Определение тождественности/отдельности языковых образований: критерии и результаты. Проблема умирания языков и условия их сохранения

Сколько языков?

l Французская Академия наук (обзор под редакцией А. Мейе и М. Коэна) - около 3000 языков (описаны 2796)

l «Википедия» - более 7000 языков

l Международный проект «Этнолог» - 6909 языков

Г.С. Старостин:

«Этнолог» насчитывает ровным счетом 6909 языков, но это личное мнение «Этнолога», другие при желании могут насчитать их 2 тысячи, а могут насчитать 60 тысяч - в зависимости от того, как проводить границу между языком и диалектом. В любом случае, очень много, и, конечно, будет гораздо больше, если к живым на сегодняшний день языкам присовокупить еще данные по вымершим языкам …

В чём проблема?

l Разграничение языка и диалекта

l Умирающие языки

(один язык в две недели!)

l Доступность для описания → качество фиксации ( Существуют еще не дешифрированные памятники письменности, а также языков изолированно живущих племен не ставших вследствие этого объектом лингвистического изучения ).

Критерии разграничения языка и диалекта:

· Структурный (Суть данного критерия состоит в том, что диалекты происходят из одного и того же языка, имеют общий генезис и, вследствие этого, одинаковую генетическую, грамматическую и лексическую структуру. Таким образом, на основании общего происхождения чешских, украинских и других наречий из одного праязыка делаем вывод, что этот праязык – славянский).

· Взаимопонимания (если говорящие понимают друг друга, тогда речь идёт о двух диалектах одного языка; если же понимания не происходит, то перед нами два различных языка.)

· Самоидентификации/национального самосознания (этнолект) (Этнолект - этнический диалект. Региональный вариант языка). Разновидность контактного языка, возникающая в результате дифференциации, функционирующего в зоне контактирования разных этносов и приобретшего специфические черты под воздействием родного языка или языков билингвов через интерференцию.

Ввиду того, что границы языков часто на практике совпадают с границами государств, можно было бы заключить, что для того, чтобы говорить о различных языках, нужно указать на существование различных государств. Конечно, образование какого-либо государства способствует превращению диалекта в язык. Но отсюда не следует тот вывод, что не существует языка без соответствующего государства. // зависит от того, к какой нации человек себя относит)

· Социальный (Суть данного критерия состоит в том, что необходимо считаться с правом носителей какого-либо говора считать свой язык диалектом того или иного языка// отношение русских и белорусов к белорусскому языку)

· Функциональный (язык имеет свой письменный стандарт, независимый от других языков; Функционирует в различных сферах письменного и устного общения, а также имеет определенный официальный статус, закрепленный законодательно на местном или высшем уровне).

· Временной (500 лет по М.Сводешу – P.S. это очень сложно, но коротко: Сводеш изучал схожесть базовых словарей разных языков и следил, за идиомами, как они менялись с течением времени, и затем относил их в разряды «отдельный язык», «кластер» (группа близкородственных языков), «наречие», «диалект»).

По степени жизнеспособности языки делят на живые, больные, умирающие и мертвые.

Больные – сужают сферу своего функционирования (19 век – бел. Яз, латышский).

Умирающие – используются только стариками, на них не говорят дети (индийский). 20-30% на Земле умирающих языков (Краус).

Мертвые – на них не говорят (скифский, латынь)

Состояние языкового образования можно считать безопасным, если соблюдаются 2 условия:

1.На языке говорит не менее 1 млн. человек.

2. Язык имеет статус государственного.

Критерии безопасности языка (по ЮНЕСКО)

1. Передача языка от поколения к поколению

2. Абсолютное количество носителей языка

3. Относительное количество носителей языка (по отношению к мировому населению)

4. Использование языка в различных ситуациях и сферах коммуникации

5. Отношение к использованию языка в новых сферах коммуникации и медиа

6. Доступность материалов, предназначенных для обучения языку

7. Государственная политика по отношению к данному языку

8. Общественное отношение к языку

9. Количество и качество письменных документов (материалов) на данном языке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: