Построение индикаторной диаграммы ДВС производим в координатах р - V (давление - объем) или p-S (давление - ход поршня) на основании данных расчета рабочего процесса.
В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе
, который в зависимости от величины хода поршня принимаем:
.
Отрезок ОА, соответствующий объему камеры сгорания:
. (51)
Масштаб давлений принимаем:
.
По данным теплового расчета на диаграмме откладываем в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках:
.
Построение политроп сжатия и расширения осуществляем графическим методом.
При построении из начала координат проводим луч ОС под произвольным углом а к оси абсцисс (
), а также лучи OD и ОЕ под определенными углами
и
к оси ординат, равными:
; (52)
. (53)
Политропу расширения строим с помощью лучей ОС и ОЕ, начиная из точки z, а политропу сжатия строим с помощью лучей ОС и OD, начиная с точки с.
На заключительном этапе построения наносим линии впуска и выпуска, а также производим скругления с учетом фаз газораспределения, опережения зажигания (впрыска), скорости нарастания давления в процессе сгорания. Для этого на диаграмме отмечаем положение следующих характерных точек:
.
Давление в конце такта сжатия:
. (54)
Для нанесения этих точек характерных точек на диаграмму установим взаимосвязь между углом поворота коленчатого вала и перемещением поршня. Применим для этого метод Брикса. Под индикаторной диаграммой строим вспомогательную полуокружность радиусом
, равным половине хода поршня. Далее от центра полуокружности (точка
) в сторону н.м.т. откладываем поправку Брикса:
. (55)
где
- для автомобильных двигателей:
.
Ориентировочные значения углов поворота коленчатого вала, определяющих положение характерных точек действительной индикаторной диаграммы:
;
;
;
;
;
;
.
Нанесенные на диаграмму характерные точки соединяются плавными кривыми.

Рисунок 1 – Индикаторная диаграмма бензинового двигателя
двигатель топливо скоростной






