и его разоблачения: все более тонкий обман со стороны одних особей и все более тонкое разоблачение этого обмана со стороны других. В рамках этой гипотезы язык предстает как своего рода "гонка вооружений": говорящие обманывают, а слушающие разоблачают. Эта гипотеза тоже неверна, потому что если бы это было так, то преимущество получили бы те, кто не умеет говорить, потому что они бы не понимали, что им говорят обманщики, и обмануть их было бы невозможно.

· Гипотеза соревнования

Далее, была гипотеза, что разговор – это такой спорт (автор – Ж.-Л. Десаль). И тот, кто сумеет превзойти соперника в разговоре, получает преимущество при половом отборе. Действительно, в архаических обществах практика словесных "поединков" встречается. Но это скорее можно рассматривать как некий индикатор общих умственных способностей. Насколько они у человека есть, так сразу по нему не видно. А вот если он бодро говорит, бодро оперирует словами, то, может быть, он и какими-то другими мыслительными категориями будет оперировать столь же бодро, и, соответственно, перед окружающей действительностью не спасует. Разговор в таком случае – просто индикатор. А индикатор, который врет, не нужен. Он бесполезен и даже вреден.

l Гипотеза игры (К. Найт)

Существует также гипотеза игры (автор – К. Найт). Согласно ей, язык возник не для передачи информации, а для игры, потому что передавать информацию – дело слишком затратное. Делаешь какое-нибудь заметное действие – так оно не только друзьям, но и врагам передает информацию. Тогда, может быть, вообще выгоднее молчать, никому ничего не говорить, а, наоборот, смотреть, может быть, другие что-нибудь скажут. Естественно, на такой базе язык возникнуть не может, потому что если все будут молчать и ничего не говорить, то ничего и не будет. Но и игра едва ли была движущей силой глоттогенеза (происхождение и становление языка): если вид не может себе позволить энергетические затраты и "демаскировку" ради передачи информации, то вряд ли он сможет себе позволить все это ради игры.

l Гипотеза социальной калькуляции (Д. Бикертон)

Гипотеза социальной калькуляции (ее выдвинул американский лингвист Дерек Бикертон). Человек – животное социальное, значит, ему все время надо подсчитывать, кто, кому, за что и сколько должен. А это уже открывает путь к синтаксическим валентностям. У слова "должен" пять валентностей – кто, кому, чего, за что и сколько. И на этом фоне – в рамках данной гипотезы – развивается грамматика. А грамматика – это и есть человеческий язык (такой подход характерен для лингвистов). Но на самом деле, как показывают данные приматологов, все это можно делать и без языка. Опыты с капуцинами (вид обезьян) показывают, что такие чувства, как чувство социальной справедливости, чувство собственности (и право собственности), понимание родственных отношений, формирование дружеских связей и тому подобное, вполне возможны в обезьяньих сообществах без всякого участия языка. Они вполне понимают, кто, кому, за что и сколько должен, и даже умеют, как показывают опыты, это корректировать в разные моменты в зависимости от ситуации.

Вообще стоит отметить, что даже в нашем обществе многие социальные функции выполняются без языка. Мы определяем ранг человека до того, как он начал что-то говорить, по его манере держаться, по его походке. Выбираем полового партнера, во многом полагаясь на запах, на пропорции фигуры. Ухаживаем опять же не словесно, а при помощи объятий, поцелуев, успокаиваем поглаживанием по голове. Это все идет мимо сознания, и какой текст произносится при этом, не так уж и важно. Если же текст произносится, то более важна интонация, чем непосредственный смысл слов: если тот же самый текст предъявить в написанном виде, он не окажет соответствующего воздействия. Так что язык для социальных функций нам не очень нужен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: