Генеративная лингвистика, ее цели и результаты

ГЕНЕРАТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА - фор­маль­ное на­прав­ле­ние язы­ко­зна­ния, ко­то­рое ста­вит це­лью раз­ра­бо­тать тео­рию язы­ка по об­раз­цу ес­те­ст­вен­ных на­ук.

Основателем генеративной лингвистики считается Ноам Хомский (род. в 1928 г).

Генеративизм - понимание языка.

Язык понимается двояко:

а) как языковая компетенция (т.е. как внутренняя, ментальная система знаний о языке), б) как языковая деятельность (т.е. вся совокупность конкретных реализаций деятельности этой системы).

Языковая компетенция – специфическое порождающее устройство,

языковая деятельность – все то, что можно наблюдать «на выходе» из этого устройства (т.е. бесконечное множество порождаемых говорящими высказываний).

Цели генеративной лингвистики:

1. Определить понятия Э-языка и И-языка.

 Э-язык – экстериоризованный язык, т.е. внешние, наблюдаемые формы реального функционирования языка. 

 И-язык – интериоризованный язык, т.е. та непосредственно не наблюдаемая, внутренняя, локализованная в сознании человека языковая система, которая обеспечивает всю его речевую деятельность.

2. Разграничить внешние (поверхностные) и внутренние (глубинные) языковые структуры и выявить процессы, связывающие глубинные и поверхностные структуры.

Объекты анализа:

l глубинные синтаксические структуры, представляющие собой ограниченный набор исходных ядерных предложений как исходных синтаксических структур;

l поверхностные синтаксические структуры как конкретные предложения языка, выводимые из ядерных предложений;

l определенные операции (трансформации), которые используются при выведении из ядерных предложений соответствующих поверхностных структур

 

Например:

(а) Художник создал пейзаж;

(b) Пейзаж создан художником (трансформация пассивизации);

(с) Художник не создал пейзаж (отрицательная трансформация);

(d) Художник создал пейзаж? (вопросительная трансформация);

(e) Пейзаж, созданный художником;

(f) Художник, создавший пейзаж ( трансформация релятивизации);

 (g) Создание художником пейзажа (трансформация номинализации)

3. Создать семантическое описание грамматики (и в первую очередь синтаксиса).

Например:
У брата «Мазда»
. У Саши грипп.

Sоблад. + Ооблад Sсост. + Pсост

У меня тоска. Мне тоскливо. Я тоскую

      Sсост. + Pсост

4. Поставить вопрос об онтогенезе речи.

l Являются ли языковая способность врожденной?

l Если да, то что именно целесообразно считать врожденным:

- знание универсальных грамматических принципов?

- некий механизм обработки поступающих к ребенку языковых данных?

Метод: трансформационный анализ

Результаты генеративной лингвистики:

Генеративная лингвистика про­из­ве­ла пе­ре­во­рот в тео­ре­тическом язы­ко­зна­нии, по-но­во­му по­ста­вив за­да­чи лин­гвис­тического ис­сле­до­ва­ния: не ог­ра­ни­чи­вать­ся стро­гим опи­са­ни­ем фак­тов, как это бы­ло при­ня­то в струк­тур­ной лин­гвис­ти­ке, а ис­поль­зо­вать фор­ма­ли­за­цию для то­го, что­бы вскрыть основные прин­ци­пы, ле­жа­щие в ос­но­ве язы­ка, и па­ра­мет­ры до­пус­ти­мо­го раз­но­об­ра­зия грамматической струк­ту­ры. Но­вая по­ста­нов­ка за­да­чи при­нес­ла важ­ные опи­са­тель­ные результаты – при­ве­ла к от­кры­тию мно­же­ст­ва ра­нее не­из­вест­ных грам­ма­тических фак­тов, в основном в об­лас­ти син­так­си­са, и к зна­чительному уточ­не­нию ра­нее из­вест­ных пра­вил (пре­ж­де все­го – кон­тек­ст­ных ус­ло­вий упот­реб­ле­ния грам­ма­тических фак­тов).

 

34. Когнитивная лингвистика и основные проблемы когнитивного анализа языка (преимущественно на базе её презентации)

Понимание языка.

Человек постоянно получает и перерабатывает информацию о мире. Значительную часть информации мы получаем с помощью языка.

Когнитивная лингвистика - изучение процессов получения, переработки и хранения информации, полученной с помощью языка и хранящейся в языковом сознании.

Язык понимается как когнитивный механизм, или когнитивный инструмент, предназначенный для хранения и переработки информации.


Задачи

1.Анализ ментального лексикона.

★ как организован доступ к слову и его извлечение из памяти;

★ в каком виде в памяти хранятся лексические единицы;

★ как связаны между собой единицы ментального лексикона и какие связи между ними наиболее значимы.  

2. Выявление типов знаний, используемых в коммуникации

а) собственно языковые знания:

- знание лексики и грамматики;

- знание правил употребления языка (в частности, стилистических норм);

- знание правил речевого общения;

б) внеязыковые знания:

- энциклопедические, или фоновые, знания;

- знания о собеседнике и коммуникативной ситуации

3. Изучение процессов обобщения и классификации знаний и фиксации результатов этих процессов в языке:

v процессы категоризации и концептуализации;

v базовый уровень категоризации;

v прототипы и их виды.

4. Выявление ментальных механизмов порождения и понимания текста

Методы

o концептуальный анализ (из академика: контент-анализ текстов с использованием наборов слов, объединённых по определенному основанию (категорий))

o психолингвистический эксперимент

o «дисциплинированная интроспекция» (из википедии: метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: