Глава 2. Направления внешней политики Испании в период диктатуры Ф. Франко

 

Несколько времени спустя после установления диктатуры в Испании, в мире разразилась Вторая мировая война.

Концепции о месте и роли Испании во Второй мировой войне стали возникать еще в ходе самой войны и в первые месяцы после её окончания. Создавались они сугубо для практических целей. Франко и его дипломаты создали три различных варианта версии о причастности Испании к всемирному конфликту: статус "нейтралитета" (сентябрь 1939 - июнь 1940 гг.), статус "невоюющей стороны" (июнь 1940 - октябрь 1943 гг.), статус "строгого нейтралитета" (октябрь 1943 - май 1945 гг.). [32] Эти варианты не соответствуют официальной периодизации внешнеполитического курса Испании, а скорее, совпадают с основными рубежами Второй мировой войны.

В период с сентября 1939 года по декабрь 1941 года Франко и его министры иностранных дел Х. Бейгбедер и Р. Серрано Суньер утверждали, что Испания с самого начала конфликта прилагала большие усилия, готовясь вступить в мировую войну в соответствии с имеющимися у неё возможностями. [33] Кульминационным пунктом этого периода были первые недели после нападения Германии на СССР. Франко тогда был уверен не только в уничтожении русского коммунизма, но и в грядущем поражении союзников. Но, несмотря на воинственные речи, Испания официально не вступила в войну ни летом 1940 года, ни зимой 1941 года, а после нападения Германии на СССР, Франко подменил вопрос об официальном вступлении Испании в войну посылкой на советско-германский фронт "голубой дивизии", созданной по требованию фалангистов-экстремистов.

В декабре 1941 года Франко счел нужным сменить прежню концепцию о заинтересованности Испании в войне на новую, более соответствующую, по мнению франкистской дипломатии, иной расстановке сил на международной арене. [34]

Согласно этой новой концепции испанского правительства, в мире идет не одна война, а три войны, и к каждой из них у Испании свои, особые отношения: Испания не принимает никакого участия в войне за экономические интересы наций Западной Европы, равно как Испания не принимает участия в войне между Соединёнными Штатами Америки и Японией. Что же касается войны между Германией и Россией, то это война идей, и в этой войне Испания на стороне Германии. То обстоятельство, что Испания продолжала определять свой статус как статус "невоюющей стороны", а не нейтралитета, Франко не раз объяснял своим желанием поражения России. И хотя всем было известно об участии "голубой дивизии" в войне против СССР, испанское правительство настаивало на том, что в "войне идей", в войне фашизма против коммунизма Испания оказывает помощь Германии преимущественно своим антикоммунизмом, то есть в идеологической сфере. [35] В этой связи делались оговорки, что официально Испания так и не участвует в войне с СССР.

Начиная с октября 1943 года Испания все настойчивее определяет свое место в мировом конфликте как полностью нейтральное. Наиболее полно эта концепция об абсолютной непричастности Испании к мировому конфликту была отражена в интервью Франко в июле 1945 года, в котором он заявил о полном отсутствии даже желания вступить в войну на всем её протяжении. [36]

Взгляд британского премьер-министра У. Черчилля на место и роль Испании в войне почти полностью совпадает с последней версией испанского правительства, но в отличие от Франко Черчилль был постоянен в своих оценках. И в своем заявлении в палате общин в октябре 1940 года, и в речи в палате общин 24 мая 1944 г., и на Потсдамской конференции в июле 1945 года - он постоянно причислял Испанию к числу "ничем не досаждавших" стран. [37]

Однако позицию Черчилля не разделял президент США Ф. Рузвельт. По его мнению, нейтралитет Испании носил весьма условный характер. Он неоднократно обращал внимание на позицию и помощь Испании странам "оси" в то время, когда война развивалась неблагоприятно для стран антигитлеровской коалиции, и объяснял благожелательные жесты Франко в адрес США и Англии в конце войны исключительно тем, что эти страны стоят на пороге победы над своими врагами. Для него существующий в Испании режим был связан со странами "оси" "не только в духовном отношении, но и своей политикой и своими действиями". Рузвельт ставил позицию Испании в прямую зависимость от того, как складывалось соотношение сил в ходе мировой войны.

Почти все современники и многие исследователи истории Испании периода войны отмечали, что в конечном счете позиция Испании в войне во многом зависела от воли Франко. [38] Внутренняя политика Франко сводилась к борьбе за сохранение безграничной власти над людьми, к борьбе за сохранение личной диктатуры, а конечная цель дипломатии во время Второй мировой войны и заключалась в создании предпосылок для сохранения именно такой формы правления на Пиренейском полуострове.

После окончания Второй мировой войны международная изоляция поставила франкистский режим на грань кризиса, мировые державы с опаской относились к фашистскому режиму в Испании. Однако после Второй мировой войны страны пошли на сближение с Испанией.26 сентября 1953 года между Испанией и США был заключен Мадридский пакт, который включал в себя три соглашения: об обороне, об экономической помощи, о помощи в целях взаимной безопасности. [39] Эти соглашения дважды возобновлялись: в 1963 и 1970 годах. [40] Распадался и фронт антифранкистски настроенных государств - членов ООН. Черчилль первым из влиятельных деятелей заявил о том, что безрассудно постоянно держать Мадрид в изоляции.

Французские политики, которые предвидели, что Парижу за его враждебную позицию по отношению к Ф. Франко когда-нибудь придется дорого заплатить в Северной Африке, присоединились к мнению британцев. Американская палата представителей большинством голосов проголосовала за распространение плана Маршалла и на Испанию. Преемник Рузвельта, напротив, использовал свое право вето и в 1949 году воспрепятствовал присоединению Испании к НАТО, в который с самого начала входила Португалия.

В конце Второй мировой войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф. Франко не терял надежды на примирение с Западом.

Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенности среди американцев; встреча между Ф. Франко и Салазаром 14 апреля 1952 года в Сьюдад Родриго завершилась твердой союзнической договоренностью и была, несомненно, первым контактом Испании с одним из государств НАТО в сфере оборонной политики. [41]

Франко не сдавал территорию в аренду, как этого желали бы американцы. Все базы, которые предусматривались по договору 1953 года - три аэродрома, семь радиолокационных станций и склады снабжения, а также база флота в окрестностях Роты, - будучи единым объектом, оставались суверенным владением Испании. Обещанная же Вашингтоном экономическая и военная помощь в размере 85 или 191 млн. долларов оказалась менее существенной, чем надеялись в Мадриде.

В 1950 году решением Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены ООН получили возможность восстановить дипломатические отношения с Испанией. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 года из состава этой организации.17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. [42]

После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 г. окончились неудачей. [43]

С середины 1950-х гг. началось "Испанское экономическое чудо", выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Довольно продолжительное время Испания занимала второе место в мире (после Японии) по темпам экономического развития. Помощь США, оказанная правительству Франко в рамках соглашений 1953 года, составила за 10 лет около 2 млрд. долл., из которых 800 млн. долл. прошли по статье "военные расходы". [44] Что же касается экономической помощи, то сюда входила стоимость строительства американских военных баз в Испании, которая составила около 500 млн. долл.

Испания в 1959 году приняла "План экономической стабилизации", ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. [45] Ф. Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества.

Нация ощущала рост новых импульсов. В 1964 году был зафиксирован прирост промышленного производства, равный 140,2%, что неожиданно выводило Испанию на первое место, обогнавшую Японию (139,2%) и США (121,6%). [46] Производство автомобилей возросло до 350 000 в год; в производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) наблюдался еще больший рост. Доход на душу населения за период с 1958 года увеличился более чем вдвое. [47]

Столь высокие темпы роста обуславливались внедрением американского, западногерманского, французского капиталов в экономику страны.

Американские стратегические планы в Испании были связанны с усиленной экономической экспансией. Используя экономические и финансовые затруднения франкистского режима, спекулируя на голоде и нищете испанского народа, американские корпорации превращают Испанию в свою "колонию". [48] США брали под свой контроль все жизненно важные отрасли народного хозяйства Испании. В первую очередь их интересуют стратегические материалы - вольфрам, олово, ртуть, уран, свинец, железная руда. Многие виды этого сырья эксплуатировались в США.

Американский капитал уже полностью контролировал в Испании производство, распределение и эксплуатацию природной электроэнергии. Особенно прочные позиции в энергетическом хозяйстве страны занимает компания "Дженерал электрик". Монополистам США принадлежат господствующие позиции также в области производства электрооборудования и машин. Американский капитал владел в Испании автосборочным заводом "Форд мотор Иберика", заводом "Фиат". К монополиям США перешла также химическая промышленность Испании по производству нефтепродуктов. Монополия "Стандарт Ойл" получила право на разведку нефти на испанской территории. [49]

В интересах монополистов были созданы "свободные зоны" в Барселоне, Севилье, Корунье, через которые направлялся почти весь экспорт оливкового масла, вольфрама, стратегического сырья. Создание "свободных зон" в испанских портах представляло для американцев не только коммерческий интерес. Эти зоны могли бы стать опорными пунктами для развертывания военно-стратегических баз. Захватывая в свои руки все ключевые позиции испанской экономики, американские монополисты начали восстанавливать военные предприятия, созданные в свое время немцами.

Стремительное проникновение американского капитала в экономику Испании вызвало серьезное беспокойство у английских промышленников и финансистов. Они опасались за свои концессии, расположенные на севере Испании. Там американцы проводили новые дороги к границам Франции. Англичане были обеспокоены не только потому, что Испания была источником сырья для британской промышленности. Испания занимала ключевые позиции на морских путях Британской империи, которые стремились захватить американцы. [50]

К 1959 году испанское правительство оказалось в тяжелом финансовом положении. Дефицит платёжного баланса за 1956-1958 годы составил около 700 млн. долл. Только с помощью американских кредитов и субсидий удалось выйти из положения. [51]

Вашингтон также содействовал тому, чтобы Франко получал помощь и по другим каналам: в 1959 году Испания получила от Международного валютного фонда, в который была принята в 1958 году, от Организации европейского экономического сотрудничества и ряда частных банков займы на 418 млн. долл. [52]

Под прикрытием лозунга "свободному миру нужна экономически сильная Испания" укреплялись позиции американского капитала в стране. Касаясь испанской политики поощрения притока капитала США, испанский посол в США Ареильса заявил 28 октября 1954 года корреспонденту газеты "АВС": "Вложение частного американского капитала в экономику Испании представляется мне фактором, имеющим огромное значение в процессе расширения и упрочения сотрудничества… Мы хотим стимулировать американские инвестиции при помощи более либерального критерия, устранив политику каких бы то ни было ограничений в отношении нормального участия…Экономически сильная Испания необходима для устойчивости свободного мира и для развития внешней политики США". [53] Такой курс Мадрида свидетельствовал о солидарности Мадрида с целями внешней политики Вашингтона.

Франкистское правительство соглашалось с этим, поскольку американская помощь была ему необходима не только в военном и экономическом отношении, но и как политическая поддержка. После 1953 года в Испании происходил процесс постепенного роста антифранкистских выступлений, что не могло не тревожить правящие круги США, сделавшие на режим крупную ставку.

Франкизм неоднократно прибегал к моральной поддержке Вашингтона, особенно для укрепления международного престижа. В этих целях использовались и многочисленные поездки в Мадрид американских высокопоставленных государственных деятелей и испанских министров в Вашингтон. Так, в ноябре 1955 года в Мадриде вел переговоры с членами испанского правительства Д. Даллес. [54] В беседах с Франко он касался вопросов, связанных не только с испано-американскими отношениями, но и с участием Испании в международных делах. Речь шла о возможности включения Испании в Средиземноморский блок, который позволил бы США связать Испанию более прочно с НАТО.

Стремясь к принятию Испании в НАТО, Вашингтон также настаивал на её включение в экономические системы Запада. А частности, об этом говорил в 1960 году американский посол в Мадриде Д. Лодж: "Мы можем надеяться, что Испания скоро полностью присоединится к европейско-североамериканской экономической системе…Можно надеяться, к благу всех заинтересованных, что Испания находится на пути к тому, чтобы стать еще одним полноправным членом в западноевропейском сообществе стран".[55]

Делая ставку на союз с США, правительство в соответствии с этим в своей внешней политике полностью поддерживало агрессивный курс Вашингтона, направленный на обострение международной обстановки. В период войны в Корее Франко открыто поддерживал агрессию США, в период Карибского кризиса в 1962 году испанское правительство было также на стороне США, в 1958 году во время высадки американских войск в Ливане, а также в 1961 году, когда американские части направились в Турцию для участия в военных учениях "Чекмэт - 2", испанские базы использовались в качестве промежуточных этапов для их переброски. [56]

Вашингтон, в свою очередь, поддерживал режим Франко еще и потому, что он продолжал оставаться "одним из самых мощных антикоммунистических бастионов Европы". [57] Сам Франко в традиционном рождественском послании говорил: "Если в один прекрасный день Европе вновь удастся стать единой, найти свою душу и восстановить свою миссию, то этим она прежде всего будет обязана испанскому крестовому походу против коммунизма". [58]

Однако, как ни тесно был связан франкистский режим с США, во второй половине 50-х годов наметились изменения во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе страны. Представители отдельных националистически настроенных кругов испанского капитала, а так же монополий, связанных с западно-европейским капиталом, понимали, что политика Франко мешала им освободиться от влияния контроля Вашингтона. Под их натиском режим вынужден был пойти на развитие экономических отношений с Кубой. Это стало первой брешью в антикоммунистической политике режима. Уже сам факт отношений с революционной Кубой показывал, что Испания во внешней политике все активнее проявляла самостоятельность, иногда даже резко противоречащую общему курсу США.

Испано-кубинские отношения развивались весьма неравномерно. Франко никогда не скрывал своего расположения к диктатору Батисте. На Кубе даже господствовало убеждение, что Испания оказала Батисте помощь живой силой и техникой в борьбе с Кубинской революцией, что определило особую остроту в отношениях между двумя странами после свержения диктатуры на Кубе, и всякий раз, когда действительность напоминала о революционном характере нового кубинского правительства, наступало охлаждение между Испанией и Кубой. Особой напряженности испано-кубинские отношения достигли в январе 1960 года, когда испанскому послу в Гаване Пабло де Лохендио маркизу Вельиска было предложено в 24 часа покинуть страну. Изгнание посла последовало после получившего широкую огласку инцидента на телестудии Гаваны 21 января 1960 года. [59] В этот день Ф. Кастро, выступая по телевидению, заявил, что Лохендио руководит действиями кубинской контрреволюции. Испанский посол явился в студию, прервал выступление и публично обвинил Кастро в клевете на Испанию. Франко был доволен поведением Лохендио и отблагодарил его, назначив послом в Швецию.

Но уже с конца 1961 года начался постепенный процесс смягчения напряженности в испано-кубинских отношениях. Решающую роль в этом сыграли соображения взаимной торговли: для индустриализировавшейся Испании проблема экспорта не менее остро, чем проблема импорта для подвергавшейся экономической блокаде Кубы. В Вашингтоне надеялись, что на пути развития торговли между Испанией и Кубой непреодолимым препятствием станет директива президента Кеннеди от 9 февраля 1963 года, запрещавшая предоставление помощи любому государству, которое в течение 60 дней не примет меры по прекращению доставки грузов с Кубы и на Кубу. [60] Официальная просьба испанского правительства не распространять эту директиву на торговлю Испании с Кубой была отклонена администрацией Кеннеди, тем самым, показывая желание пресечь первые признаки самостоятельности партнёра по пакту 1963 года.

Одним из основных объектов внимания индустриально развитых государств была Латинская Америка, являясь ареной столкновения интересов США, Западной Европы и Японии. Особую роль в борьбе за влияние на Латинскую Америку играла Западная Европа, где, на ряду со старыми, занимающими традиционно ключевые позиции в сфере торговле со странами Латинской Америки, всё активнее начинали проявлять себя более слабые государства, в том числе и Испания.

Специфика положения Испании в системе международных отношений определяется её традиционными связями не только со странами Европы, но также с Латинской Америкой. Установленные ещё во времена франкистской диктатуры связи ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия) с демократическими кругами латиноамериканской общественности значительно окрепли во второй половине 70-х годов.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. В начале 1970-х годов в испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного "центра силы" на внутреннюю и внешнюю политику Испании.

На руку США была и политика Мадрида в Азии. Испания там не имела таких исторических и культурных связей, о которых можно говорить в отношении Латинской Америки. Франко активизировал азиатскую политику лишь в погоне за международным престижем и стремился в первую очередь установить связи с такими союзами, как Багдадский пакт, а позднее СЕНТО (Организация Центрального Договора) и СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии).

В то же время проявление самостоятельности Испании отражало укрепление позиций страны на международной арене. В декабре 1955 года она была принята в ООН. В последующие годы Испания вступила в ряд западных международных организаций: в 1958 году - в Международный валютный фонд, Банк реконструкции и развития, в 1960 году Испания примкнула к Международной финансовой корпорации, подписала соглашение Организации по кооперированию и экономическому развитию. [61] Значительно активизировались отношения с западноевропейскими странами, особенно с ФРГ, Францией, что укрепляло позиции Мадрида в диалогах с Вашингтоном.

"Возвращение" Испании в Западную Европу началось с развития отношений с Федеративной Республикой Германии в середине 50-х годов. Правящие круги ФРГ видели в Испании возможного союзника как при проведении своей политики укрепления позиций в западных союзах, так и в своих реваншистских планах. При этом франкистское правительство представляло несомненный интерес для западногерманского империализма своей антикоммунистической направленностью. Так, один из бывших деятелей гитлеровской Германии фон Папен писал в те годы: "Иберийский полуостров, может быть, является сегодня единственным бастионом свободной Европы"[62]. Именно фон Папен дал толчок развитию испано-германских отношений. В апреле 1954 года он встретился в Мадриде с Франко, а в мае того же года состоялся первый официальный визит испанского министра Р. Кавестани в Западную Германию.

Подчеркивая серьёзность отношений, складывающихся с ФРГ, Франко в 1957 году отдал даже некоторые министерские посты в руки германофилов. В апреле 1958 года министр иностранных дел ФРГ фон Брентано и Кастиэлья, подписали в Мадриде соглашение относительно германских предприятий и имущества, конфискованных в 1948 году; была достигнута договоренность о частичном возврате конфискованной собственности. [63] В официальном коммюнике подчеркивалось, что соглашение открыло новый этап в испано-германских отношениях.

Довольно быстрыми темпами пошло проникновение западногерманского капитала в испанскую экономику. Ещё в 1955 году было заключено предварительное соглашение об эксплуатации урановых месторождений на юге Пиренейского полуострова и в Испанской Гвинее.

Наконец, Аденауэр и Франко поддерживали друг друга во внешнеполитическом и военном аспектах. Летом 1957 и 1959 года в Бонне состоялись предварительные переговоры о предоставлении ФРГ баз на испанской территории, которые продолжились в 1960 году. [64] Во время переговоров правительство ФРГ поддержало желание Мадрида вступить в НАТО.

К сближению Испании и ФРГ западные страны отнеслись неоднозначно. Президент США Эйзенхауэр не возражал против экспансии ФРГ за Пиренеи. Известный американский обозреватель Сульцбергер писал о позиции США: "поскольку представители Западной Германии утверждают, что участие в НАТО не служит препятствием для заключения между боннским правительством и Франко двустороннего соглашения, подобного американо-испанскому, "Вашингтон, сознающий щекотливость положения, создавшегося в результате наших собственных особых отношений с Франко, по-видимому, избегает занимать откровенную позицию". [65]

В Лондоне, наоборот, отрицательно отнеслись к стремлению ФРГ осуществить собственные планы отдельно от других членов НАТО. Отрицательно отнеслись к складывающемуся военному союзу "Бонн-Мадрид" и правительства некоторых стран-членов НАТО, которые не были поставлены в известность о секретных испано-германских переговорах, в первую очередь, Дания и Норвегия.

Несмотря на секретность, сведения о них просочились в печать. Переговоры франкистов и западногерманских милитаристов были расценены общественностью как акт, направленный против безопасности европейских народов. Реакция мирового сообщества была настолько сильна, что правительства Лондона и Вашингтона вынуждены были формально отмежеваться от испано-западногерманских переговоров. Однако позицию "непричастности" западных держав к испано-западногерманским военным переговорам разоблачил сам канцлер ФРГ Аденауэр и посол США в Бонне Даулинг. Аденауэр заявил, что во всех военно-политических делах правительство ФРГ действовало только с полного согласия НАТО. [66] Даунинг подчеркнул, что между правительствами США и ФРГ нет принципиальных разногласий по вопросу о создании баз снабжения бундесвера в Испании. ФРГ, пояснял американский посол, нуждались в базах, и если представительство ФРГ в НАТО предложит создать их в Испании или еще в какой-либо стране, то он не видит оснований для возражения. [67]

Во второй половине 1950-х гг. отмечалось явное сближение Испании с Францией. Основой послужило желание Мадрида и Парижа совместными усилиями сдержать напор национально-освободительного движения в своих колониях. С приходом к власти во Франции де Голля сближение двух стран все больше получало антиамериканскую окраску. Уже в 1958 году Париж продемонстрировал желание выработать совместно с Мадридом позицию по многим международным проблемам, в частности, связанным со Средним Востоком и Северной Африкой. Франция также, стремясь к усилению собственной роли в Западной Европе, хотела вовлечь страны Пиренейского полуострова в сферу своего влияния. В октябре 1959 года во время встречи Кастиэльи с французским министром иностранных дел Мюрвилем было достигнуто урегулирование ряда спорных вопросов в отношении их стран. Начался период быстрого сближения Испании и Франции в различных сферах деятельности. [68]

Уже в начале 1970-х годов Испанию ежегодно посещало до 27 млн. туристов, главным образом из Северной Америки и Западной Европы, в то время как сотни тысяч испанцев уезжали на заработки в другие европейские страны. [69] Однако государства Бенилюкса выступали против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран. Просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964 году. Пока Ф. Франко оставался у власти, правительства демократических стран Западной Европы не желали устанавливать с Испанией более тесных контактов.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70-е годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. [70]

В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет. [71]

Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф.М. Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию". [72]

Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации плана интеграции Испании с ЕЭС, начав диалог с Сообществом.

Первые переговоры между Испанией и ЕЭС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕЭС высказались против принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. [73] Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕЭС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых.

Экономический "бум" 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции "новой" буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики "автаркии" регулируемой экономики и перейди к экономической "либерализации", создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.

Демонтаж франкистских структур после смерти Ф. Франко, сопровождался повышением экономической и политической активности широких слоёв населения в Испании, острой внутриполитической борьбой, формированием основных концептуальных подходов ведущих политических партий Испании к вопросам внешней политики. В этих условиях происходил процесс становления латиноамериканского курса правительства Союза демократического центра во главе с А. Суаресом. При этом особый упор им делался на то обстоятельство, что Испания традиционно привержена идеям нейтралитета, стоит вне блоков.

Таким образом, можно проследить, что внешняя политика Испании в период диктатуры Ф. Франко на разных этапах не была однозначной. В период Второй мировой войны Испания придерживалась нейтралитета, при этом оказывала помощь странам "оси", направленную для борьбы с коммунистическим СССР. В то же время, придя к власти, Франко не мог сразу же вступить в войну, так, как это помешало бы ему укрепить свои позиции в стране, среди народа.

В первые послевоенные годы Испания подвергается внедрению американского капитала в экономику, таким образом превращаясь в сырьевую базу, рынок сбыта товаров, а также военную базу США. Во внешней политике также наблюдается ориентация на Вашингтон. Однако, уже в середине 1950-х годов Испания берет самостоятельный курс на внешнюю политику, не зависимый от Соединённых Штатов. Происходит сближение с Западной Германией и Францией, налаживаются отношения с Кубой, странами Ближнего Востока и Латинской Америки. Испания вступает в ряд международных организаций, такие как ООН, МВФ, МБРР; ведутся переговоры по вступлению в НАТО, ЕЭС.

С падением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В испанской исторической литературе он получил название "постфранкистский период" или "период демократизации". [74] Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход из международной изоляции.



Заключение

 

Проведя исследование по теме "Внешняя политика Испании в период диктатуры Франсиско Франко" можно сделать вывод, что установившиеся в Европе в 20-30-е гг. ХХ в. фашистские и нацистские режимы оказали огромное воздействие на формирование политического режима в Испании после окончания Гражданской войны. Итог же самой войны немало зависел от внешних факторов, таких так итало-германская интервенция, политика "невмешательства" со стороны Англии и Франции, политика нейтралитета со стороны США, военная и материальная помощь СССР, участие интернациональных бригад. Все вышеперечисленные факторы в определённой мере повлияли на ход Гражданской войны, по окончании которой установилась диктатура Ф. Франко.

Находясь у власти в Испании почти четыре десятилетия (1939-1975), Франсиско Франко быстро реагировал на изменения международной и внутриполитической обстановки, ловко приспосабливался к ним, легко менял союзников, преобразуя образ власти в соответствии с их симпатиями и осуществлял политику, которая нужна была им.

Основой внешней политики франкистского режима стало стремление играть роль "великой державы" на мировой арене. Придя к власти с помощью германского и итальянского фашизма и сохранив верность своим покровителям на протяжении всей Второй мировой войны, Франко длительное время лелеял планы расширения сферы испанского влияния и испанских колониальных владений.

Однако, после разгрома немецко-фашистских войск, он изменил курс внешней политики и переориентировал её на союз с США. Началось активное сотрудничество между этими двумя государствами, усилилась роль американского капитала и монополий в экономике Испании. Неравномерными оказались испано-кубинские отношения: их обострения и процессы смягчения сменяли друг друга. Ключевую роль сыграла взаимная торговля: проблема испанского экспорта и кубинского импорта привели к экономическому сотрудничеству. Активизировалась политика Испании в Латинской Америке. Возросла роль Испании в разрешении экономических проблем и урегулировании региональных конфликтов в странах Латинской Америки.

Наблюдался курс на сближение с ФРГ. Правящие круги Западной Германии видели в Испании своего союзника при проведении политики укрепления позиций в западных союзах; Испания, в свою очередь, при помощи сотрудничества с ФРГ укрепляла свои позиции на мировой арене как самостоятельное тоталитарное государство фашистского типа. Во второй половине 50-х годов наблюдается экономическое сближение с Францией. По отношению к СССР внешняя политика Франко носила антикоммунистический характер. Ни одна из стран Западной Европы не была так изолирована от стран социалистической системы, как Испания.

В целом внешняя политика Ф. Франко была довольно успешной, несмотря на то, что испанский режим не отвечал демократическим ценностям западных стран. Об этом свидетельствуют и развитие отношений со странами Западной Европы и США, а также тот факт, что в период диктатуры Испания вступила в ряд международных организаций, такие как ООН, МВФ, МБРР; также проводились переговоры по вступлению Испании в НАТО и ЕЭС.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: