ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА - формальное направление языкознания, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук.
Основателем генеративной лингвистики считается Ноам Хомский (род. в 1928 г).
Генеративизм - понимание языка.
Язык понимается двояко:
а) как языковая компетенция (т.е. как внутренняя, ментальная система знаний о языке), б) как языковая деятельность (т.е. вся совокупность конкретных реализаций деятельности этой системы).
Языковая компетенция – специфическое порождающее устройство,
языковая деятельность – все то, что можно наблюдать «на выходе» из этого устройства (т.е. бесконечное множество порождаемых говорящими высказываний).
Цели генеративной лингвистики:
1. Определить понятия Э-языка и И-языка.
Э-язык – экстериоризованный язык, т.е. внешние, наблюдаемые формы реального функционирования языка.
И-язык – интериоризованный язык, т.е. та непосредственно не наблюдаемая, внутренняя, локализованная в сознании человека языковая система, которая обеспечивает всю его речевую деятельность.
2. Разграничить внешние (поверхностные) и внутренние (глубинные) языковые структуры и выявить процессы, связывающие глубинные и поверхностные структуры.
Объекты анализа:
l глубинные синтаксические структуры, представляющие собой ограниченный набор исходных ядерных предложений как исходных синтаксических структур;
l поверхностные синтаксические структуры как конкретные предложения языка, выводимые из ядерных предложений;
l определенные операции (трансформации), которые используются при выведении из ядерных предложений соответствующих поверхностных структур
Например:
(а) Художник создал пейзаж;
(b) Пейзаж создан художником (трансформация пассивизации);
(с) Художник не создал пейзаж (отрицательная трансформация);
(d) Художник создал пейзаж? (вопросительная трансформация);
(e) Пейзаж, созданный художником;
(f) Художник, создавший пейзаж ( трансформация релятивизации);
(g) Создание художником пейзажа (трансформация номинализации)
3. Создать семантическое описание грамматики (и в первую очередь синтаксиса).
Например:
У брата «Мазда». У Саши грипп.
Sоблад. + Ооблад Sсост. + Pсост
У меня тоска. Мне тоскливо. Я тоскую
Sсост. + Pсост
4. Поставить вопрос об онтогенезе речи.
l Являются ли языковая способность врожденной?
l Если да, то что именно целесообразно считать врожденным:
- знание универсальных грамматических принципов?
- некий механизм обработки поступающих к ребенку языковых данных?
Метод: трансформационный анализ
Результаты генеративной лингвистики:
Генеративная лингвистика произвела переворот в теоретическом языкознании, по-новому поставив задачи лингвистического исследования: не ограничиваться строгим описанием фактов, как это было принято в структурной лингвистике, а использовать формализацию для того, чтобы вскрыть основные принципы, лежащие в основе языка, и параметры допустимого разнообразия грамматической структуры. Новая постановка задачи принесла важные описательные результаты – привела к открытию множества ранее неизвестных грамматических фактов, в основном в области синтаксиса, и к значительному уточнению ранее известных правил (прежде всего – контекстных условий употребления грамматических фактов).
34. Когнитивная лингвистика и основные проблемы когнитивного анализа языка (преимущественно на базе её презентации)
Понимание языка.
Человек постоянно получает и перерабатывает информацию о мире. Значительную часть информации мы получаем с помощью языка.
Когнитивная лингвистика - изучение процессов получения, переработки и хранения информации, полученной с помощью языка и хранящейся в языковом сознании.
Язык понимается как когнитивный механизм, или когнитивный инструмент, предназначенный для хранения и переработки информации.
Задачи
1.Анализ ментального лексикона.
★ как организован доступ к слову и его извлечение из памяти;
★ в каком виде в памяти хранятся лексические единицы;
★ как связаны между собой единицы ментального лексикона и какие связи между ними наиболее значимы.
2. Выявление типов знаний, используемых в коммуникации
а) собственно языковые знания:
- знание лексики и грамматики;
- знание правил употребления языка (в частности, стилистических норм);
- знание правил речевого общения;
б) внеязыковые знания:
- энциклопедические, или фоновые, знания;
- знания о собеседнике и коммуникативной ситуации
3. Изучение процессов обобщения и классификации знаний и фиксации результатов этих процессов в языке:
v процессы категоризации и концептуализации;
v базовый уровень категоризации;
v прототипы и их виды.
4. Выявление ментальных механизмов порождения и понимания текста
Методы
o концептуальный анализ (из академика: контент-анализ текстов с использованием наборов слов, объединённых по определенному основанию (категорий))
o психолингвистический эксперимент
o «дисциплинированная интроспекция» (из википедии: метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов)