Билет 15. Переносные значения слова и способы их образования

Многозначность слова характеризуется связанностью и производностью всех ЛЗ, так что все его значения объединяются на общей семантической основе.

Прямое значение (номинативное, основное, первичное) – ЛЗ, обладающее непосредственной предметно-понятийной отнесенностью.

Переносное значение – ЛЗ, которое является не только производным, но и мотивированным, причем мотивировка основывается на сближении представлений и образности. * бархатный голос – голос мягкий, приятный, как бархат.

Способы образования переносных значений:

- Метафора – способ образования переносного значения на основании сходства обозначаемых явлений * зеркало реки – по признаку «ровная отражающая поверхность»;

* Разновидность метафоры - функциональный перенос – способ образования переносного значения по сходству функций: дворники машины («чистить»).

- Метонимия – способ образования переносного значения на основании смежности обозначаемых явлений * я съел две тарелки – по смежности в пространстве – сосуд и содержимое сосуда;

* Разновидностьметонимии - синекдоха – способ образования переносных значений на основе соотношения "часть – целое", "род – вид" * «Пуще всего береги копейку» («копейка» (вид) вместо «деньги» (род)).

Переносное направлено не только на предмет и понятие, но и на прямое значение, выражает отношение к предмету и понятию, которое часто бывает эмоционально-оценочным.

 

Билет 16. Понятие о внутренней форме слова. Виды мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и диахронной точек зрения.

Внутренняя форма слова признак, который кладется в основу названия предмета (мотивировочный признак, т. к. он мотивирует, объясняет, почему предмет получил такое название). Любое слово в момент возникновения имело свою форму. Так как внутренняя форма указывает лишь один признак предмета и понятия, то один и тот же предмет, одно и то же понятие может иметь несколько значений. Так возникают синонимы.

Слова, имеющие внутреннюю форму мотивированные слова.

С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, происходит процесс деэтимологизации, т. е. превращение мотивированного слова в немотивированное («чернила – черное», «белье – белое»). Немотивированные слова – слова, утратившие внутреннюю форму; носитель языка не может объяснить, откуда взялось такое название (арбуз, карандаш, кровать, оладья и т.д.).

Причины утраты внутренней формы в фонетическом слове:

- Внутренняя форма не отражает всего значения слова; она отражает лишь один признак, который бросился в глаза носителю языка в момент знакомства с предметом (белка) – лексическое значение оказалось шире;

- Слова, служившие производящей основой, могут устаревать, исчезать из языка («говядина» – старослав. «говядо» - «бык»)

Также существует такое понятие как «народная (ложная) этимология» - процесс, когда человек «додумывает» внутреннюю форму. * «подушка» («дуть») — «под ухом»

Виды мотивированности:

- фонетический (звукоподражательный) - «жужжать», «квакать»

- словообразовательный - «подоконник» «холодильник»

- семантический (слово употребляется в переносном значении) — «стеклянный взгляд» = «застывший взгляд»

Существуют диахронная и синхронная точки зрения.

Диахронная точка зрения изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов. Синхронная точка зрения изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Бывают случаи, когда с одной точки зрения слово может быть мотивированным, а с другой же — нет. Например, слово «колесо». В настоящее время утратилось слово, от которого оно образовано, поэтому с синхронной точки зрения слово «колесо» является немотивированным. Однако, обратившись к этимологическому словарю, мы обнаружим, что слово «колесо» было образовано от старославянского слова «коло», означавшего «круг». Таким образом мы видим, что с диахронной точки зрения данное слово является мотивированным.

 

Билет 17. Грамматическое значение слова.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

Слово грамматически оформлено, соотнесено с определенной частью речи.

Грамматическое значение отвлеченное, обобщенное языковое значение, присущее целому классу слов, существующее в системе противопоставления и имеющее особые способы материального выражения.

ГЗ слова не определяется его ЛЗ. Например, ЛЗ таких слов, как «пол» и «стол», различно, тогда как их ГЗ одинаково: они являются именами существительными одного и того же рода, числа, падежа. Такие слова, как «вход», «входить», «входной», имея один и тот же корень, объединяются лишь словообразовательной связью, а их ГЗ различно: имя существительное «вход» обозначает предметность, глагол «входить» – действие, а прилагательное «входной» – признак предмета.

ГЗ может быть материально не выражено. В таком случае оно определяется при противопоставлении слова с формами, где ГЗ материально выражено. * «писал[]» - нулевое окончание указывает на м. р., т. к. «писал[а]» (ж. р.) и «писал[о]» (ср. р.).

ГЗ организует мысль, ЛЗ наполняет ее конкретным содержанием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: