Аффиксация — присоединение к корням или основам аффиксов.
Аффикс — служебная морфема, которая присоединяется к корню (к основе) и служит для образования слов, импользуется для выражения ГЗ и является МП ГЗ.
Формообразующие аффиксы. Образуют ГФ того или иного слова, являются МП ГЗ и относятся к грамматическим средствам.
Это суффиксы: * писа л – суффикс «л» - пр. вр.; чита ющ ий — суффикс «ющ» - причастие;
И это окончания * красив ее — окончание «ее» - сравн. степень прилаг. Окончание есть только у изменяемых слов, может выражать несколько ГЗ; может быть нулевым, материально невыраженным * стол[] - м. р., ед. ч.
Агглютинативный аффикс – стандартный, однозначный, механически присоединяется к неизменяемой основе (корню). * тюркская языковая семья – татарский язык – «ат» (лошадь) – «атлар» (лошади) – атларда (на лошадях); *русский язык – «бер и» (повел. наклонение) – агглютинативный аффикс «и».
По положению относительно корня аффиксы делятся на:
- Постфиксы (после корня): флексия (окончание) * коридор ы, суффиксы * рыб к а;
|
|
- Префиксы (перед корнем): приставки * при ехать;
- Интерфиксы – не имеют собств. значения, служат для связи корней в сложных словах * узк о глазый;
- Конфиксы - комбинации из аффиксов * под окон ник, под стакан ник - префикс «под» + суффикс «ник»;
- Инфиксы - вставляются в середину корня и служат для выражения нового ГЗ * в латинском: vi n co (побеждаю), vici (победил);
- Трансфиксы - аффиксы, которые разрывают корень, состоящий из одних согласных * в арабском: КТБ – «идея письма», К а Т а Б а – «написал»;
Билет 22. Язык как система. Единицы языка и их иерархия в языковой системе.
Язык – знаковая система, важнейшим знаком которой является слово. Система языка – внутренняя организация совокупностей языковых единиц, находящихся между собой в определенных связях и отношениях. Каждый элемент языковой системы занимает определенное место и выполняет определенную функцию.
Элементы языковой системы:
1. Фонема – кратчайшая, далее неделимая единица строя языка, служащая для образования звуковых оболочек морфемных слов и их смыслоразличения. Односторонняя языковая единица – имеет только план выражения, со смыслоразличением связана косвенно – может выполнять смысловую функцию либо в составе морфемы, либо в составе слова.
2. Морфема – кратчайшая значащая единица языка, служащая для создания новых слов и ГЗ слов. Двусторонняя – имеет план выражения (звуковая оболочка) и план содержания (ее значение). В зависимости от того, какая морфема, зависит план содержания (Пришкольный – При – словообразовательное. значение; школь – ЛЗ; н – СЗ; ый- ГЗ). Основная функция морфемы – словообразующая и формообразующая (река – к реке – у реки).
|
|
3. Лексема – основная смысловая единица языка, служащая для наименования предметов, свойств, признаков, явлений. Двусторонняя: план выражения – звуковая оболочка, структурный облик; план содержания – закрепленное за ней индивидуальное лексическое значение. Основная функция – номинативная. Слово обладает смысловой самостоятельностью, в отличие от морфемы (-н-, при-; зима, экзамен). Лексема всегда грамматически оформлена (при – какая часть речи?). Лексема – языковой знак большего уровня обобщения.
4. Синтаксема – коммуникативная единица языка (средство формирования, выражения, сообщения мысли). Двусторонняя: план выражения – отрезок речи, имеющий интонацию, план содержания – предложение несет определенную информацию; главный его признак – предикативность – соотношение обобщаемой, передаваемой информации с определенным временным отрезком, планом.
Билет 23. Уровень языковой системы. Системные отношения между единицами одного уровня языковой системы.
Уровень языковой системы – совокупность однородных единиц языка. Уровни языковой системы: 1) Фонологический (фонемы); 2) Морфологический (морфемы); 3) Лексический (лексемы); 4) Синтаксический (синтаксемы)
Уровни языковой системы связаны типами отношений:
1. Иерархические отношения – отношения между единицами разных уровней языка; тип подчинении единиц низших уровней единицам высших. Каждая единица высшего уровня как минимум состоит от 1 единицы низшего уровня; каждая единица низшего уровня входит в состав единицы высшего уровня, функционирует в составе единицы.
2. Парадигматические отношения – отношения между единицами одного уровня языка, в основе которых – объединение единиц в группы на основе общности свойств и на основе из отличий. Благодаря этому, каждая единица уровня приобретает свою значимость. На морфологическом уровне: внутри словообразовательного гнезда (производные) – школа: школьник, пришкольный. На лексическом уровне: лексическая омонимия (сообщить, уведомить, информировать) – общее значение, но разные смысловые оттенки. На синтаксическом уровне: классификация сложных предложений: общее – несколько грамматических основ; различие – характер связи.
3. Синтагматические отношения – отношения между единицами одного уровня языка, определенные законы их сочетаемости друг с другом (Задано языковыми системами). На фонологическом уровне: звонкая согласная фонема никогда не сочетается с глухой – всегда оглушается. На морфологическом уровне: Чернота <=черный, белизна <=белый, обозначают определённый признак, но законы сочетаемости фонем не дают нам поменять суффиксы в словах. На лексическом уровне: лексическая сочетаемость (студент – широкая сочетаемость; табун – узкая) – язык ограничивает сочетаемость этого существительного. На синтаксическом уровне: в законе синтаксической сочетаемости – закон согласования, управления, примыкания (белая кофточка, а не белый)
Всеми этими отношениями мы овладеваем в речевой практике.
Характер отношений образует структуру языка – относительно устойчивый способ организации его единиц, основывающийся на характере тех системных отношений, которые действуют в рамках этого языка.